-разработка
нормативной базы деятельности служб
делопроизводства;
-механизация
труда «канцелярских» работников;
-проведение
унификации и трафаретизации управленческой
документации;
-установление
единой системы подготовки и переподготовки
работников делопроизводства;
-создание всесоюзного
научно-исследовательского института
для разработки комплекса проблем документационного
обеспечения.
Однако практической
реализации выдвинутой программы помешала
начавшаяся Великая отечественная
война.
История
советского делопроизводства в 1945—1990
гг.
Тяжелое
состояние разрушенной войной экономики
и проблемы восстановления народного
хозяйства после окончания войны
оттеснили на второй план вопросы
документационного обеспечения
Управления. Повышение интереса к разработке
проблем рационализации технологии и
техники управления можно отнести к началу
60-х гг. Утверждение некоторых исследователей
относительно качественного повышения
уровня разработок в этой области по сравнению
с периодом 20-х гг. представляется малодоказательным
и справедливо лишь отчасти для исследований
по проблемам управления и документационного
обеспечения управления, проведенных
в 70-х гг. Негативная оценка базируется,
прежде всего, на сопоставлении достижений
мировой науки и практики по управлению
и развитию информационных технологий
в этой области. Особенно остро и зримо
отставание нашей страны выявилось в 80-90-е
гг., когда теоретические разработки в
области кибернетики, математических
методов управления, информатики и технической
элементной базы привели к широкой информатизации
общественно-политической и экономической
жизни промышленно развитых стран Запада,
внедрению в реальную управленческую
деятельность новых технологий, к разработке
концепции «безбумажного офиса». Это отнюдь
не умаляет достижений отечественной
науки в области управления, НОТ, документоведения,
в разработке комплекса теоретических
и прикладных проблем — создание системы
стандартов по документации, Единой государственной
системы документации (ЕГСД), общесоюзных
классификаторов, унифицированных систем
документации, совершенствование специальных
систем документации, рекомендации НИИ
труда по нормированию и оптимизации деятельности
управленческих работников.
В июне 1960
г. в Москве состоялось Всесоюзное совещание
по вопросам механизации труда инженерно-технических
работников и работников административно-управленческого
аппарата. Принятые решения по своему
содержанию во многом совпали с рекомендациями
совещания 1941 г. — подтверждена актуальность
создания специализированного института
с возложением на него задачи разработки
Единой системы делопроизводства, сформулировано
понятие НОТ и обозначены основные
направления исследований. Бесспорно,
решения этого совещания активизировали
работу ученых и практиков управления.
Определенной вехой в развитии вопросов
работы с документами стала утвержденная
постановлением Совета Министров РСФСР
«Примерная инструкция о делопроизводстве
для учреждений и организаций
РСФСР», в которой основной акцент
сделан на унификации делопроизводственных
работ. В этот период усиливается
влияние Главного архивного управления
(ГАУ) при Совете Министров СССР.
С 1958 г. ГАУ стало правомочно контролировать
постановку документальной части делопроизводства
учреждений, организаций и предприятий.
В 1963 г. ГАУ изданы «Основные правила
постановки документальной части делопроизводства
и работы архивов учреждений, организаций,
предприятий СССР», которые на протяжении
многих лет служили руководством
для служб документации и архивов
и способствовали упорядочению их деятельности.
На долгом
и тернистом пути подготовки Государственной
системы документационного обеспечения
управления, действующей в настоящее
время, первым юридически важным этапом
стало принятие 25 июля 1963 г. постановления
Совета Министров СССР «О мерах по
улучшению архивного дела в СССР».
Главному архивному управлению и
ряду государственных комитетов
и институтов поручалась разработка
ЕГСД. Первым реальным результатом
этой работы можно считать подготовку
в 1965 г. «Материалов к Единой государственной
системе делопроизводства». В 1966 г.
в рамках Архивной службы учрежден
Всесоюзный научно-исследовательский
институт документоведения и архивного
дела (ВНИИДАД), которому поручалось завершить
разработку данного документа. В 1967 г.
