Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 17:33, реферат
Описание работы
Гипотеза: каждая система вносила что-то новое для удобства работы с документами в учреждениях дореволюционного периода. Я считаю, что система коллежского делопроизводства развивалась лучше других систем делопроизводства рассматриваемого периода, что в этот период произошло больше изменений и в лучшую сторону.
В документах приказного делопроизводства
большинство реквизитов еще не выделилось
из текста, т.е. обращение, адресат, дата
документа, обозначение автора и др. и
собственно содержание документа составляли
один сплошной текст. Как правило, документ
начинался с обращения, даты или обозначения
автора и адресата документа. Например,
царские указные грамоты начинались указанием
автора и адресата (от кого — кому):
«От царя и великого князя Алексея
Михайловича, всея Великой и Малой и Белой
России самодержца, боярину нашему и воеводам
князю Якову Куденетовичу Черкасскому...»
или:
«...князю Ивану Алексеевичу
Воротынскому с товарищами ...», а затем
излагалось существо вопроса.
Челобитные и отписки начинались
с обращения:
«Царю государю и великому князю
Михаилу Федоровичу всея Руси бьет челом
холоп твой ...»
или:
«Царю государю и великому князю
Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой
и Белой России самодержцу, бьет челом
сирота твой Ивашко Михайлов ...».
При обращении к великому князю
служилые люди писались холопами («бьет
челом холоп твой»); посадские люди и крестьяне,
их жены, вдовы и дети — сиротами; духовные
лица — богомольцами.
В заключительной части указной
грамоты обозначалась дата ее составления
и место, где она была написана:
«Писан в царствующем граде
Москве в наших царских палатах. Лета 7166
года, марта в 16 день».
Челобитная заканчивалась и
заверительной надписью: «К сей челобитной
Демьянко Власов руку приложил», а также
указывались имена послухов (свидетелей),
место и время составления челобитной.
Кроме этих обязательных элементов
можно говорить о некоторых стабильных
элементах текста для каждой разновидности
документа. Например, изложение просьбы
в челобитных начиналось традиционной
формулой: «... вели государь мне дать...»,
а заканчивалось: «...царь-государь смилуйся
пожалуй...».
Анализируя формуляр документов
приказного периода, многие исследователи
отмечают наличие устойчивых форм, образцов,
по которым совершалось делопроизводство.
В частности, по единому образцу писались
наказы воеводам из приказов, включавшие
следующие части:
вступление в должность нового
воеводы, порядок приема должности от
прежнего воеводы;
постановления о финансовом
управлении;
отношение воеводы к местному
обществу и выборным должностям;
постановления о полицейской
деятельности воеводы;
определение военных обязанностей
воеводы, правила его отношения к иноземцам.
Процедура подготовки документов
в приказном делопроизводстве включала
следующие основные этапы:
поступление документа на рассмотрение;
подготовка дела к «докладу»;
рассмотрение и решение дела;
оформление документа, содержащего
решение.
Рассмотрение дела в приказе
начиналось по инициативе царя или по
жалобе, извету, челобитной или отписке.
Указание царя передавалось им лично кому-либо
из чинов приказа или передавалось в приказ
через кого-либо из тех, кто находился
в это время при царе. По указу царя либо
сразу готовилось решение («отпуск»), если
приказ располагал для этого нужными сведениями,
либо начиналось исполнение - рассмотрение
вопроса и сбор необходимых материалов.
Если во исполнение царского
указа нужно было написать грамоту, дьяк
писал ее сам или давал поручение кому-нибудь
из старших подьячих. Если для решения
дела требовалась переписка с другими
приказами, она велась без соблюдения
особых формальностей короткими «памятями»
или записками подьячих одного приказа
подьячим другого приказа.
При поступлении документа на
нем проставлялась дата и дьяк делал помету
«Выписать», что означало «Навести справки».
Фактически это означало начало рассмотрения
дела. Подготовкой дел к рассмотрению
(«докладу») занимались столы, или повытья,
где дьяк или по его поручению старший
подьячий собирал нужный материал, составлял
проект ответного документа (решения по
делу). Роль докладчика по делу принадлежала
дьяку, а решение вопроса — думным дьякам.
Решение по делу принималось после его
обсуждения. Думные дьяки могли согласиться
с подготовленным решением, но могли и
внести свои коррективы. В результате
после вынесения решения дьяк «чернил»
подготовленный документ, т.е. исправлял
его, младший подьячий переписывал набело,
подьячий «справлял», т.е. сверял беловик
с черновиком, удостоверял («справлял»)
его своей подписью - «справой», которая
выражала ответственность подьячего за
точное соответствие беловика черновику,
но еще не придавала юридической силы
документу. Для этого требовалась «припись»
дьяка, которая свидетельствовала об ответственности
за содержание документа.
