Анализ библиографической работы детской библиотеки(детского отделения ЦБС)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 21:53, контрольная работа
Описание работы
Централизованная библиотечная система (ЦБС) была образована в 1977 году, как Централизованная библиотечная система Советского района, по Постановлению исполкома Советского района. В 1992 году ЦБС была переименована в Централизованную библиотечную систему № 2 ЮАО города Москвы, по распоряжению префекта Южного округа.
Тема: "Анализ библиографической
работы детской библиотеки(детского отделения
ЦБС)".
1. Краткие сведения о библиотеке.
Централизованная библиотечная
система (ЦБС) была образована в 1977 году,
как Централизованная библиотечная система
Советского района, по Постановлению исполкома
Советского района.
В 1992 году ЦБС
была переименована в Централизованную
библиотечную систему № 2 ЮАО города Москвы,
по распоряжению префекта Южного округа.
В 2003 году ЦБС была
переименована в Государственное учреждение
культуры "Централизованная библиотечная
система № 2 Южного административного
округа города Москвы".
В 2014 году произошло
объединение ЦБС № 2 с ЦБС № 1 и ЦБС № 3
ЮАО г. Москвы - общее юридическое наименование:
ГБУК г. Москвы "ЦБС ЮАО".
"Тютчевка" и филиалы
– состав библиотек: 12 - взрослых, 7 - детских.
Книжный фонд Тютчевки и филиалов составляет: 686
000 экземпляров.
Количество пользователей библиотек: 77
700 в год.
Книговыдача составляет: 1 668 000 экземпляров
в год.
Библиотеки ГБУК г.
Москвы «ЦБС ЮАО" предоставляют пользователям
традиционные услуги:
-выдача книг, периодических
изданий на абонементах, в читальных залах,
организовываются передвижки в организациях
и учебных заведениях, осуществляется
книгоновшество для ветеранов и людей
ограниченных возможностей;
предоставление фонда открытого
доступа к книгам и справочно - библиографического аппарата;
осуществляется заказ литературы
по телефону;
организовываются выставки
новых поступлений, картотеки новинок,
проводятся Дни информации, обзоры новых
поступлений, как формы текущего информирования;
проводятся экскурсии по библиотеке,
библиотечные уроки, Дни библиографии,
которые формируют у читателей информационную
культуру;
для пропаганды книги по всем
отраслям знаний организовываются литературные
гостиные, салоны, утренники для детей,
устные журналы, диспуты, театрализованные
представления, клубы по интересам, встречи
с писателями, артистами, врачами, юристами
и другими специалистами.
Детская библиотека № 141:
Метро" Пражская",адрес:
Чертановская д. 41, корп. 3
Телефон: (495)386-65-65, E-MAIL: bibl141@cbs2uao.ru
Зав. библиотекой: Нагапетян Маргарита
Сергеевна
Время и график работы:
Ежедневно: 11.00 – 18.00
Вторник, пятница: 12.00 – 19.00
Суббота: 10.00 – 17.00
Воскресенье: Выходной
Последний день месяца - санитарный. Для
читателей библиотека не работает.
Структура библиотеки:
Абонемент для всех возрастов
Абонемент для всех возрастных
групп
Общий читальный зал
Комната сказок
Компьютерное рабочее мультимедийное место
Книжный фонд библиотеки составляет
30123 экземпляров; систематизирован по
всем отраслям знаний.
Количество читателей - 4 300
Периодические издания (наименование)
- 53,среди которых присутствует "Книжное
обозрение"
Справочный аппарат библиотеки:
Каталоги: Алфавитный и систематический
каталоги
Картотеки: Картотека статей
Справочно-библиографический
фонд - Справочные издания. Словари. Универсальные
энциклопедии и издания энциклопедического
характера. Специальные энциклопедические
издания по различным отраслям знаний.
Библиографические указатели.
О библиотеке: основана в 1974 году, занимала
часть первого этажа жилого дома по Варшавскому
шоссе. С 1985 года занимает специализированное
отдельное здание в районе Чертаново Центральное.
2. Организация библиографической
работы библиотеки.
Основные направления работы:
«Чтение открывает новые миры»:
Программа информационной поддержки и
развития чтения в районе библиотечного
обслуживания.
«Созвездие»: Центр досуга.