ВНИИДАД разработал только методическую
программу исследований. В 1970 г. создан
проект основных положений ЕГСД, в подготовке
которого приняли участие НИИтруда, ВНИИоргтехники,
Институт государства и права Академии
наук СССР, ВНИИ стандартизации. После
обсуждения и доработки в сентябре 1973
г. «Основные положения ЕГСД» одобрил
Госкомитет СМ СССР по науке и технике
и рекомендовал их министерствам, ведомствам
и организациям для использования, но
только как положения, не имеющие официального
статуса. Авторы ЕГСД обобщили передовой
опыт своего времени и предложили оптимальную
технологию выполнения управленческих
операций и их документирования. ЕГСД
носила комплексный характер, т.е. включала
не только вопросы делопроизводства, но
и рекомендации по научной организации
труда служащих, структуре делопроизводственных
служб и их техническому оснащению. Реализация
ее положений повысила общую культуру
управления и качество принимаемых решений,
позволила оптимизировать структуру и
штатную численность управленческого
аппарата. Однако элементы новых информационных
технологий, частично реализовывавшиеся
в практике работы ведущих зарубежных
фирм, в ЕГСД представлены не были из-за
полного отсутствия литературы по этим
вопросам и финансирования на их практическое
изучение. Этот пробел отчасти восполнен
позже созданием новой редакции Государственной
системы документационного обеспечения
управления (ГСДОУ), утвержденной начальником
Главного архивного управления в 1988 г.
Заметным
явлением в истории делопроизводства
70-80-х гг. стало издание ГОСТов
на управленческие документы (ГОСТ 6.38-72
и ГОСТ 6.39-72 и др.), общесоюзных
классификаторов (ОКУД, ОКПО, ОКОНХ
и др.) технико-экономической (а позднее
и социальной) информации, унифицированных
систем документации (УСД) и серии
государственных стандартов на эти
унифицированные системы. Значение
некоторых ГОСТов проявилось в полной
мере позднее в 90-х гг. Внедрение
указанных материалов в практику
управления значительно улучшило оформление
документации, рационализировало процедуры
поиска, учета и хранения разнообразной
информации, подготовило почву для
автоматизации управленческих функций.
Последний вопрос широко обсуждался
научной общественностью страны
в связи с планами создания
автоматизированных систем управления
(АСУ) и проектом подготовки общегосударственной
автоматизированной системы сбора и обработки
информации для учета, планирования и
управления народным хозяйством (ОГАС).
Концепцию ОГАС лишь частично удалось
реализовать в народном хозяйстве, а унифицированные
системы документации не получили достаточной
поддержки в средствах научной и массовой
информации и остались невостребованными.
В 90-е
гг. та же печальная участь постигла
и концепцию информатизации нашего
общества. Но если идеи ОГАС были частично
реализованы, то концепция информатизации
до настоящего времени окончательно
не сформулирована. Отсутствие стройной
теории и четкой программы информатизации
сдерживают решение прикладных вопросов.
В 1993 г. издан Общероссийский классификатор
управленческой документации, в который
включены наименования форм документов
унифицированных систем, адаптированных
к современным условиям, и Основные
положения по ведению системы
классификаторов и УСД. Поскольку
в новой редакции ГСДОУ была изменена
концепция подхода к определению структуры
и штатной численности сотрудников служб
документационного обеспечения управления,
Государственным комитетом, а позднее
Министерством труда выпущены типовые
и укрупненные нормативы времени и выработки
по подготовке типовых и творческих документов
по всем основным этапам их обработки:
от сверки текстов и подбора экземпляров
до завершения исполнения и оформления
дел для архивного хранения.
К сожалению,
с начала 1980-х гг. ни одна унифицированная
система документации не была издана
массовым тиражом, что значительно
затрудняет их внедрение. Получившие весьма
широкое распространение компьютерные
программы подготовки документов имеют,
как правило, в своем составе
комплекты шаблонов документов, адаптированные
на русский язык, и полностью игнорируют
отечественные нормативы и традиции
в области создания и оформления
документов.