Руководители приказов - судьи
и приближенные к ним лица, участвовавшие
в принятии решений, - не ставили своих
подписей на документах. Это входило в
обязанность дьяка, отвечавшего за ведение
делопроизводства приказа: «а на всех
делах закрепляют и помечают думные дьяки,
а царь и бояре ни к каким делам ... руки
не прикладывают, для того устроены они,
думные дьяки». Царь и бояре собственноручно
подписывались только на договорных грамотах,
заключаемых с другими государствами.
Подпись, или «припись», дьяка была весьма
своеобразна: если документ состоял из
нескольких листов, дьяк «приписывал»
документ на каждой склейке, проставляя
по одному слогу своей фамилии на каждой
склейке, чтобы буквы захватывали оба
листа, что было узаконено Судебником
1550 г. Это предохраняло документ от фальсификации
и подлога.
В московских приказах впервые
намечается обособление оконченных дел
от «текущих». Наряду с хранением документов
в кулях, мешках, сундуках в некоторых
приказах (например, Поместном приказе)
появляются шкафы для хранения документов,
а затем и меры по охране документов, например
снабжение сундуков замками.
Изучение Уложения 1646 г. и целого
ряда указов, принятых позже, позволяет
говорить о введении норм письменного
оформления различных договоров, установлении
внешнего единообразия деятельности приказов.
В Уложении перечислены неприсутственные
дни -Рождество (с 24 декабря до 8 января)
и вся неделя Пасхи и др.; общее количество
неприсутственных дней было достаточно
велико. Сношения приказов с городами
до учреждения почты в 1666 г. осуществлялись
с помощью нарочных; ответы воеводам отсылались
не с нарочным гонцом, а при случае.
В целом, в приказной период
постепенно создается система делопроизводства
центральных и местных учреждений, складываются
кадры делопроизводственных служащих,
создаются устойчивые формы документов
и приемы их составления. Однако государство,
действуя отрывочными и частными мерами,
не создавая общих административных правил,
не могло еще ввести систематического
порядка в организацию учреждений и их
делопроизводство. Только с середины XVII
в. принимаются некоторые меры для наведения
порядка в делопроизводстве, появляются
отдельные законодательные акты о порядке
документирования и составления частных
актов.
Характерной особенностью документов
этого периода было безмерное возвеличивание
власть имущих путём перечисления всевозможных
титулов, званий и полномочий. В наследство
от приказного делопроизводства получили
мы и слово волокита. Подклеенные в столбцы
длиной в среднем 50-80 м. документы наматывали
на палочки в свитки. Ленты при чтении
волочились, отсюда родилось и понятие,
обозначающее сегодня несвоевременное
и не по существу решение того или иного
вопроса. В аппарате приказного делопроизводства
процветали взяточничество, чинопочитание,
формализм. Не были развиты такие делопроизводственные
операции, как регистрация документов,
хранение, контроль за исполнением. И всё
же именно на этом историческом этапе
складывается первая система работы с
документами, закладываются основные
приёмы и методы создания, оформления
и обработки документов.
2.2 Система коллежского
делопроизводства XVIII в.
Административный хаос, вызванный
отсутствием в прежних учреждениях установленного
законом порядка, общих письменных форм
документов, постоянных сроков для производства
дел, побудил правительство искать новые
формы государственного устройства. После
длительных поисков и переработки, найденных
образцов появляются новые учреждения
бюрократического типа и регламенты для
них, определяющие точно состав, организацию,
компетенцию и делопроизводство. Еще в
1699 г. Петр I вводит в обращение гербовую
бумагу, в 1700 г. издает указы об отмене
столбцовой формы документа и всеобщем
переходе к тетрадной форме (листовой
и книжной). В указе по этому поводу говорилось
следующее:
«... дела до нынешнего времени
писали в столбцы на одной странице и в
том исходило бумаги много... А как начнут
писать в лист, и на обеих сторонах тетради,
расходу бумаге будет меньше».
Тетради, обычно состоящие из
четырех листов бумаги, сложенных пополам
и сшитых ниткой, не имели переплета. Несколько
тетрадей, сшитых вместе и заключенных
переплет, составляли книгу. Однако книги
не всегда переплетали, так как переплет
стоил дорого.
Первым новым учреждением стал
Сенат — первоначально законосовещательный
орган и орган надзора за правительственными
учреждениями.
Много внимания Петр I уделил
устройству сенатской, канцелярии. Для
работы в новых условиях правительство
не сочло возможным ограничиться старым
кадровым составом (дьяками и подьячими)
из боязни перенесения старых приказных
порядков в новые учреждения, и стало приглашать
иностранных специалистов для занятия
канцелярских должностей. С целью изменить
старые порядки при Сенате учреждается
особая должность экзекутора - для записи
всех исходящих указов в особые книги
и контроля за их отправкой и получением
ответного рапорта об исполнении указа.
