Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 23:06, курсовая работа
Участие женщины в бизнесе в развитых странах явление привычное и не вызывает удивления в деловом мире и обществе. Скорее вызывает уважение тот факт, что на этом поприще женщины проявляют недюжинные способности и деловые качества.
Существует понятие, что женщины — слабый пол, и это верно в отношении физической силы. В отношении силы духа — вопрос далеко не бесспорный. Сила духа особенно важна для женщины - руководителя, она должна управлять, оценивать, вознаграждать или наказывать. А как это воспринимают мужчины?
Предположим, что руководитель отдела имеет у себя в штате, подающего надежды молодого человека. Руководитель осознает, что жаль, если такой человек будет все время оставаться на своей должности. Поэтому он планомерно продвигает его и в один прекрасный день предлагает ему вакантную должность руководителя группы. Потому что этот молодой человек действительно обладает хорошими способностями и стремительно делает карьеру. Возможно, через два года он будет уже руководителем отдела, а еще через два года главным руководителем отдела. Сейчас он уже обошел своего прежнего руководителя. Плохо ли это? Конечно, нет! Напротив! Его прежний руководитель имеет теперь на более высоком уровне руководства друга, который обязан ему своим взлетом.
И, наконец, предположим, что наш руководитель отдела проводит такую политику поддержки последовательно на протяжении многих лет. Тогда независимо от того, поднимается ли он сам лестнице или нет, однажды оказывается, что у него всюду на руководящих постах сидят друзья, которые ему обязаны своей карьерой. Другими словами, польза от подобной кадровой политики полезна не только самой фирме, но и руководителю, осуществляющую политику.
Вывод: продвижение по службе способных и честолюбивых сотрудников независимо от их пола всегда выгодно!
ЖЕНЩИНЫ В РАМКАХ СЛУЖЕБНОГО ЭТИКЕТА
Женщины-секретари работают во всех сферах деловой жизни, на всех ступенях иерархической лестницы. Как при этом соблюдаются правила этикета, в том числе в отношениях между мужчинами и женщинами? В этикете ведущими являются три фактора: пол, возраст, социальный статус участников общения. Однако деловые отношения имеют свои законы.
Отношения между начальниками и подчиненными — "служебная вертикаль"
— строятся на приоритете должностного ранга в сравнении с другими признаками, не исключая возраста и пола. Процесс общения протекает по классической модели: начальник находится в положении "сверху", подчиненный — в пристройке "снизу". Модель определяет выбор стратегии, тактики, этикетных норм общения.
Отношения между коллегами, сослуживцами одинакового служебного положения или между лицами, которые занимают независимые друг от друга должности, строятся "на равных". Эти нормы служебного этикета распространяются на мужчин и женщин в равной мере.
Все рабочие задания даются сотрудникам в соответствии с их должностными функциями. Каждый несет персональную ответственность за свой участок. Здесь нет скидок, поблажек и каких-то преимуществ и привилегий для женщин. Женщина-секретарь и сама не должна по ощрять в отношении к себе снижения требовательности, упрощения профессиональных задач. Это является карьерным риском, может привести к профессиональной деградации за счет увеличения заданий чисто обслуживающего характера. Напротив, необходимо постоянно личностно и профессионально совершенствоваться, повышать на базе своих сильных сторон деловые успехи и добиваться в коллективе признания себя как современного специалиста высокого класса.
Служебный этикет культивирует такие правила обхождения, которые благоприятно влияют на морально-психологический и деловой климат в коллектив ве, способствуют эффективному разрешению конфликтных ситуаций, повышению производительности труда. И для женщин — никаких исключений: ни тех, что связаны со срочным заданием, на которое не хватает времени, ни с плохим настроением, неприятным разговором с начальником или по телефону, нездоровьем, общением с "несимпатичным" человеком. Для секретаря- референта, чье рабочее место — приемная — средоточие всех деловых потоков учреждения, это не просто правила этикета, это — закон.
По служебному этикету, в правилах, которые составляют кодекс вежливости, приоритет женщины нередко отступает на второй план перед приоритетом начальника и даже меняет свой знак на обратный. Например, по этикету первым с "дамой" здоровается мужчина, но руку для рукопожатия протягивает женщина.
При ответах на вопрос «Почему женщина не может быть предпринимателем?" мнения респондентов сгруппированы в таблице 2 также по трем составляющим — бытовой фактор, конкуренция полов и связи.
Бытовой фактор — наиболее
сильнодействующий для
Именно он «придавливает»
или даже «раздавливает» предпринимательские
способности и возможности
Конкуренция полов — исторический и поэтому довольно «современный» фактор. Статистика разных стран показывает значительно меньшую долю женщин-предпринимателей на средних и мелких предприятиях: в Финляндии — одна треть, Швеции — одна четверть, во Франции — одна пятая. В Российской Федерации по нашим оценкам в настоящее время насчитывается примерно 10 миллионов предпринимателей и только одна десятая часть среди них - женщины. Хотя эта цифра - большое достижение для страны, где раньше просто-напросто запрещалось быть предпринимателем.