Заключение
Развитие
современного российского делопроизводства
крайне затруднительно без знаний традиций
предшествующих периодов. Октябрьская
революция 1917 года сломала старый государственный
аппарат. Большевистский лозунг «Вся власть
- советам!» воплотился в новой
государственной организации. Во главе
государственной власти стоял Съезд
Советов. Всероссийский Центральный
Комитет стал руководящим органом
Съезда Советов. Совет Народных Комиссаров
(в дальнейшем он был преобразован
в Совет Министров) представлял
высшую исполнительную и законодательную
власть. Народные комиссариаты (наркоматы)
являлись центральными органами управления
отдельными сферами деятельности или
отраслями народного хозяйства.
После октябрьского переворота 1917 г.
для работы в учреждениях были
привлечены профессиональные революционеры,
рабочие, солдаты и прочие не имеющие
специального образования кадры (и
даже вообще неграмотные). Уровень документационного
обеспечения управления понизился,
а любая власть объективно нуждается
в укреплении и упорядочении своего
положения. Она не может стабильно
существовать в условиях беспорядочного
управления с неподготовленными
сотрудниками аппарата управления. Необходимо
было упорядочить процессы документирования.
Для этого стали использовать
опыт работы предшественников, ведь рядом
с новыми руководителями на своих
рабочих местах оставались и многие
царские чиновники. Так, при создании
«Положения о письмоводстве и
делопроизводстве» за основу был
принят аналогичный по наименованию
и содержанию документ военного ведомства
1911 г. Изменения в проекте были незначительными:
исключение устаревших канцелярских шаблонов
при составлении текстов документов, рекомендации
по уменьшению форматов бумаги в целях
ее экономии и т.п., но работа не была доведена
до конца. Для улучшения качества оформления
документов 2 марта 1918 г. было принято постановление
«О форме бланков государственных учреждений».
В нем перечислялись обязательные реквизиты
бланков документов, много внимания уделялось
упрощению и рационализации делопроизводства.
8 декабря 1918 г. было издано постановление
«О точном и быстром исполнении распоряжений
центральной власти и устранении канцелярской
волокиты». В 20-х годах были организованы
исследования в области рационализации
и научной организации управления. Интересные
и перспективные разработки проблем делопроизводства
велись также в Государственном институте
техники управления (1926 г.) Изучение вопросов
проходило по следующим основным направлениям:
Документооборот учреждений и методы
его оптимизации; Способы регистрации
документов, выработка рациональных методов
учета документации; Контроль исполнения
документов; Хранение документов. Предлагаемая
новая система делопроизводства основывалась
на общих принципах, во многом актуально
звучащих и сегодня: > Организация делопроизводства
должна быть единой для всего учреждения;
Регистрация документов должна быть однократной
и производиться в самой упрощенной форме;
Отказ, где возможно, от регистрации вообще;
Число инстанций, через которые проходит
каждый документ, сокращается до минимума;
Справочная работа обеспечивается с наименьшей
затратой времени; Контроль исполнения
документов должен быть проверкой по существу,
не носить формальный характер; Наблюдение,
руководство и ответственность за постановку
делопроизводства возлагается на определенное
лицо. В 1920-х годах начиналось массовое
движение за научную организацию труда
(НОТ) и научную организацию управленческого
труда (НОУТ). Состоялись две конференции
по НОТ: Первая всероссийская конференция
(январь 1920 года) и Вторая всесоюзная конференция
(март 1924 года). Значительный шаг вперед
в области научно-практических разработок
в области управления и делопроизводства
сделали Таганрогский институт научной
организации производства, созданный
в 1920 году и Казанский институт научной
организации труда, созданный в 1921 году.
