Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:54, реферат
Эффективность работы аппарата управления в целом и каждого из его подразделений в отдельности во многом зависит от того, насколько четко определены, согласованы, сбалансированы все составные части, звенья и элементы управляющей системы. Достичь этого на государственной службе помогают квалифицированно разработанные должностные регламенты всех категорий гражданских служащих. Автор статьи излагает основные требования к построению, содержанию и изложению должностного регламента государственного гражданского служащего.
ДОЛЖНОСТНОЙ РЕГЛАМЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО
СЛУЖАЩЕГО
Эффективность
работы аппарата управления в целом и
каждого из его подразделений в отдельности
во многом зависит от того, насколько четко
определены, согласованы, сбалансированы
все составные части, звенья и элементы
управляющей системы. Достичь этого на
государственной службе помогают квалифицированно
разработанные должностные регламенты
всех категорий гражданских служащих.
Автор статьи излагает основные требования
к построению, содержанию и изложению
должностного регламента государственного
гражданского служащего.
Практическое
применение в системе государственного
и муниципального управления широкого
круга актов локального правотворчества
требует соблюдения их системной согласованности.
Акты должны соответствовать действующему
в России законодательству, быть согласованными
между собой и с другими организационно-
Во-первых, целесообразно
следовать принципу последовательности
при разработке нормативно-правовых актов,
согласно которому всегда надо двигаться
от более общих (первичных) положений к
детерминированным (вторичным) нормам,
то есть от более общих к конкретным актам.
Сначала составляются
положения о структурных звеньях управления
(подразделениях органа власти), затем
на их основе - модели должностей или положения
о должностях. И только потом надо браться
за разработку должностных регламентов,
которые используются на государственной
гражданской службе, и должностных инструкций,
применяемых на муниципальной службе.
Во-вторых, в целях
достижения единообразного подхода к
составлению подобного рода документов,
а также для обеспечения необходимой содержательности
и хорошей сопоставимости проектируемых
норм все виды организационно-правовых
актов, как-то: статутарные, процедурные,
регламентированные и другие должны разрабатываться
на основе единых методических установок.
Реализация этого требования сопряжена
с известными трудностями по одной простой
причине. До настоящего времени на гражданской
службе отсутствуют достаточно подробные,
четкие и понятные, легко применимые и
качественно выполненные методические
рекомендации по разработке локальных
нормативно-правовых актов. В силу чего
субъекты кадровой работы на местах вынуждены
самостоятельно отрабатывать структуру
и содержание таких документов, что не
всегда обеспечивает требуемую полноту
и качество содержащихся в них норм. Особенно
это проявилось при разработке должностных
регламентов гражданских служащих. Законодательно
переход на должностные регламенты осуществлен
с 01.02.2005. Однако зачастую имеющиеся разработки
практически мало отличаются от действовавших
ранее должностных инструкций.
Словарь кадрового
делопроизводства. В числе форм права,
дополняющих закон в тесном смысле наряду
с административными распоряжениями и
судебной практикой, имеет чрезвычайно
важное значение право статутарное, или
автономическое, то есть нормы, издаваемые
самоуправляющимися общественными союзами
и учреждениями.
Статуты играют
роль самостоятельных источников права
вследствие невозможности для центральной
законодательной власти объять своими
определениями все разнообразие жизненных
отношений.
В-третьих, эффективное
применение документов, устанавливающих
функции управления, профессиональные
обязанности, служебные права и ответственность
звеньев управления и должностных лиц,
возможно при исполнении еще одного немаловажного
требования - отработанности процедур
подготовки проектов нормативно-правовых
актов и надлежащего утверждения этих
актов.
Значение
и содержание должностного регламента
Федеральный
закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной
гражданской службе Российской Федерации"
(далее - Закон N 79-ФЗ) так определяет значение
и содержание должностного регламента
- документа (ст. 47):
1. Профессиональная
служебная деятельность гражданского
служащего осуществляется в соответствии
с должностным регламентом, утверждаемым
представителем нанимателя и являющимся
составной частью административного регламента
государственного органа.
2. В должностной
регламент включаются:
- квалификационные
требования к уровню и характеру знаний
и навыков, предъявляемые к гражданскому
служащему, замещающему соответствующую
должность гражданской службы, а также
к образованию, стажу гражданской службы
(государственной службы иных видов) или
стажу (опыту) работы по специальности;
- должностные
обязанности, права и ответственность
гражданского служащего за неисполнение
(ненадлежащее исполнение) должностных
обязанностей в соответствии с административным
регламентом государственного органа,
задачами и функциями структурного подразделения
государственного органа и функциональными
особенностями замещаемой в нем должности
гражданской службы;
- перечень вопросов,
по которым гражданский служащий вправе
или обязан самостоятельно принимать
управленческие и иные решения;
- перечень вопросов,
по которым гражданский служащий вправе
или обязан участвовать при подготовке
проектов нормативных правовых актов
и (или) проектов управленческих и иных
решений;
- сроки и процедуры
подготовки, рассмотрения проектов управленческих
и иных решений, порядок согласования
и принятия данных решений;
- порядок служебного
взаимодействия гражданского служащего
в связи с исполнением им должностных
обязанностей с гражданскими служащими
того же государственного органа, гражданскими
служащими иных государственных органов,
другими гражданами, а также с организациями;
- перечень государственных
услуг, оказываемых гражданам и организациям
в соответствии с административным регламентом
государственного органа;
- показатели
эффективности и результативности профессиональной
служебной деятельности гражданского
служащего.
