Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:09, контрольная работа
С момента зарождения письменности создавалась и культура написания документов. Изначально фиксировались лишь отдельные, наиболее важные исторические моменты. По мере зарождения и становления государства, развивалась и система делопроизводства. Возрастание объема документации приводили к увеличению сложности по управления технологическим циклом движения документов. Перспективы значительного увеличения уровня автоматизации и механизации создания, обработки и контроля за движением документов появились с использованием компьютеров и созданием компьютерных технологий в делопроизводстве.
Введение ………………………………………………………………………………….3
1. Делопроизводство в Древнерусском государстве……………………………………4
2. Приказное делопроизводство………………………………………………………….5
3. Коллежское делопроизводство……………………………………………………...…7
4. Министерская система управления и делопроизводства…………………………….8
5. Современное состояние системы управления и делопроизводства и пути его совершенствования…………………………………………………………………….….9
Список литературы………………………………………………………………………..
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Российский государственный аграрный заочный университет
(ФГОУ ВПО РГАЗУ)
Экономический факультет
Кафедра «Менеджмент и социология труда»
ОСНОВЫ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
Владимир 2013
СОДЕЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
1. Делопроизводство в Древнерусском государстве……………………………………4
2. Приказное делопроизводство……………………………………
3. Коллежское делопроизводство……………………………………
4. Министерская система управления и делопроизводства…………………………….8
5. Современное состояние системы
управления и делопроизводства и пути
его совершенствования…………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Документационное обеспечение управления (ДОУ) – сложный производственный процесс, осуществляемый специалистами службы ДОУ, для организации документирования и управления технологическим циклом движения документов.
С момента зарождения письменности создавалась и культура написания документов. Изначально фиксировались лишь отдельные, наиболее важные исторические моменты. По мере зарождения и становления государства, развивалась и система делопроизводства. Возрастание объема документации приводили к увеличению сложности по управления технологическим циклом движения документов. Перспективы значительного увеличения уровня автоматизации и механизации создания, обработки и контроля за движением документов появились с использованием компьютеров и созданием компьютерных технологий в делопроизводстве.
В данном реферате рассмотрим делопроизводства в Древнерусском государстве, приказное и коллежское делопроизводство, Министерскую систему управления и делопроизводства, современное делопроизводство.
Название «делопроизводство» сохранилось
от дореволюционной России. История государственных учреждений
в царской России свидетельствует, как
шаг за шагом рос государственный аппарат,
множилось чиновничество, бюрократия,
игравшая важную роль в жизни государства.
В работе чиновников дореволюционной
России писание документов, как тогда
говорили, и бумаг, работе с ними занимали
главное место. Обладая огромной властью,
чиновники использовали «бумаги» в качестве
орудия укрепления государства помещиков
и капиталистов. Царская бюрократия была
одной из опор самодержавия, являясь основной
государственной машиной управления.
Делопроизводство в учреждениях царской
России отличалось крайне бюрократическим
характером. В учреждениях царила канцелярщина
и волокита. Среди чиновников процветало
взяточничество. Часто дела рассматривались
годами.
Понятие и слово «делопроизводство» возникли
в центральных учреждениях Московского
государства – приказах – несколько столетий
назад (ХV – ХVI в.в.). Тогда под делопроизводством
понимали письменное оформление, рассмотрение
и решение вопрсов («дел») в приказе. Каждое
дело начиналось подачей в приказ челобитной
(в ХVIII – ХIХ и начале ХХ в.- прошение). К
ней присоединялись различные справки,
следственные документы, решение приказа
и другие материалы. Все составляли «дело»
по данному «производству», иначе – его
«делопроизводство». Совокупность дел
также называли делопроизводством.
В ХVIII в. правила ведения делопроизводства
нашли подробное отражение в законодательстве.
Особенно подробно эти правила были сформулированы
в Генеральном регламенте (1720г.) Указание
Генерального регламента царской бюрократии
почитались за непреложный закон. В значительной
мере он сохранил свою силу до падения
царизма.
Но и Генеральный регламент и последующее
законодательство ХIХ и начала ХХ в. под
делопроизводством понимали главным образом
порядок письменного оформления производства
дел, а также переписку.