Особую роль в организации НОТ в стране
сыграл Народный комиссариат рабоче-крестьянской
инспекции (НК РКИ), возглавивший эту работу
в 1923 году. Созданные при нем Совет научной
организации труда, производства и управления
(СовНОТ) координировал всю работу по НОТ
в стране, а Отдел административной техники
(АТО) осуществлял методическое руководство
рационализацией делопроизводства. Большое
значение в развитии советского государственного
делопроизводства имели Государственное
бюро организационного строительства
(Оргстрой, 1925 год) и Институт техники управления
(ИТУ, 1926 год), подчинявшиеся НК РКИ. ИТУ
занимался разработкой теоретических
проблем, которые Оргстрой реализовывал
в практической деятельности конкретных
организаций на основе хозяйственных
договорных отношений. Положительное
влияние на организацию делопроизводства
в стране оказал созданный при ИТУ Кабинет
стандартизации, разработавший в 1920-е
годы общесоюзные стандарты на документы,
носители информации, средства и предметы
конторского труда, форматы бумаги. В 1928
г. Государственным институтом техники
управления совместно с архивной службой
были изданы «Правила постановки архивной
части делопроизводства в государственных,
профессиональных и кооперативных учреждениях
и предприятиях РСФСР», в которых давались
рекомендации по составлению перечней
документов и дел, циркулирующих в учреждениях,
и правила их уничтожения (для документов
с истекшими сроками хранения). В 1931 г.
был издан проект «Общих правил документации
и документооборота». В нем был аккумулирован
передовой практический опыт, накопленный
к тому времени различными ведомствами
и организациями, обобщены исследования
отечественных и зарубежных ученых. Работы
по совершенствованию делопроизводства,
прерываемые репрессиями и войной, все
же велись. В июне 1941 года состоялось 1-е
Межотраслевое совещание по оргтехнике,
созванное Всесоюзным научным инженерно-техническим
обществом машиностроителей. На совещании
были отмечены недостатки в организации
делопроизводства и разработана программа
мероприятий по его улучшению. Война помешала
воплотить эту программу в жизнь. Во время
войны ответственность за организацию
делопроизводства в СССР была возложена
на Главное архивное управление (Главархив),
которое уже в 1943 году подготовило проект
«Инструкции по постановке документальной
части и охране документальных материалов
в текущем делопроизводстве учреждений,
организаций и предприятий СССР» и «Перечень
типовых документальных материалов, образующихся
в деятельности учреждений, организаций
и предприятий СССР» (был переиздан в 1957
году). Идея создания общегосударственных
правил делопроизводства продолжала развиваться
в 1950-е годы. Об этом свидетельствует Постановление
правительства СССР от 10 декабря 1959 года
№ 1375, которым предписывалось создать
единую систему делопроизводства в стране
на базе широкого использования современной
техники, а также решения Всесоюзного
совещания по вопросам механизации труда
инженерно-технических работников и работников
административно-управленческого аппарата,
состоявшегося в Москве в июне 1960 года.
В 1963 г. архивная служба выпустила «Основные
правила постановки документальной части
делопроизводства и работы архивов учреждений,
организаций, предприятий СССР», которые
на протяжении многих лет были руководящим
материалом (единственным), способствовали
упорядочению деятельности служб документации
и архивов. Этот документ до сих пор служит
руководством по делопроизводству. Значимым
событием для советского делопроизводства
явилось постановление Совета Министров
СССР от 25 июля 1963 года № 829 «О мерах по
улучшению архивного дела в СССР», поставившее
задачу разработку общегосударственной
системы в области работы с официальными
документами - Единой государственной
системы делопроизводства (ЕГСД). В 1966
г. в рамках архивной службы был учрежден
Всесоюзный научно-исследовательский
институт документоведения и архивного
дела (ВНИИДАД), которому поручалась разработка
Единой государственной системы делопроизводства
(ЕГСД). В подготовке проекта «Основных
положений» ЕГСД приняли участие: НИИ
труда, ВНИИ оргтехники, Институт государства
и права Академии наук СССР, ВНИИ стандартизации.