Перечисленные
позиции представляют собой набор обязательных
разделов должностного регламента. При
условии подробного и точного составления
этих разделов содержащиеся в них нормы
будут наиболее полно отражать порядок
организации и содержание управленческой
деятельности сотрудников государственной
гражданской службы, конкретно определять,
каким образом то или иное должностное
лицо обязано и может действовать, что
является основанием для оценки деятельности
гражданского служащего, в том числе для
привлечения к ответственности либо для
поощрения.
В соответствии
с действующим законодательством типовые
(примерные) должностные регламенты утверждаются
соответствующими органами по управлению
государственной службой, а до образования
таковых данную функцию временно выполняют
существующие органы государственной
власти федерального уровня, а также на
уровне субъектов.
Составление
и наличие типовых должностных регламентов
применительно к группам должностей гражданской
службы (высшие, главные, ведущие, старшие,
младшие должности) не исключает разработки
конкретных регламентов по имеющимся
в наличии должностям на основе и с учетом
типовых разработок.
Конкретные должностные
регламенты разрабатываются, таким образом,
применительно к действующим должностям
гражданской службы для непосредственного
определения содержания деятельности,
обязанностей, прав, ответственности и
других положений, о которых упоминалось
выше.
Ответственность
за разработку конкретных должностных
регламентов и обеспечение ими гражданских
служащих несут их непосредственные начальники.
Проекты таких регламентов желательно
составлять с привлечением сотрудников,
для которых эти документы разрабатываются.
Утверждаются конкретные должностные
регламенты представителем нанимателя.
В данном случае представитель нанимателя
- это руководитель государственного органа,
лицо, замещающее государственную должность,
либо представитель указанных руководителя
или лица, осуществляющие полномочия нанимателя
от имени Российской Федерации или субъекта
Российской Федерации, что указано в ст.
1 Закона N 79-ФЗ.
Чтобы должностные
регламенты стали действенным средством
установления и поддержания порядка на
государственной гражданской службе,
важно обеспечить их полное и точное соответствие
реальному положению дел на каждый текущий
момент времени. Для этого целесообразно
проводить периодическую (например, один
раз в год) ревизию содержащихся в регламенте
положений и вносить в них определенные
коррективы в соответствии с изменившимися
условиями, функциями, факторами управления
и обязанностями должностных лиц.
Должностные
регламенты вводятся в действие со дня
их утверждения, если в приказе об утверждении
не оговаривается иной срок введения в
действие, сообщаются гражданским служащим
при оформлении на службу до заключения
служебного контракта.
В процессе практической
деятельности гражданские служащие должны
самостоятельно отслеживать соответствие
норм регламента исполняемым обязанностям,
правам и иным конкретным действиям. При
выявлении расхождений ставить вопрос
о внесении соответствующих изменений
в существующие регламенты. Такая мера
позволяет дополнить контроль "сверху"
за содержанием регламентов контролем
"снизу".
Требования
к создаваемому регламенту
Основные требования
к построению, содержанию и изложению
должностного регламента могут быть сведены
к следующему:
- название регламента
должно содержать точное наименование
должности, на которую он разработан. В
"Общих положениях" следует предусматривать
отдельную графу для указания количества
служащих в данной должности;
- состав регламента
должен быть разбит на разделы и включать
в себя как обязательные разделы, наличие
которых законодательно определено, так
и дополнительных по усмотрению самого
государственного органа;
- разделы должны
быть пронумерованы арабскими цифрами.
Разделы можно при необходимости разбивать
на подразделы, которые должны иметь порядковую
нумерацию в пределах каждого раздела;
- содержание
текста регламента должно быть по возможности
кратким, но четким и достаточным для единообразного
понимания сути изложенного, то есть не
допускать возможностей различного толкования
содержащихся в документе норм;
- при изложении
обязательных для должности характеристик
и требований в тексте регламента предпочтительно
применять слова "должен", "обязан",
"имеет право", "следует", "необходимо"
и производные от них;
- в выходных данных
регламента должны содержаться сведения
о том, кто составил, согласовал и утвердил
конкретный должностной регламент, должна
быть указана дата ввода в действие должностного
регламента;
- в конце регламента
желательно предусматривать раздел под
названием "Изменения, вносимые в должностной
регламент", где они в последующем будут
отражаться (табл. 1);
- регламент должен
завершаться указанием на ознакомление
с ним должностных лиц, для кого этот регламент
разработан, по следующей форме
Министерство образования и науки РБ
ФГБОУ ВПО ВСГУТУ
Кафедра "Экономическая теория национальная мировая экономика"
Реферат на тему:
" ДОЛЖНОСТНОЙ РЕГЛАМЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО
СЛУЖАЩЕГО"
Выполнил: Студен гр. Б542-1
Скуратова А.В.
Проверила: Цыдыпов Р.Ж
Улан-Удэ,
2014г
Информация о работе Должностной регламент государственного гражданского служащего