Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:34, реферат
С древнейших времён дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы узнаём историю своей страны, особенности быта и различных отношений, складывающихся в те далёкие времена.
Документы возникли вместе с письменностью, вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем, с развитием письменности, стали средством общения, передачи информации.
Введение
1. Особенности развития делопроизводства в России в XV-XVII вв
2. Коллежское делопроизводство
3. Министерская система управления и делопроизводства
4. Современное состояние системы управления и делопроизводства и пути
его совершенствования
Заключение
Список литературы
Руководители приказов - судьи и приближенные к ним лица, участвовавшие в принятии решений, - не ставили своих подписей на документах. Это входило в обязанность дьяка, отвечавшего за ведение делопроизводства приказа: "а на всех делах закрепляют и помечают думные дьяки, а царь и бояре ни к каким делам… руки не прикладывают, для того и устроены они думные дьяки". Царь и бояре собственноручно подписывались только на договорных грамотах, заключаемых с другими государствами. Подпись, или "припись", дьяка была весьма своеобразна: если документ состоял из нескольких листов, дьяк "приписывал" документ на каждой склейке, чтобы буквы захватывали оба листа, что было узаконено Судебником 1550 г. Это предохраняло документ от фальсификации и подлога.
В московских приказах впервые намечается обособление оконченных дел от "текущих". Наряду с хранением документов в кулях, мешках, сундуках в некоторых приказах (например, Поместном приказе) появляются шкафы для хранения документов, а затем и меры по охране документов, например снабжение сундуков замками.
Изучение Уложения 1646 г. и целого ряда указов, принятых позже, позволяет говорить о введении норм письменного оформления различных договоров, установлении внешнего единообразия деятельности приказов. В Уложении перечислены неприсутственные дни - Рождество (с24 декабря до 8 января) и вся неделя Пасхи и др.; общее количество неприсутственных дней было достаточно велико. Сношения приказов с городами до учреждения почты в 1666 г. осуществлялись с помощью нарочных; ответы отсылались не с нарочным гонцом, а при случае.
2. Коллежское делопроизводство
Становлением системы
В 1699г. он вводит в обращение гербовую бумагу, а в 1700г. издает указы об отмене столбцовой формы документа и всеобщем переходе к тетрадной форме. Первым учреждением стал Сенат - первоначально законодательный орган и орган надзора за правительственными учреждениями. Для работы правительство из-за боязни перенесения старых приказных порядков в новые учреждения стало приглашать иностранных специалистов для занятия канцелярских должностей.
Учреждается должность экзекутора - для записи всех исходящих указов в особые книги и контроля за их отправкой и об исполнении указов. При малейшей задержке исполнения указа экзекутор обязан доносить об этом генерал-прокурору.
В результате петровских реформ в области управления сложилась следующая система учреждений: Сенат, Синод, Кабинет и Коллегии - в центре, губернатор, воевода, комиссары и другие органы - на местах.
Первоначально коллегия руководствовалась своим регламентом, затем законодательной основой реформы стал «Генеральный регламент», утвержденный Петром I 28 февраля 1720г.
Этот регламент ввел систему делопроизводства, получившую название «коллежской». Доминирующее получил коллегиальный способ принятия решений присутствием коллегии.
Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. Кроме него в состав канцелярии входили нотариус, регистратор, актуариус, канцеляристы, копиисты, переводчики, толмачи (для устного перевода) и вахмистр (сторож для охраны).
Рабочий день начинался в 8 часов утра и продолжался 5 часов, позже он был продлен до 8 часов. Работа велась круглый год, за исключением трех летних месяцев и праздников. За один день неявки на работу вычиталось месячное жалование, за неотработанный час - недельное жалованье.
Серьезным новшеством было введение подписи руководителя присутственного места на документе и членов коллегии, принимавших участие в решение вопроса. Впервые Петр I стал лично подписывать издаваемые им указы.
Нотариус вел реестр нерешенных дел. Актуариус вел общий журнал всех входящих документов. У регистратора находились регистрационные книги - журнал с краткой записью содержания дел, решенных в коллегии и четыре регистрационные книги - A, B,C и D.
Книги А и В - для регистрации исходящих документов, C и D - входящих.
Книга А использовалась для записи краткого содержания документов, отправляемых на имя царя или в Сенат;
Книга В - краткого содержания документов, направляемых другим учреждениям и лицам;
Книга С - содержала в хронологической последовательности краткие выписки документов от царя или Сената;
Книга D - содержала краткие выписки документов от коллегий, губерний и других учреждений и лиц.
Все решенные дела сдавались в актохранилища, получивших европейское название - архивов.
Появились и новые названия документов: векселя, облигации, реляции, мемории, рапорты, журналы, протоколы, корреспонденция, инструкция и др.
Завершила реформы Петра I Екатерина
II, издав «Учреждения для
Этот иерархический порядок взаимоотношений сохранялся в течение всего XIX в.
3. Министерская система управления и делопроизводства
Начало XIX в. ознаменовалось новой реформой государственного управления и делопроизводства - министерской, основанной на принципе единоначалия. Коллегиальный принцип принятия решений не был исключен из новой системы. Первыми министерствами, созданными манифестом от 8 сентября 1802г. были: военно-морских сил, иностранных и внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции и на правах министерства - Государственное казначейство. Одновременно учрежден Комитет министров - высшее административное учреждение на коллегиальных началах. Одновременно реформируется Сенат, который становится высшей судебной инстанцией, выполняя также функцию надзора за правительственным аппаратом.
