Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 20:03, лекция
На рубеже 20–21 вв. в результате глубоких социально-экономических и политических реформ архивная система вместе со всей страной пережила очень серьезную трансформацию. В свете этих реформ, необходимо было решить организационно-правовые и методические проблемы комплектования, сохранения и использования документов на совершенно новой основе. Этот вопрос встал тогда особенно остро по ряду причин.
Архивное дело в 90-х
Предпосылки архивной реформы в 1990‑х гг. в России
На рубеже 20–21 вв. в
результате глубоких социально-
Главные из них: богатейшее архивное наследие, хранящееся в стенах архивов, широчайший круг источников комплектования, стремительно меняющих формы собственности, внутренние структуры, направления деятельности, подведомственность, источники финансирования и т.д.
Приватизация крупнейших промышленных предприятий, ведущих научно-исследовательских институтов, грозила потерей целого комплекса научно-технической документации.
Активный процесс банкротства,
Развитие передовых технологий и всеобщая компьютеризация, влекущая за собой массовое образование документов на нетрадиционных носителях, когда основная часть архивов ориентирована на комплектование документами на бумажной основе.
2. Основные направления архивной реформы в 1990‑х гг. в России
Основными направлениями архивной реформы 90‑х гг. были:
· воссоздание Архивного фонда России,
· ограничение и лишение монопольного права на постоянное ведомственное, хранение документов бывших КГБ СССР, МИД СССР,
· создание на базе бывших
партийных архивов центров
· становление и развитие негосударственной части Архивного Фонда, в связи с процессами разгосударствления, приватизации, формирования новых форм собственности,
· демократизация архивного дела.
Указом Президента Российской Федерации от 28.11.1991 №242 на базе упраздненных Комитета по делам архивов при СМ РСФСР и Главного архивного управления при СМ СССР создается Комитет по делам архивов при Правительстве РСФСР, в дальнейшем – Российской Федерации с широким кругом функций и полномочий.
В сентябре 1992 г. - преобразование Роскомархива в Государственную архивную службу России
Архивные органы и архивы городов и районов, подчиненные органам местного самоуправления и ставшие муниципальными архивными учреждениями, были выведены из системы учреждений Росархива после того, как принятая в декабре 1993 г. Конституция Российской Федерации установила, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.
В первой половине 90‑х годов складывается современная типология российских архивов, включающая государственные архивы – федерального уровня и субъектов Российской Федерации, ведомственные архивы, муниципальные архивы и негосударственные архивы.
На федеральном уровне утвержденная в июне 1992 г. Правительством Российской Федерации сеть включила, помимо бывших центральных государственных архивов СССР и ЦГА РСФСР Дальнего Востока, созданные в октябре 1991 г. на базе партийных архивов Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории, Центр хранения современной документации и Центр хранения документов молодежных организаций, а также созданный в апреле 1992 г. в результате слияния ЦГАОР СССР и ЦГА РСФСР Государственный архив Российской Федерации.
В целом более стабильная система архивов в субъектах Российской Федерации также пополнилась партийными архивами либо в качестве самостоятельных архивных учреждений, либо на правах структурных подразделений ранее существовавших государственных архивов.
В ответ на новые вызовы времени в ряде регионов началось создание архивов документов по личному составу и специализированных архивов, в том числе хранящих документы на небумажных носителях.
Примерно такая же
картина сложилась и в самом
многочисленном –
Ведомственные архивы оказались
представленными текущими архивами
собственно федеральных органов
государственной власти, текущими архивами
их территориальных органов и
подведомственных организаций, а также
специализированными
Наконец, негосударственные архивы включили разнообразные архивы частных коммерческих и финансовых структур, различных официально зарегистрированных фондов, политических партий, профсоюзных организаций, общественных движений и творческих объединений, религиозных конфессий и частных лиц.
«Основы законодательства Российской Федерации об архивном деле в Российской Федерации и архивах» включили в себя ряд важных принципов организации архивного дела, впервые закрепленных законодательно и не потерявших своей значимости и сегодня.
Прежде всего, в них был провозглашен принцип разграничения документов Архивного фонда страны в зависимости от форм собственности на государственную и негосударственную части, что соответствовало процессам общественного развития новой России.
принцип публичности государственной части Архивного фонда страны.
принцип защиты национальных интересов в архивном деле, связанный с запретом на безвозвратный вывоз за пределы страны государственной части Архивного фонда и уникальных и особо ценных документов его негосударственной части.
В целях совершенствования нормативно-правовой базы отрасли, устранения или хотя бы нейтрализации навязанного законодателями несовершенства «Основ…» Росархив разработал «Положение об Архивном фонде Российской Федерации», куда были включены принципиально важные технологические нормы, имеющие законодательный характер, но исключенные из «Основ…», а также модельный правовой акт об архивном фонде субъекта Российской Федерации и архивах, который помог их архивным органам более четко разграничить полномочия региона и Федерации в области архивного дела, примерные положения об органе управления архивным делом, государственном архиве, его структурных подразделениях, о районном и городском архиве, о совещательных органах архивов и др.
Значительные достижения в правовом регулировании архивного дела выглядят еще более впечатляющими на фоне постоянно ухудшающегося в этот период финансового и экономического положения российских архивов, что явилось следствием общеэкономического кризиса в стране.
Поэтому многого из задуманного реализовать не удалось. В частности, не получилось добиться утверждения самостоятельной и весьма содержательной федеральной программы развития архивного дела в Российской Федерации на 1993–1995 гг., разработанной Росархивом в рамках работы по подготовке постановления Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в архивном деле, которое было принято в августе 1993 г.
Бедственное финансовое положение архивов было усугублено августовским дефолтом 1998 г.
За десятилетие архивной
реформы были приняты
Федеральный закон
«Об архивном деле в
Положение об Архивном
фонде Российской Федерации (
Положение о порядке
учета архивных документов при
приватизации государственного
и муниципального имущества (
Правила работы пользователей
в читальных залах
Регламент государственного
учета документов Архивного
Положение о порядке
рассекречивания и продления
сроков засекречивания
Положение о порядке
рассекречивания документов, созданных
КПСС (утверждено решением