Делопроизводство же, как система документирования
самых разнообразных сторон деятельности
государственных учреждений, развивалось
в нескольких направлениях и было представлено
несколькими системами документирования.
Так, уже в приказах отчетливо обособляется
система документирования административной
деятельности, или административное делопроизводство.
Управленческая, административная деятельность
имеет место в каждом учреждении – большом
малом, центральном и местном. Без администрации,
которая руководит работой учреждения,
оно действовать не может.
В силу этого административное производство
было самым распространенным.
Почти параллельно с административным
делопроизводством как самостоятельная
развивалась система документирования
учета, вначале бухгалтерского, а затем
и статистического.
Отдельные системы документирования возникли
в области военной, судебной и дипломатической
деятельности. Все эти системы документирования
носят название специальных.
Развитие специальных систем документирования
в дальнейшем еще более усилилось. Так,
большое значение в царской России приобрела
коммерческая («деловая») корреспонденция.
Она широко распространена в торговых,
промышленных предприятиях и частично
проникла в государственные учреждения
.
Приказное делопроизводство.
Приказное делопроизводство на Руси существовало на рубеже XV – XVII вв. Происхождение приказов связано с практикой личных поручений (приказов) великого князя ближайшему окружению – князьям и боярам по разрешению отдельных вопросов государственного управления. Их деятельность объединялась высшим правительственным учреждением – Боярской Думой.
Во главе отдельного приказа стоял приказной судья, назначенный из думских чинов. В его ведении состояли дьяки, управлявшие подьячими. В крупных приказах подьячие объединялись в «столы» или «повытья» - территориальные подразделения приказов. Для приведения в исполнение разных распоряжений существовали толмачи, трубники, недельщики и др. За ошибки, допускаемые в официальных документах, подьячих строго наказывали: били батогами, лишали жалованья.
На местах в ведении приказов состояли воеводы, управляющие территориями и выполнявшие предписания центральных властей. Воеводы имели свою «канцелярию» - приказную избу из помощников – «меньших» воевод и дьяков. В приказной избе хранились государственная городская печать, денежные суммы и велось делопроизводство.
В XV в. дорогостоящий пергамент вытеснила бумага, изначально западноевропейская, а со второй половины XVII в. – своя, отечественная. Первоначально бумага изготовлялась из тряпья, а чернила делались из солей железа и дубильных веществ, добываемых из чернильных орешков – наростов на дубовых листьях. Тест был особенно стойким и почти не выцветал. Поэтому документы этого периода достаточно хорошо читаются и по сей день.
Инструментами письма служили гусиные перья, затачиваемые особым образом, которые применялись до второй половины XIX в., хотя в начале XX века появились металлические перья. Тест посыпался мелким кварцевым песком.
В делопроизводстве приказов использовалась форма документа – столбец (столп, столпик), свиток из подклеенных друг к другу узких листов бумаги. Важные государственные акты имели до трех сотен метров. Текст в столбцах имелся только с одной стороны, оборотная использовалась для проставления помет, резолюций, адреса.
Наряду со столбцовой формой документации в приказах зародилась и начала применяться тетрадная форма. Тетрадь – это лист бумаги, сложенный вдвое. Тетради собирались вместе, переплетались и составляли книги. Все документы группируются в следующие основные виды: грамоты (царские указы или указные грамоты), приговоры, наказы, доклады, памяти, отписки, челобитные.
Процедура подготовки документов включала следующие основные этапы: 1)поступление документа на рассмотрение;
2)подготовка документа к «докладу»;
3)рассмотрение и решение дела;
4)оформление документа, содержащего решение.
Структура приказа
ПРИКАЗНОЙ СУДЬЯ
(в некоторых приказах судей было 2 и более, так называемые товарищи судьи)
ДЬЯК
(от одного до трёх ; в крупных приказах - от 6 до 10 человек)
ПОДЬЯЧИЕ
(в зависимости от возраста : старшие, средние и младшие)
Государственные документы этого периода делились на законодательные, издаваемые органами государственной власти, и документы, составляемые органами государственного управления. Виды документов этого периода: грамоты ( царские указы, посылаемые из приказов на места - боярам,
воеводам, приказным людям), приговоры, наказы, доклады, памяти, отписки (документы, поступавшие с мест, от воевод), челобитные.