Связи — важная составляющая как для начинающего, так и для вставшего на ноги предпринимателя. Имеющий связи получает на старте своеобразную фору. В последующем они дают различные скрытые от постороннего главы
Почему женщина не может быть предпринимателем?
|Мнение женщин |Мнение мужчин |
|Бытовой фактор |
|Женщину заедает быт, у |Главное для женщины |
|нее много |— семья, |
|домашних функций. Главные |домашнее хозяйство. Именно |
|среди них — |здесь женщине |
|покупка продуктов,
приготовление|необходимо быть
|пищи, уход |проявлять |
|за детьми. |"бытовую" изобретательность. |
|Конкуренция полов |
|Женщина, в |Основные конкуренты |
|принципе, |женщин в |
|конкурентоспособная по |предпринимательстве — |
|сравнению с |мужчины. Они |
|мужчиной. Но ее |"забивают" женщин по многим |
|конкурентоспособность |показателям. |
|ослабляется семейными |Как бы там практически не было,|
|обязанностями, |но рано или |
|потребностью иметь детей, |поздно женщина должна |
|разного рода |понять, что |
|женскими слабостями. У мужчин |предпринимательская |
|также есть |деятельность — это |
|"пункты ослабления", но им легче|удел мужчин, а не женщин. |
|укрепиться | |
|благодаря своей | |
|активности и | |
|превапировнию в жизни | |
|внесемейных | |
|проблем. | |
|Связи |
|У большинства женщин |Мужчине легче устанавливать |
|недостаточно или |связи, так |
|мало связей в
|деловом |руководителей в разных |
|мире. Без таких связей |сферах управления — мужчины. К |
|очень трудно |тому же |
|начинать и вести свое |"мужские связи" — |
|дело. Хотя, в |деловые, а связи с |
|принципе, женщине с
хорошей |женщинами, как
|внешностью |"сердечную |
|подчас легче устанавливать|
|связи, чем | |
|мужчине. | |
Какую бы страну мы ни взяли, современные проблемы бизнеса имеют довольно разнообразный «букет». Особая роза в нем — женщина- предприниматель. В принципе, не имеет значения, кто занимается бизнесом — мужчина или женщина. В шутку говорят, что отличие между предпринимателем- мужчиной и предпринимателем-женщиной состоит в том, что мужчина остается мужчиной, а женщина — женщиной, а сходство — работа с утра до вечера. И все же, как показывает опыт разных стран, имеется. В своем исследовании российских женщин-предпринимателей мы ставили следующие задачи:
-$- выяснить палитру
мнений по «шекспировскому
-$- определить виды бизнеса у женщин-предпринимателей;
-$- выявить систему мотивов «женского предпринимательства»;
-$- систематизировать главные особенности бизнеса по-русски, чтобы на этой основе провести сопоставление условий для российской и американской женщины-предпринимателя. Особенностью нашей авторской методологии являлось участие предпринимателей — мужчин и женщин — в учебных группах, в которых мы вели курс «Менеджмента». При этом мы использовали следующие учебные формы и методы, которые одновременно выполняли научно-исследовательские функции (система «УФМ-НИФ»):
1) самооценка мотивации
и антимотивации
СЕКСУАЛЬНЫЕ ДОМОГАТЕЛЬСТВА
Женщины на работе могут стать объектами сексуальных домогательств со стороны начальников и сослуживцев. Сексуальное домогательство может быть определено как нежелательные словесные и физические действия, имеющие сексуальный подтекст.
Сексуальные домогательства могут проявляться в форме обещаний преимуществ, продвижения по службе в обмен на интимные отношения. Это могут быть навязчивые приставания, просьбы, ультиматумы, преследования, придирки в отместку за строптивость, обвинения в служебном несоответствии, административные взыскания за малейшие провинности, вплоть до увольнения.
Французская писательница Эльза Трио-ле описывает в повести
"Авиньонские любовники"
случай с секретарем-
Другой пример из жизни
секретаря-референта
Российская пресса все чаще публикует статьи с характерными названиями: "Всюду требуют интима", "Если начальник пристает", "Интима не предлагать" и т.п. В них — живые факты и данные социологических опросов, по которым видно, что чуть ли не каждая третья-четвертая женщина подвергалась на работе сексуальным преследованиям. Социологи считают, что профессия "секретарь" попадает в группу риска.
Причинами такого явления юристы, ученые, журналисты, литераторы называют служебную зависимость женщин, отсутствие равенства с мужчинами в признании профессиональных заслуг, при выдвижении на вышестоящие, лучше оплачиваемые должности, мужской взгляд на проблему. В России случаи сексуального домогательства участились в связи с трудностью получения работы, фактической ликвидацией в учреждениях и на предприятиях тех общественных организаций, к которым можно было бы апеллировать.
Как реагируют женщины на сексуальные домогательства? Социологи называют такую цифру: только одна из десяти женщин не считает домогательства чем-то особенным. Вместе с тем у многих снижаются производственные показатели, их давит пресс беспокойства, они живут в состоянии эмоционального напряжения. Для сотрудницы, отстаивающей личную неприкосновенность, достоинство, наиболее эффективным поведением является противодействие. Нужно сказать "нет" в такой форме, чтобы его нельзя было принять за кокетливое "да". В решающий момент можно не сдерживать гнев.
Это не только сильнее действует на обидчика, но эмоционально помогает преодолевать страх, обиду, беспомощность.
И все-таки многие женщины не выдерживают преследований, шантажа и предпочитают поменять место работы. Но это могут сделать не все.
Следует знать, что сексуальные домогательства противозаконны.
Общество рассматривает их как социально-правовую проблему, посягательство на права человека. В Уголовном Кодексе Российской Федерации есть 133-я статья "Понуждение к действиям сексуального характера". Наказание по ней предусматривает штраф в размере 200—300 минимальных окладов, исправительно-трудовые работы до двух лет или лишение свободы до года.
Но юристы называют 133-ю
статью "тихой статьей". Только
небольшой процент
Специалисты по проблемам женщин считают, что реальную защиту в подобных ситуациях способно обеспечить лишь включение соответствующего пункта в коллективный договор предприятия или организации.