Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:50, курсовая работа
Переписка – обобщенная название различных по содержанию документов (служебное письмо, телеграмма, телекс, телефонограмма, факсограмма, электронное сообщение и др.), обеспечивающих оперативный информационный обмен между организациями. Переписка используется для реализации информационных связей между организациями, как состоящими, так и не состоящими в отношениях соподчинения [16, c. 37].
Содержание
Переписка – обобщенная название различных по содержанию документов (служебное письмо, телеграмма, телекс, телефонограмма, факсограмма, электронное сообщение и др.), обеспечивающих оперативный информационный обмен между организациями. Переписка используется для реализации информационных связей между организациями, как состоящими, так и не состоящими в отношениях соподчинения [16, c. 37].
Содержанием переписки могут быть запрос, уведомление, согласие, претензия, напоминание, требование, разъяснение, подтверждение, просьба, рекомендация, гарантия, приглашение, предложение и др.
Для осуществления информационного обмена в управленческой деятельности наиболее широко используются служебные, или деловые, письма, пересылаемые по почте или факсимильной связью.
Деловое письмо – один из важнейших каналов связи организации с внешним миром. Посредством переписки ведутся преддоговорные переговоры, выясняются отношения между предприятиями, излагаются претензии [2, c. 182].
Несмотря на наличие современных форм связи, объем переписки даже на небольшом предприятии весьма велик. Однако возникновение управленческих ситуаций, дающих повод для составления деловых писем, далеко не беспределен и поддается сравнительно четкой классификации. Огромное количество писем при однотипности управленческих ситуаций, требующих их составления, вызывает необходимость в унификации делового письма. Все вышеизложенное определяет актуальность темы данного исследования.
Объект исследования – деловая переписка ОДО «Виталюр».
Предмет исследования – содержание и особенности деловой переписки.
Цель работы – исследование деловой переписки на примере ОДО «Виталюр».
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
1. выявить существующие виды деловой переписки;
2. выявить нормативные и методические требования к составлению и оформлению писем;
3. проанализировать организацию процессов ведения деловой переписки в ОДО «Виталюр».
В процессе исследования были изучены научные труды как отечественных, так и зарубежных авторов, таких как: Давыдова Э.Н., Рыбаков А.Е., Коломиец А.В., Махаев К.В., Бортновский А.А., Куняев Н.Н., Уралов Д.Н., Фабричнов А.Г., Охотников А.В., Булавина Е.А., Бардаев Э.А., Кравченко В.Б. и др.
Деловое письмо – наиболее массовый вид управленческой документации. Сегодня уметь составить деловое письмо или телеграмму, словом, любой справочно-информационный документ необходимо любому работнику аппарата управления. Это одно из средств обмена информацией и оперативного руководства самыми разнообразными процессами деятельности организации. На служебную переписку приходится 80 % от общего объема документации организаций. Поэтому деловым письмом рекомендуется пользоваться в том случае, когда это вызывается необходимостью. В противном случае излишняя переписка создает почву для волокиты и бюрократизма [7, c. 51].
Письмо – обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте, курьером, фельдъегерской связью, посредством факсимильной связи, электронной почтой и т. д.
Учреждение организует и ведет переписку с вышестоящими, подведомственными и другими организациями, а также гражданами в пределах своей компетенции.
Письма подготавливаются по требованию вышестоящих отраслевых и функциональных органов; по просьбе подведомственных учреждений; при осуществлении оперативных связей; по просьбе граждан.
Практика свидетельствует, что письмо должно быть посвящено одному вопросу. Если необходимо одновременно обратиться в учреждение по нескольким различным вопросам, то целесообразно составить несколько писем. Это ускоряет их исполнение.
Служебное письмо пишется на бланке организации формата А4 или А5. Рекомендуется использовать два вида бланков: общий и бланк для писем.
Обязательными реквизитами служебного письма являются:
– наименование организации и ее подведомственность;
– наименование структурного подразделения (в отдельных случаях);
– справочные данные об организации;
– дата;
– регистрационный номер;
– ссылка на дату и номер поступившего документа;
– адресат;
– заголовок к тексту;
– подпись;
– отметка об исполнителе в сопроводительных письмах;
– отметка о наличии приложений;
– в отдельных случаях – печать;
– фамилия, имя, отчество и телефон исполнителя;
– отметка о направлении копии в другие адреса [11, c. 49].
Классификация переписки может проводиться по различным признакам, связанным с назначением и содержанием документов, их важностью и срочностью, значимостью в решении определенных задач, статусом автора и адресата, характеристиками материального носителя и способа записи, технологией передачи с помощью средств связи и особенностями обработки в системах делопроизводства [17].
Для классификации переписки существенное значение имеет отнесение документов к определенным системам управленческой документации и категориям сообщений, передаваемых по сетям связи. Перечень оснований, по которым может проводиться систематизация деловой переписки, является весьма обширным. На различных стадиях создания, передачи и использования деловой переписки решаются определенные прикладные задачи и применяются соответствующие признаки классификации документов.
Переписку, как любую другую документацию, принято подразделять на официальную и личную. Пометка «Лично» на письмах, направляемых по адресу организации, может иметь двоякий характер: она может проставляться на письмах конкретному лицу, имеющих сугубо личный характер, и подчеркивать закрытость, конфиденциальность информации служебного характера.
Официальная переписка классифицируется по различным признакам (основаниям деления) [17].
