Государственный архив Самарской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 12:36, доклад

Описание работы

В 1918 г. декретом ВЦИК было положено начало организации хранения документов в государственных архивах РСФСР. Состав и сроки хранения документов теперь определялись государством, а не самими владельцами документов, как это было ранее. Благодаря этой реформе были сохранены огромные документальные богатства страны. Но в то же время возникла проблема отбора документов, которые необходимо сохранить и документов, которые можно уничтожить.

Файлы: 1 файл

Черкасова М об макулатурных компания в самаре.docx

— 18.34 Кб (Скачать файл)

Черкасова М.В. 
 
 
Государственный архив Самарской области 
 
 
В 1918 г. декретом ВЦИК было положено начало организации хранения документов в государственных архивах РСФСР. Состав и сроки хранения документов теперь определялись государством, а не самими владельцами документов, как это было ранее. Благодаря этой реформе были сохранены огромные документальные богатства страны. Но в то же время возникла проблема отбора документов, которые необходимо сохранить и документов, которые можно уничтожить. Утратившие практическую и научную значимость документы подлежали утилизации. Такие мероприятия в отечественной литературе традиционно определяются термином «макулатурные» кампании.  
 
Общие сведения о «макулатурных» кампаниях 1920-1930-х гг. имеются в ряде современных научных работ по истории архивного дела436. Краткий анализ их проведения в отдельных регионах и архивах страны содержится в нескольких статьях437. Осуществление же макулатурных кампании в Среднем Поволжье является практически не освященным в историографии. Соответственно целью нашего доклада является анализ макулатурных кампаний в указанном регионе. 
 
В 1919 г. декрет ВЦИК впервые зафиксировал возможность выделения архивных дел в макулатуру. Уничтожению подлежали дела «не имеющие значения для изучения истории, дипломатических отношений, политической, общественной, экономической, вообще каждой жизни, в разных ее проявлениях». Столь расплывчатая формулировка открывала простор для произвола при отборе документов к уничтожению.  
 
Согласно установленным правилам оконченные дела советских учреждений хранились в них не более 5 лет, а затем передавались в архивы, где специально созданные разборочные комиссии осуществляли отбор материалов к уничтожению и составляли соответствующие описи, которые направлялись на утверждение в Поверочную комиссию Центрального архивного управления. Таким образом, сложился чрезвычайно централизованный порядок выделения макулатуры, который привел к тому, что в хранилищах накопились массы документов, которые сотрудники не успевали разбирать и описывать. Проблема обострилась к середине 1920-х гг., когда встал вопрос о сдаче в архивные органы документов советских учреждений за 1917-1921 гг. Помещений для хранения вновь поступающих документов катастрофически не хватало.  
 
Выход из этой ситуации советскому руководству виделся в усилении темпов макулатурных кампаний в архивах. Таким способом правительство решало сразу несколько проблем: во-первых, освобождались необходимые для архивов помещения; во-вторых, архивы могли сами зарабатывать деньги от продажи макулатуры, в третьих, решалась задача недостатка сырья для бумажной промышленности. 
 
В связи с курсом на усиление макулатурной кампании в 1928 г. была отменена монополия Центрального архивного управления на распоряжение архивной макулатурой. Теперь предприятия и учреждения сами разбирали свой материал, а в архивы направляли списки дел выделенных к уничтожению. Архивы должны были рассмотреть эти списки в течение трех дней, если же архив не рассматривал списки в срок, то они автоматически считались утвержденными, что давало учреждениям право сдавать документы в утилизацию без санкции архивистов. Здесь важно отметить, что учреждения стремились как можно скорее избавиться от собственной архивной документации, не затрачивая много времени и средств на разбор своих документов. Поэтому предприятия, составляя списки материалов предназначенных к уничтожению, не редко включали в них и важные архивные документы.  
 
Макулатурная кампания охватывала не только архивы учреждений, но и хранилища архивных бюро. Выделение макулатуры стало первостепенной задачей архивов. По данным Крайархбюро краевым архивом в 1928г. было выделено 140702 килограмм; в 1929г. – 154.000 килограмм; 1929\30г. – 18. 274 килограмм. Всего за 2, 5 года 312. 474 килограмм438. Стимулирование темпов макулатурных кампаний приняло даже форму ударничества. Так, в 1930 г. Средне-Волжское краевое архивное бюро вступило в соцсоревнования с Нижне-Волжским краевым архбюро и архивным бюро Черноземной области. Коллектив обязался выполнить производственный план на 120% и поднять производительность труда на 120%. При этом нормы выработки по выделению макулатуры возрастали на 239%439.  
 
При такой спешности выделения макулатуры не редко уничтожались и ценные архивные материалы, что вызывало резкие протесты Центрального архивного управления, которое стремилось ввести процесс отбора архивных документов в более размеренное русло. Однако снижение темпов утилизации архивных материалов, которое стало наблюдаться в начале 1930-х гг. вызывало самые резкие нарекания со стороны представителей госторга и требование мобилизовать необходимую рабочую силу, чтобы не отставать от прошлых лет440. Не редко, такое осторожное отношение к архивным документам интерпретировалось и самими коллегами-архивистами как «вредительство». В 1932 г. Пензенскому окружному архиву с трудом удалось противостоять Пензенскому исполкому, который поставил вопрос о сдаче 50% архивного материала, хранящегося в Пензенском архиве в Утильгосторг. 
 
Проведение макулатурной кампании в районных архивах имело ряд отличительных особенностей. Во-первых, организация разборочных комиссий в районных архивах часто было делом не выполнимым, поскольку не редко единственным работником в них являлся заведующий архивом. Во-вторых, в числе этих заведующих редко попадались квалифицированные специалисты. В-третьих, во многих районах архивы вообще не были организованы, поскольку районные органы власти не спешили выделять средства и людей на неприбыльную архивную работу.  
 
Указанные трудности приводили к тому, что организованные макулатурные кампании здесь заменялись бесконтрольным уничтожением материала, который не редко сдавался в утилизацию без необходимой документации и санкций поверочных комиссий. Общие потери районных архивов невозможно установить, поскольку документы главным образом хранились без надлежащего учета и описания.  
 
Таким образом, уничтожение архивных документов в Средне-Волжском крае, проводившееся уже с начала 1920-х гг., стало особенно интенсивным в 1928-1930гг. К уничтожению архивных документов по объективным причинам стремились самые различные силы. Руководители предприятий и организаций желали избавиться от компрометирующих их материалов, к тому же занимавших полезные площади. Сами архивисты пользовались моментом, чтобы избавиться от груды неразобранных, сваленных в кучи документов, разобрать и привести в порядок которые при малочисленных штатах практически не представлялось возможным. Нельзя не учитывать и такой фактор, как элементарное невежество новых управленцев, не понимавших значения исторических документов и не обладавших историческим сознанием. К тому же это происходило в условиях хронической нехватки сырья на бумажных фабриках страны. 
 
В результате «макулатурные» кампании, с одной стороны, освободили ограниченные помещения архивохранилищ для приема новой документации. В ходе их проведения архивная служба постепенно отрабатывала поэтапную технологию уничтожения материалов, утративших свое значение, — от составления перечней со сроками хранения документов до вывоза их из архивов.


Информация о работе Государственный архив Самарской области