Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 12:36, доклад
В 1918 г. декретом ВЦИК было положено начало организации хранения документов в государственных архивах РСФСР. Состав и сроки хранения документов теперь определялись государством, а не самими владельцами документов, как это было ранее. Благодаря этой реформе были сохранены огромные документальные богатства страны. Но в то же время возникла проблема отбора документов, которые необходимо сохранить и документов, которые можно уничтожить.
Черкасова М.В.
Государственный архив Самарской области
В 1918 г. декретом ВЦИК было положено начало
организации хранения документов в государственных
архивах РСФСР. Состав и сроки хранения
документов теперь определялись государством,
а не самими владельцами документов, как
это было ранее. Благодаря этой реформе
были сохранены огромные документальные
богатства страны. Но в то же время возникла
проблема отбора документов, которые необходимо
сохранить и документов, которые можно
уничтожить. Утратившие практическую
и научную значимость документы подлежали
утилизации. Такие мероприятия в отечественной
литературе традиционно определяются
термином «макулатурные» кампании.
Общие сведения о «макулатурных» кампаниях
1920-1930-х гг. имеются в ряде современных
научных работ по истории архивного дела436. Краткий анализ
их проведения в отдельных регионах и
архивах страны содержится в нескольких
статьях437. Осуществление же макулатурных кампании
в Среднем Поволжье является практически
не освященным в историографии. Соответственно
целью нашего доклада является анализ
макулатурных кампаний в указанном регионе.
В 1919 г. декрет ВЦИК впервые зафиксировал
возможность выделения архивных дел в
макулатуру. Уничтожению подлежали дела
«не имеющие значения для изучения истории,
дипломатических отношений, политической,
общественной, экономической, вообще каждой
жизни, в разных ее проявлениях». Столь
расплывчатая формулировка открывала
простор для произвола при отборе документов
к уничтожению.
Согласно установленным правилам оконченные
дела советских учреждений хранились
в них не более 5 лет, а затем передавались
в архивы, где специально созданные разборочные
комиссии осуществляли отбор материалов
к уничтожению и составляли соответствующие
описи, которые направлялись на утверждение
в Поверочную комиссию Центрального архивного
управления. Таким образом, сложился чрезвычайно
централизованный порядок выделения макулатуры,
который привел к тому, что в хранилищах
накопились массы документов, которые
сотрудники не успевали разбирать и описывать.
Проблема обострилась к середине 1920-х
гг., когда встал вопрос о сдаче в архивные
органы документов советских учреждений
за 1917-1921 гг. Помещений для хранения вновь
поступающих документов катастрофически
не хватало.
Выход из этой ситуации советскому руководству
виделся в усилении темпов макулатурных
кампаний в архивах. Таким способом правительство
решало сразу несколько проблем: во-первых,
освобождались необходимые для архивов
помещения; во-вторых, архивы могли сами
зарабатывать деньги от продажи макулатуры,
в третьих, решалась задача недостатка
сырья для бумажной промышленности.
В связи с курсом на усиление макулатурной
кампании в 1928 г. была отменена монополия
Центрального архивного управления на
распоряжение архивной макулатурой. Теперь
предприятия и учреждения сами разбирали
свой материал, а в архивы направляли списки
дел выделенных к уничтожению. Архивы
должны были рассмотреть эти списки в
течение трех дней, если же архив не рассматривал
списки в срок, то они автоматически считались
утвержденными, что давало учреждениям
право сдавать документы в утилизацию
без санкции архивистов. Здесь важно отметить,
что учреждения стремились как можно скорее
избавиться от собственной архивной документации,
не затрачивая много времени и средств
на разбор своих документов. Поэтому предприятия,
составляя списки материалов предназначенных
к уничтожению, не редко включали в них
и важные архивные документы.
Макулатурная кампания охватывала не
только архивы учреждений, но и хранилища
архивных бюро. Выделение макулатуры стало
первостепенной задачей архивов. По данным
Крайархбюро краевым архивом в 1928г. было
выделено 140702 килограмм; в 1929г. – 154.000 килограмм;
1929\30г. – 18. 274 килограмм. Всего за 2, 5 года
312. 474 килограмм438. Стимулирование темпов макулатурных
кампаний приняло даже форму ударничества.
Так, в 1930 г. Средне-Волжское краевое архивное
бюро вступило в соцсоревнования с Нижне-Волжским
краевым архбюро и архивным бюро Черноземной
области. Коллектив обязался выполнить
производственный план на 120% и поднять
производительность труда на 120%. При этом
нормы выработки по выделению макулатуры
возрастали на 239%439.
При такой спешности выделения макулатуры
не редко уничтожались и ценные архивные
материалы, что вызывало резкие протесты
Центрального архивного управления, которое
стремилось ввести процесс отбора архивных
документов в более размеренное русло.
Однако снижение темпов утилизации архивных
материалов, которое стало наблюдаться
в начале 1930-х гг. вызывало самые резкие
нарекания со стороны представителей
госторга и требование мобилизовать необходимую
рабочую силу, чтобы не отставать от прошлых
лет440. Не редко, такое осторожное отношение
к архивным документам интерпретировалось
и самими коллегами-архивистами как «вредительство».
В 1932 г. Пензенскому окружному архиву с
трудом удалось противостоять Пензенскому
исполкому, который поставил вопрос о
сдаче 50% архивного материала, хранящегося
в Пензенском архиве в Утильгосторг.
Проведение макулатурной кампании в районных
архивах имело ряд отличительных особенностей.
Во-первых, организация разборочных комиссий
в районных архивах часто было делом не
выполнимым, поскольку не редко единственным
работником в них являлся заведующий архивом.
Во-вторых, в числе этих заведующих редко
попадались квалифицированные специалисты.
В-третьих, во многих районах архивы вообще
не были организованы, поскольку районные
органы власти не спешили выделять средства
и людей на неприбыльную архивную работу.
Указанные трудности приводили к тому,
что организованные макулатурные кампании
здесь заменялись бесконтрольным уничтожением
материала, который не редко сдавался
в утилизацию без необходимой документации
и санкций поверочных комиссий. Общие
потери районных архивов невозможно установить,
поскольку документы главным образом
хранились без надлежащего учета и описания.
Таким образом, уничтожение архивных документов
в Средне-Волжском крае, проводившееся
уже с начала 1920-х гг., стало особенно интенсивным
в 1928-1930гг. К уничтожению архивных документов
по объективным причинам стремились самые
различные силы. Руководители предприятий
и организаций желали избавиться от компрометирующих
их материалов, к тому же занимавших полезные
площади. Сами архивисты пользовались
моментом, чтобы избавиться от груды неразобранных,
сваленных в кучи документов, разобрать
и привести в порядок которые при малочисленных
штатах практически не представлялось
возможным. Нельзя не учитывать и такой
фактор, как элементарное невежество новых
управленцев, не понимавших значения исторических
документов и не обладавших историческим
сознанием. К тому же это происходило в
условиях хронической нехватки сырья
на бумажных фабриках страны.
В результате «макулатурные» кампании,
с одной стороны, освободили ограниченные
помещения архивохранилищ для приема
новой документации. В ходе их проведения
архивная служба постепенно отрабатывала
поэтапную технологию уничтожения материалов,
утративших свое значение, — от составления
перечней со сроками хранения документов
до вывоза их из архивов.