Специальная программа района (Управа,
Муниципалитет, ДШИ «Тутти». «Палитра», досугово-спортивный центр «Высота», ЦКиС) по работе с семьями, на базе детской библиотеки. Для семей, многодетных семей, семей с детьми инвалидами.
«Детских рук прекрасное уменье»:
Выставка творческих работ детей особой
заботы. Экскурсии по библиотечным экспозициям.
«Зоренька»: Путешествие на
сказочную планету»: Лекторий. Для дошкольников
и 1-5 классов
«Детский клуб «Карапузики»:
Группа развития для детей от 10 месяцев
до 6 лет. Педагоги клуба «Карапузики»
«Библиотека на дому»: Книгоновшество
«Творчество без границ»: Выставки
творческих работ людей ограниченных
возможностей. Совместно с Муниципалитетом.
«Герои книги на экране»: Просмотр
мультфильмов, конкурсы, викторины. В рамках телегостиной «Встречи с кинематографом». Для детей ограниченных возможностей и посетителей дневного стационара ЦСО.
Прочие услуги, оказываемые
библиотеками ГБУК
г. Москвы "Централизованной
библиотечной системы ЮАО":
1. Сканирование
1. Сканирование
2. Ламинирование
3. Брошюровка, переплет
4. Библиотечно-информационные
услуги:
Приём/передача разовых сообщений по электронной почте
с помощью сотрудника
библиотеки
Поиск информации в нормативно-
правовой базе "Консультант +" с помощью
сотрудника
Распечатка документов из базы
данных "Консультант +" (на лазерном принтере)
3.Справочно-библиографический
аппарат библиотеки (СБА).
Согласно ГОСТ 7.26-80 «Библиотечное
дело. Основные термины и определения»
справочно-библиографический аппарат
(СБА) библиотеки есть совокупность справочных
и библиографических изданий, библиотечных
каталогов и картотек, предназначенная
для пропаганды произведений печати и
других документов и целенаправленного
руководства чтением.
В то же время в органах НТИ
и во многих научно-технических библиотеках
получил распространение и официальное
признание другой термин: справочно-поисковый
аппарат (СПА).
В ГОСТ 7.27-80 «Научно-информационная
деятельность. Основные термины и определения»
СПА определен как «совокупность упорядоченных
массивов вторичных документов, предназначенная
для поиска научно-технической информации».
Таким образом, в официальных
определениях СБА и СПА выделены разные
функции: в первом случае - пропагандистско-педагогическая
(оценочная), во втором - поисковая. В этом
- ограниченность обоих определений. Для
того чтобы они были более точными, их
содержание следует объединить в одном
определении.
Поэтому в целях достижения
необходимого терминологического единообразия
эти термины, вероятно, будут заменены
другим, более точным единым термином.
На такую роль может претендовать, например,
термин «справочный аппарат библиотеки»
или органа НТИ. Его главные достоинства
- простота, отсутствие излишней детализации.
Вместе с тем суть обозначаемого объекта
в самой общей форме отражена в нем достаточно
ясно.
В самом общем смысле СБА библиотеки
представляет собой не только средство
библиографического и фактографического
поиска, осуществляемого в самых различных
целях, но и основу всех без исключения
направлений библиографической деятельности
библиотеки, всей работы с читателями.1
СБА любой библиотеки, в том
числе и детской, состоит из двух основных
частей: справочно-библиографического
фонда (СБФ) и системы каталогов и картотек.
В СБА обычно выделяют:
фонд справочных изданий; фактографические
поисковые системы;
каталоги;
библиографические издания
и картотеки (базы данных); архив выполненных
справок;
единый алфавитно-предметный
указатель или ключ к СБА.
Первоначально в СБА входили
каталоги, раскрывающие состав и содержание
документального фонда библиотеки, затем
стали включаться различные справочные
издания, библиографические пособия, в
том числе создаваемые в библиотеке, библиографические
картотеки, а также копии наиболее значительных,
ранее выполненных письменных библиографических
справок, как в данной, так и в других библиотеках.
Функции СБА по расширению информационного
потенциала любой библиотеки за счет предоставления
сведений об отечественных и зарубежных
документах безотносительно к их местонахождению
конкретизируется первоочередным требованием:
обеспечить читателям доступ к единому
библиотечному фонду страны.