В 1973 г. «Основные положения» ЕГСД одобрены
Госкомитетом СССР по науке и технике
и рекомендованы министерствам, ведомствам
и организациям для использования. ЕГСД
(Единая Государственная Система Делопроизводства)
- это научно упорядоченный комплекс правил,
нормативов и рекомендаций по организации
и ведению документационного обеспечения
управления, начиная с момента создания
документа до сдачи его в архив. Внедрение
ЕГСД потребовало подготовки квалифицированных
кадров. С этой целью в 1964 году в Московском
государственном историко-архивном институте
был открыт первый в СССР факультет государственного
делопроизводства для подготовки специалистов
высшей квалификации в делопроизводственной
сфере. Утвержденная в 1988 г. начальником
Главного архивного управления «Государственная
система документационного обеспечения
управления (ГСДОУ). Основные положения.
Общие требования к документам и службам
документационного обеспечения» до настоящего
времени остается основным нормативным
документом по организации делопроизводства
в нашей стране. Необходимо отметить, что
при неоднократных переизданиях ГСДОУ
редактировать, актуализировать, из нее
изымались и добавлялись отдельные положения.
В семидесятых-восьмидесятых годах сложился
блок ГОСТов (Государственных Стандартов)
на управленческие документы. Были разработаны
первые государственные стандарты на
терминологию в области делопроизводства
и архивного дела и оформление организационно-распорядительных
документов: ГОСТ 16487 - 70 «Делопроизводство
и архивное дело. Термины и определения»
(переработан в 1983 году); ГОСТ 6.38 - 72 «Система
организационно-распорядительной документации.
Основные положения» и ГОСТ 6.39 -72 «Система
организационно-распорядительной документации.
Формуляр - образец» (переутверждены в
1978 году; переработаны и объединены в 1990
году в ГОСТ 6.38 - 90 «Унифицированные системы
документации. Система организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению
документов»). В 1984 году был издан ГОСТ
6.10.4 - 84 «Унифицированная система документации.
Придание юридической силы документам
на машинном носителе и машинограмме,
создаваемым средствами вычислительной
техники», так как возникла потребность
придания юридической силы документам,
подготовленным с помощью средств вычислительной
техники. В конце 1980-х гг. государственным
стандартом вводится технология централизованного
контроля за составом создаваемых документов
путем их внесения в табель форм, утверждаемый
руководителем организации (министерства,
ведомства), но ее практическое применение
пока не стало повсеместным. В 1988 году
была издана вторая редакция ЕГСД. В 1980-е
годы разрабатывались нормативы времени
на делопроизводственные операции и труд
машинисток. Количественный состав работников
делопроизводственной службы рассчитывался
на основании формул трудозатрат, входивших
в «Укрупненные нормативы времени на работы
по делопроизводственному обслуживанию»
и «Единые нормы времени (выработки) на
«машинописные работы», разработанные
Центральным бюро промышленных нормативов
по труду (ЦБПНТ) Государственного комитета
Совета Министров СССР по вопросам труда
и заработной платы (Госкомтруд). Большое
значение для составления номенклатур
и формирования дел, экспертизы ценности
документов, их подготовки и передачи
в ведомственный архив имели «Основные
правила работы ведомственных архивов»
(1986 год) и «Перечень типовых документов,
образующихся в деятельности госкомитетов,
министерств, ведомств и других учреждений,
организаций, предприятий, с указанием
сроков хранения» (1989 год). Внедрение средств
вычислительной техники в управление
потребовало привести к единообразию,
т.е. унифицировать формы документов, применяемых
в различных сферах управленческой деятельности.
Возникла идея создания унифицированных
систем документации (УСД), т.е. комплексов
взаимоувязанных документов, созданных
по единым правилам и требованиям, содержащих
информацию, необходимую для управления
в определенной сфере деятельности. Все
УСД разрабатывались на основе ГОСТ 6.10.1
- 75 «Унифицированные системы документации.
Основные положения» (переработан в 1988
году) и ГОСТ 6.10.2 - «Унифицированные системы
документации. Термины и определения».