Таблица 1.1 – Классификация официальной переписки
Признак |
Группа переписки |
Вид связи |
Деловое письмо (отправляемое по почте, факсу), телеграмма, телекс, телефонограмма, электронное письмо |
Территория |
Внутренние (внутри страны), международные письма |
Место в информационном обмене |
Инициативные письма, письма-ответы |
Завершенность информационного обмена |
Письма, требующие ответа; письма, не требующие ответа |
Положение в системе документооборота |
Поступающие, отправляемые письма |
Уровень типизации |
Типовые письма, письма в произвольной форме |
Композиция |
Простые, сложные письма |
Отношение к действиям партнеров |
Благодарность, поздравление, одобрение, требование, пожелание и др. |
Отношение к полноте и точности информации |
Запросы, подтверждения, опровержения и др. |
Тематика |
По вопросам материально-технического обеспечения, финансов, строительства, транспорта, культурного обмена и т.д. |
Отношения в иерархии управления |
Письма вышестоящих, подведомственных, сторонних организаций |
Правовой статус |
Письма юридическим и |
корреспондента |
организаций (информационные), одной организации, структурному подразделению, должностному лицу, письма граждан (индивидуальные, коллективные), парламентские, депутатские запросы |
Число адресатов |
Письмо в один адрес, письмо в несколько адресов |
Количество писем от одного автора |
Первичное, повторное письма |
Наличие информации об адресате |
Письма, содержащие сведения об авторе, анонимные обращения |
В заключение можно отметить, что перечень признаков классификации деловой переписки не исчерпывается указанными основаниями деления. В ряде случаев существенное значение имеют такие факторы в работе с документами, как статус отправителя и получателя, срочность подготовки и исполнения, категория доступа к информации, отнесение к определенным почтовым категориям и разрядам. Важным моментом при организации работы по подготовке и оформлению писем является наличие официально утвержденной формы письма или требований к его составу и содержанию.
Рассмотрим подробнее структуру и содержание некоторых видов писем.
Информационное письмо – деловое письмо, в котором адресату сообщаются сведения официального характера [17].
Информационные письма,
как правило, носят типовой характер
и рассылаются органами власти и
управления различных уровней
Информационные письма могут содержать приложения. Объем информационного письма колеблется от одного абзаца до нескольких страниц.
Как правило, такие письма подписываются руководителем организации.
Письмо-сообщение – деловое письмо, которым автор информирует адресата о каких-либо событиях, фактах, представляющих взаимный интерес.
Письмо-сообщение может
быть инициативным или являться ответом
на письмо-просьбу или письмо-
Письмо-сообщение может начинаться с обоснования или непосредственно с изложения сообщаемой информации:
Сообщаем Вам, что…
Доводим до Вашего сведения, что…
Считаем необходимым поставить Вас в известность о…
Извещаем Вас о…
Письмо-извещение – деловое письмо, информирующее о публичных мероприятиях (конкурсах, совещаниях, семинарах, выставках, конференциях и т.п.) [17].
Письма-извещения, как правило, рассылаются широкому кругу организаций, учреждений, предприятий с целью их привлечения или приглашения к участию в проводимых мероприятиях. В зависимости от конкретной ситуации письма-извещения могут только сообщать о проводимом мероприятии, времени и месте проведения, а также одновременно приглашать к участию, сообщать об условиях участия в мероприятии и содержать другую вспомогательную информацию.
Письмо-извещение может иметь приложения. В них могут быть карта участника, анкета участника, программа мероприятия и другие информационные материалы.
Письмо-извещение может быть одновременно письмом-приглашением, но приглашение может быть и отдельным документом.
Письма-извещения, как правило, рассылаются по списку, поэтому реквизит «Адресат» оформляется обобщенно или не оформляется вообще.
Подписываются такие письма руководителем организации или заместителем руководителя, отвечающим за организацию и проведения мероприятия, либо несколькими руководителями, если мероприятие проводится совместно несколькими организациями [17].
Сопроводительное письмо – деловое письмо, используемое для отправки документов (проектов нормативных правовых актов, договоров, каталогов, протоколов, актов и др.), не имеющих адресной части.
Текст сопроводительного письма начинается словами: Представляем Вам… (в вышестоящую организацию), Направляем Вам… (в подведомственную организацию), Высылаем Вам… (в стороннюю организацию). Одновременно может быть указана дополнительная информация, отражающая характер управленческой ситуации, в которой осуществляется деловое общение:
В соответствии с предварительной договоренностью высылаем Вам…
В соответствии с дополнительным протоколом высылаем Вам…
В подтверждение нашей договоренности высылаем Вам… и др.
Обязательным реквизитом сопроводительного письма является отметка о наличии приложения, которую ставят непосредственно под текстом.
Гарантийное письмо – деловое письмо, содержащее обязательство или подтверждение.
Гарантийные письма адресуются организациям и лицам. Гарантироваться могут оплата работы, продукции, услуг, аренды, качество и сроки выполнения работы или сроки поставки, возврат кредита, предоставление жилплощади и др.
В тексте гарантийного письма, как правило, содержится просьба в адрес корреспондента и юридически значимая формула: Оплату (предоставление услуг и т.д.) гарантируем; Возврат кредита гарантируем и др. Если в письме гарантируется оплата, автор должен сообщить свои банковские реквизиты.
Гарантийные письма подписываются
двумя лицами: руководителем организации
и главным бухгалтером и
Письмо-предложение – деловое письмо, направляемое потенциальному партнеру с предложением товаров, услуг, сотрудничества и т.п. Предложение может быть направлено по инициативе организации-автора (продавца) или в ответ на письмо-запрос [17].