При малейшей задержке исполнения указа
экзекутор обязан был доносить об этом
генерал-прокурору. Все пакеты, адресованные
на имя Сената, принимал обер-секретарь,
распечатывал их и докладывал членам присутствия.
Исключение составляли пакеты с надписью
«Секретно», они передавались лично генерал-прокурору
Сената. Все бумаги вносились в реестр
и передавались в столы для производства
(подготовки к рассмотрению в заседании).
По завершении подготовки дела к докладу
обер-секретарь скреплял его по листам
и докладывал на заседании присутствия
сенаторам. Прочтя дело, обер-секретарь
давал сенаторам на размышление и обсуждение
полчаса (для измерения времени он имел
песочные часы). В сложных случаях обер-секретарь
по просьбе сенаторов мог прибавить им
полчаса и более, но так, чтобы на обсуждение
дела ушло не более трех часов. После обсуждения
сенаторы письменно записывали свое мнение,
после этого формулировалось и принималось
решение. По приговорам Сената канцелярия
составляла указы, которые подписывались
обер-секретарем. После регистрации, скрепленные
государственной печатью, они отсылались
по назначению. На полученные из Сената
указы все присутственные места и лица
должны были направлять рапорт о получении
указа, а по исполнении — рапорт об исполнении
указа. За неприсылку в Сенат рапорта полагались
штрафы: за 1 месяц промедления — 100 руб.,
за два — вдвое больше и т.д., наконец, 5-месячное
промедление влекло лишение имущества
и ссылку на галеры.
В результате петровских реформ
в области управления сложилась следующая
система учреждений: Сенат, Синод, Кабинет
и коллегии — в центре, губернатор, воевода,
комиссары и другие органы - на местах.
Всего за 1718—1720 гг. вместо упраздненных
приказов создано 12 коллегий: Иностранных
дел, Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия,
Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия,
Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия,
Юстиц-коллегия, Вотчинная и Главный магистрат.
Первоначально каждая коллегия
руководствовалась своим регламентом,
затем законодательной основой реформы
стал «Генеральный регламент» («Генеральный
регламент или устав, по которому государственные
коллегии, також и все оных принадлежащих
к ним канцелярий и контор служители, не
только во внешних и внутренних учреждениях,
но и во отправлении своего чина подданнейше
поступать имеют»), утвержденный Петром
I 28 февраля 1720 г. Генеральный регламент
ввел систему делопроизводства, получившую
название «коллежской» по названию учреждений
нового типа — коллегий. Доминирующее
значение в этих учреждениях получил коллегиальный
способ принятия решений присутствием
коллегии, в состав которого, как правило,
входили президент, вице-президент, 2-3
советника и асессоры. Этой форме принятия
решений Петр I уделял особое внимание,
отмечая, что «все лучшее устроение через
советы бывает» (глава 2 Генерального регламента
«О преимуществе коллегий»).
С изданием Генерального регламента
делопроизводство становится на твердую
почву закона. Этим законодательным актом
окончательно отделяются обязанности
присутствия как органа, принимающего
решения, от делопроизводственной деятельности,
которая закрепляется за самостоятельным
подразделением — канцелярией. Центральной
фигурой канцелярии становится секретарь.
На нем лежала ответственность за организацию
делопроизводства коллегии, подготовку
дел к слушанию, докладывание дел на заседании
коллегии, ведение справочной работы по
делам, оформление решений и контроль
за их исполнением, хранение печати коллегии.
Кроме секретаря в состав канцелярии входили
нотариус, регистратор, актуариус, канцеляристы,
копиисты, переводчики, толмачи (для устного
перевода) и вахмистр (сторож для охраны).
Регламент настолько подробно
разрабатывает все вопросы деятельности
канцелярии, что даже определяет, какими
должны быть устроены столы (должны иметь
ящики с замками), как должны сидеть канцеляристы
(по двое за одним столом) и т.д. Рабочий
день в коллегиях начинался в 8 часов утра
и продолжался 5 часов, позже рабочий день
был продлен до 8 часов. Работа велась круглый
год, за исключением трех летних месяцев
и праздников. За один день неявки на работу
у канцелярского служащего вычиталось
жалованье за месяц, за неотработанный
час вычиталось недельное жалованье.
В первую очередь, в коллегиях
рассматривались государственные дела,
затем - частные. На решение государственных
дел полагалась неделя, при необходимости
наведения справок в губерниях устанавливался
поверстный срок - по 2 дня на сто верст
в один конец и столько же в другой. Через
неделю после получения справки дело должно
было быть решено под угрозой смертной
казни. Частные дела по жалобам должны
были решаться в течение шести месяцев.
Первоначально эти сроки выдерживались.
Однако позже они перестали выдерживаться
из-за накопления большого количества
нерешенных дел — сенатское и коллежское
делопроизводство отличались редкой медлительностью.
Некоторые сенатские дела, особенно судебные,
тянулись годами, и не каждый из участников
доживал до разрешения спора.