Чрезвычайно важным аспектом
развития СБА библиотек в современных
условиях является все более широкое использование
новейших технических средств, в том числе
ЭВМ, создание в библиотеках крупных автоматизированных
баз библиографических данных.
Общие требования к СБА отдельной
библиотеки сводятся к тому, что он должен:
соответствовать объему и содержанию
работы библиотеки определенного типа,
всемерно способствовать решению стоящих
перед ней народнохозяйственных, воспитательных
и других задач;
оперативно пополняться новыми
материалами и освобождаться от устаревших,
неиспользуемых и дублирующих друг друга
источников;
профилироваться в соответствии
с договорами о кооперации и координации
с другими библиотеками и органами НТИ;
сохранять единство, совершенствовать
свои системные качества на основе всемерного
развития специфических функций составляющих
его частей и, вместе с тем, усиления взаимодействия
между ними.
Задачи СБА:
- комплектование фонда библиотеки,
- докомплектование фонда библиотеки.
Особенно важна роль СБА в разных
формах пропаганды фонда, в библиографическом
информировании читателей, их справочно-библиографическом
обслуживании, в руководстве чтением,
в процессе подготовки библиографических
пособий, в работе по повышению уровня
библиографической подготовки библиотекарей
и читателей, в методической работе библиотек.
4. Использование библиографических
средств в руководстве чтением.
Библиографическая деятельность
представляет многообразие продукции,
направленной на продвижение книги и чтения:
печатные, карточные и электронные каталоги,
картотеки и базы данных, библиографические
пособия всех форм и жанров, рекламная
библиографическая информация издательств
и книготорговых организаций, информационно-аналитические
издания (дайджесты, библиографические
журналы, досье и т. д.), комплексные тематические
медийные продукты и др. Библиографическая
информация, составляющая ядро библиографии,
является средством систематизации документов
и организации чтения пользователей. Поэтому
в библиографической информации можно
выделить два компонента: 1) содержательный
2) документографический 2.
Библиографическая информация
представляет собой неразрывное единство
этих двух компонентов и используется
по нескольким на- правлениям:
для информирования пользователя
о документальном массиве, потоке или
готовящихся к публикации документов;
для поиска информации в распределенных
документальных источниках (в том числе
электронных);
для экспертной оценки содержания
документа и ориентации пользователя
в информационных массивах.
Эти направления реализуют
три функции библиографической информации:
коммуникативную, поисковую и оценочную,
каждая из которых способствуют поддержке
и продвижению чтения.
Современные исследователи
провозглашают информационную функцию
рекомендательной библиографии, видя
ее цель в информировании, основанном
на принципе качественного отбора информации
с учетом конкретного читательского адреса.
Однако изменилась не только сущностная,
содержательная сторона поддержки и продвижения
чтения. Развитие технических средств
и технологий существенно расширило возможности
использования различных коммуникационных
каналов для таких целей.
Печать является одним из видов
массовых коммуникаций, обеспечивающих
быструю передачу и массовое тиражирование
информации на бумажном носителе. Можно
выделить три основные печатные формы,
включающие библиографическую информацию:
издания библиографических пособий, информационно-библиографические
периодические издания и библиографическая
информация на страницах отраслевых и
литературно- художественных периодических
изданий. Библиотеки выпускают списки
литературы и тематические библиографические
указатели. Большее внимание уделяется
созданию библиографических пособий малых
форм: списков, закладок, буклетов. Тематику
библиографических пособий определяют
информационные запросы пользователей,
приоритетные направления и программы,
по которым работают библиотеки: краеведение,
рекомендации новинок художественной
литературы, актуальные проблемы конкретных
социальных групп (детей, молодежи, школьников,
пенсионеров, молодых семей и т. д.). Следует
особо отметить опыт подготовки текущих
рекомендательных библиографических
указателей по новинкам художественной
литературы. Зачастую библиографические
издания готовятся на основе библиографических,
фактографических и полнотекстовых баз
данных библиотек. Так,библиотека на
основе библиографической базы данных
«Мир молодежи» выпускала одноименный
текущий библиографический указатель,
на основе полнотекстовой базы данных
по проблемам наркомании и СПИДа вышел
выпуск обзорной информации «Игла- смертельная
игра».