Приказы представляли царю отписки или доклады; воеводам или другим местным начальникам царь давал наказы, приказы между собой сносились памятями; обращение граждан к центральной власти оформлялись в виде челобитной.
В приказной период постепенно создаётся система делопроизводства центральных и местных учреждений, складываются кадры делопроизводственных служащих, создаются устойчивые формы документов и приёмы их составления, появляются отдельные законодательные акты о порядке документирования и составления частных актов.
Коллежское делопроизводство.
Становлением системы коллежского делопроизводства начал заниматься Петр I. В 1699г. он вводит в обращение гербовую бумагу, а в 1700г. издает указы об отмене столбцовой формы документа и всеобщем переходе к тетрадной форме.
Первым учреждением стал Сенат – первоначально законодательный орган и орган надзора за правительственными учреждениями.
Для работы правительство из-за боязни перенесения старых приказных порядков в новые учреждения стало приглашать иностранных специалистов для занятия канцелярских должностей. Учреждается должность экзекутора – для записи всех исходящих указов в особые книги и контроля за их отправкой и об исполнении указов. При малейшей задержке исполнения указа экзекутор обязан доносить об этом генерал-прокурору.
В результате петровских реформ в области управления сложилась следующая система учреждений: Сенат, Синод, Кабинет и Коллегии – в центре, губернатор, воевода, комиссары и другие органы – на местах.
Первоначально коллегия руководствовалась своим регламентом, затем законодательной основой реформы стал «Генеральный регламент», утвержденный Петром I 28 февраля 1720г. Этот регламент ввел систему делопроизводства, получившую название «коллежской». Доминирующее получил коллегиальный способ принятия решений присутствием коллегии.
Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. Кроме него в состав канцелярии входили нотариус, регистратор, актуариус, канцеляристы, копиисты, переводчики, толмачи (для устного перевода) и вахмистр (сторож для охраны).
Серьезным новшеством было введение подписи руководителя присутственного места на документе и членов коллегии, принимавших участие в решение вопроса. Впервые Петр I стал лично подписывать издаваемые им указы.
Нотариус вел реестр нерешенных дел. Актуариус вел общий журнал всех входящих документов. У регистратора находились регистрационные книги – журнал с краткой записью содержания дел, решенных в коллегии и четыре регистрационные книги – A, B,C и D. Книги А и В – для регистрации исходящих документов, C и D – входящих. Книга А использовалась для записи краткого содержания документов, отправляемых на имя царя или в Сенат; книга В – краткого содержания документов, направляемых другим учреждениям и лицам; С – содержала в хронологической последовательности краткие выписки документов от царя или Сената; книга D – содержала краткие выписки документов от коллегий, губерний и других учреждений и лиц. Все решенные дела сдавались в актохранилища, получивших европейское название – архивов.
Появились и новые названия документов: векселя, облигации, реляции, мемории, рапорты, журналы, протоколы, корреспонденция, инструкция и др.
Завершила реформы Петра I Екатерина II, издав «Учреждения для управления губерний» 7 ноября 1775 г., определившие порядок отношений между высшими, центральными и местными учреждениями.
Этот иерархический порядок взаимоотношений сохранялся в течении всего XIX в.
Министерская система управления и делопроизводства.
Начало XIX в. ознаменовалось новой реформой государственного управления и делопроизводства – министерской, основанной на принципе единоначалия. Коллегиальный принцип принятия решений не был исключен из новой системы.
Первыми министерствами, созданными манифестом от 8 сентября 1802г. были: военно-морских сил, иностранных и внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции и на правах министерства – Государственное казначейство. Одновременно учрежден Комитет министров – высшее административное учреждение на коллегиальных началах. Одновременно реформируется Сенат, который становится высшей судебной инстанцией, выполняя также функцию надзора за правительственным аппаратом.