Министерское начало окончательно победило с изданием 28 января 1811г. «Общего учреждения министерств». Министры назначались императором и были ответственными только перед ним; директора, возглавлявшие департаменты, подчинялись непосредственно министру; начальники отделений - директорам департаментов, столоначальники - начальникам отделений.
Поступающие в министерство дела делились на три категории:
- Текущие дела - донесения, ведомости, представления, переписка и др.;
- Чрезвычайные дела - для их решения требовалось принятие новых постановлений, или дела по обнаруженным злоупотреблениям;
- «не терпящие время» или срочные. Дела чрезвычайные и срочные рассматривались в первую очередь.
Документы, создаваемые в процессе
«производства дела» можно
До середины XIX в., когда в России появились почтовые конверты и марки, законом предусматривалось все исходящие бумаги отправлять в виде пакетов (конвертов), запечатанных сургучной печатью.
Ревизия дел составляла самостоятельный участок делопроизводства и являлась функцией начальников отделений, директоров; в губерниях - начальников присутвенных мест и губернаторов.
В делопроизводстве министерств произошли изменения форм документов: появились бланки учреждений с угловым расположением реквизитов.
Бланки печатались типографским способом или писались от руки. На протяжении всего XIX и начала XX веков осуществляется законодательная регламентация делопроизводства высших, центральных и местных учреждений. Появляется обширная делопроизводственная литература, в том числе и работы теоретического характера. Появились письмовники - сборники образцов документов, первые - вторая половина XVIIIв., а с конца XVIII - начала XIXвв. начинают издаваться регулярно. До 1917г. издано более ста сборников.
4. Современное состояние системы управления и делопроизводства и пути его совершенствования
Однако происшедшие события 1917 года привели к полному слому государственного аппарата и зарождению принципиально новых устоев в сфере управления и делопроизводства в частности.
Фактически от власти были отстранены помещики, дворяне, купечество.
Для работы в советских учреждениях
были привлечены люди (рабочие, солдаты
и т.д.), не имеющие специального образования.
Уровень документационного
На своих местах оставались многие царские чиновники, саботировавшие новую власть.
Общественно-политическая и научная жизнь России 20-х гг. изобилует противоречиями.
С одной стороны, пресекается деятельность видных ученных, с другой - активно и успешно работает несколько вполне самостоятельных школ управленческой мысли (Гостев А.К., Керженцев П.М., Богданов А.А. и др.).
Организуются исследования в области
управления, Научной Организации
Труда (НОТ) и делопроизводства, выходят
важные нормативно-методические документы
в сфере документационного
Для координации работы по НОТ в масштабах страны в декабре 1923г.
образован Совет НОТ, производства и управления, 1 января 1925г. - Оргстрой, в феврале 1926г. - Государственный институт техники управления (ИТУ). В1931г. ИТУ изданы «Общие правила документации и документооборота», где аккумулирован передовой практический опыт, обобщены исследования отечественных и зарубежных ученных. Основным исполнительным органом должен стать секретариат. К сожалению, «Правила» не были доработаны по отзывам учреждений. ИТУ ликвидировали в 1932г.
Кабинетом стандартизации ИТУ разработаны стандарты служебных писем, телеграмм, телефонограмм, протоколов, извещений и др.
Стандартизовались материалы в делопроизводстве - бумага, чернила, ленты для пишущих машинок и т.п.
В июле 1918г. сформированы центральные и местные органы статистики.
В декабре 1926г. проведена Всесоюзная перепись населения. В бухгалтерской документации широко используется опыт царской России и западноевропейских стран.
Конституция 1936г. существенно изменила политическую систему, иерархию и полномочия высших органов власти. Установилась жесткая система полномочий в издании определенных видов документов. Эти нововведения упростили и упорядочили процессы документирования в высших эшелонах власти.
Отсутствие единого
Вопросы документационного обеспечения управления после окончания войны были оттеснены на второй план. Повышение интереса к разработке проблем рационализации технологии и техники управления произошло вначале 60-х гг.
Особенно остро отставание нашей страны по управлению выявилось в 80-90-е гг., когда теоретические разработки в области кибернетики, математической базы привели к внедрению развитых стран Запада управленческой деятельности новых технологий, к разработке концепции «безбумажного офиса». Но это не умаляет достижений отечественной науки в области управления.
В июне 1960г. в Москве состоялось Всесоюзное
совещание по вопросам механизации
труда инженерно-технических
В 1966г. учрежден Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД).
В 1988г. утверждена новая редакция Государственной
системы документационного
Получившие весьма широкое распространение
компьютерные программ подготовки документов
имеют в своем составе
Заключение
С давних времен дошли до нас различные
виды документов, с помощью которых
мы имеем возможность узнать историю
своей страны, ее героическое прошлое,
особенности быта своего народа, правовые
формы и этические нормы
Они служат в различных областях человеческой деятельности, поэтому содержание понятия «документ» многозначительно и является предметом изучения многих научных дисциплин. Не нужно доказывать, что знание делопроизводства, умение документально оформить управленческое решение наряду с этикой делового общения для менеджера любого уровня, специалиста стало неотъемлемым признаком профессионализма.
В заключение сформулируем выводы по работе:
1. В России к началу XVII века
первым сложилось приказное
2. При Петре I было введено
коллежское делопроизводство, более
прогрессивное по сравнению с
приказным. Коллегиями
Информация о работе История становления и развития делопроизводства в России