Руководство всей работой по созданию
УСД осуществлял Государственный комитет
СССР по стандартам (Госстандарт). Все
УСД, разработанные в 1970-1980 годах, представлены
в Общесоюзном классификаторе управленческой
документации (ОКУД). Среди них представлена
Унифицированная система организационно-распорядительной
документации (УСОРД). Она включала: ГОСТ
6.15.1 - 75 «Унифицированная система документации.
Система организационно-распорядительной
документации. Основные положения»; ГОСТ
6.38 -72 «Унифицированная система документации.
Система организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению
документов»; ГОСТ 6.39 - 72 «Формуляр-образец»;
Унифицированные формы документов, обеспечивающие
создание и ликвидацию организаций, учреждений
и предприятий; прием, перевод, предоставление
отпусков, поощрение, наложение дисциплинарных
взысканий на рабочих и служащих, функционирование
автоматизированного контроля за исполнением
документов; Инструкции по применению
подсистем унифицированных документов;
Методические рекомендации по унификации
текстов организационно-распорядительной
документации; Классификатор унифицированных
форм организационно-распорядительной
документации; Классификатор унифицированных
форм организационно-распорядительной
документации и инструкцию по его применению.
Наряду с ОКУД был разработан еще ряд классификаторов
для информационного обеспечения в различных
сферах управления: финансовой, экономической,
внешнеэкономической и др. Среди них: Общесоюзный
классификатор предприятий и организаций
(ОКПО), Общесоюзный классификатор специальностей
по образованию (ОКСО), Общесоюзный классификатор
продукции (ОКП). Таким образом, традиционная
российская технология процессов документационного
обеспечения управления с XVIII в. имеет
следующие особенности: Четко выраженный
вертикальный характер движения документов
(руководитель - исполнитель - руководитель)
внутри организации; Отслеживание всего
комплекса работ с документами в регистрационных
журналах или машинописных картотеках,
куда заносятся все сведения о документах,
их перемещениях, резолюциях начальства,
контроле сроков исполнения, отчетах и
т.п.; Ведение централизованных регистрационно-контрольных
и отчетных массивов (файлов, картотек
или журналов); Для обеспечения единого
порядка обработки документов предусматривается
создание специализированных служб: управлений
делами, секретариатов, канцелярий; Относительно
небольшое разнообразие процессов делопроизводства
и документооборота, их высокая степень
стандартизации; Основы технологии документационного
обеспечения управления закреплены в
государственных нормативно-методических
документах. Основная проблема данной
технологии - централизованное оперативное
отслеживание движения документов, поскольку
эта технология требует как получения
своевременной информации, так и ведения
объемных регистрационно-контрольных
картотек. При этом делопроизводство фактически
отделено от работы с самими документами:
руководители и исполнители работают
непосредственно с документами (или их
копиями), а делопроизводственный персонал
отслеживает их действия с помощью регистрационных
и контрольных карточек. Наше время характеризуется
тем, что создание, обработка и хранение
документации осуществляется при помощи
компьютеров. Повсеместно осуществляется
переход на компьютерные технологии работы
с документами. Поэтому основные положения
делопроизводства и ГОСТы претерпевают
некоторые изменения. Государственное
делопроизводство советской эпохи представляло
собой основу для развития делопроизводства
в Российской Федерации.
Список используемой литературы:
- Колесник Е. Н. Некоторые проблемы документирования управленческой деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления
- Плешкевич Е. А. Общая теория документа: методологическое обоснование
- Швецова-Водка Г.Н. Документоведение как научная дисциплина
- Швецова-Водка Г.Н. Определение объекта и предмета документоведения
- Ларьков Н.С. Документоведение. Учебное пособие. М., 2006. – 427 с.
- Кузнецова Т.В. История профессии. // Секретарское дело. 2003. №1.
- Кудряев В.А. Организация работы с документами. Учебник. М., 2001. – 592 с.
- Бондырева Т.Н. Секретарское дело. Практическое пособие. М., 1989. – 383 с.
- Верховской П.В. Делопроизводство госучреждений. — М.,Л., 1929
- Голубев С.Н. Структура и документация. — М., 1930;