История возникновения и развития делопроизводства в Древнерусском государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Этот период характеризуется накоплениям традиций в области составления документов: создаются устойчивые формуляры документов, устанавливаются приемы их удостоверения - подписи, скрепы, печати, возникают стадии написания документа – черновик и беловик. Однако говорить о делопроизводстве как о системе определенных правил и приемов работы с документами пока еще нельзя. Это время накопления традиций и обычаев в работе с официальными документами.

Содержание работы

Введение 3
1.Делопроизводство в Древнерусском государстве 5
2.Приказное делопроизводство 10
3.Делопроизводство в учреждениях России 16
Заключение 22
Библиографический список 24
Приложение 25

Файлы: 1 файл

Upravlenie_dokumentooborotom.docx

— 69.92 Кб (Скачать файл)

Документирование управленческой деятельности государственных учреждений XVI-XVII вв. осуществлялось в конкретных видах и разновидностях документов [4, 150].

От верховной власти в лице царя и Боярской думы подчиненным направлялись грамоты, указы и приговоры Боярской думы. Между собой приказы сообщались памятями и направляли их подчиненным. Из местных учреждений в приказы посылали отписки. Формой письменного обращения частных лиц в государственные учреждения были челобитные.

Существовали также системы документации, в которых фиксировались отдельные функции управления: военная, дипломатическая, бухгалтерского и хозяйственного учета и т.д. Например, дипломатические отношения с иноземными государствами оформлялись договорами, грамотами главам государств, грамотами на проезд по территории государства и др.

Документ этого периода представлял собой сплошной текст, реквизиты в нем почти не выделялись. Однако в отдельных видах документов можно проследить определенную последовательность в их расположения [4, 150].

Поэтому определить вид официального документа XVI-XVII вв, можно только после прочтения текста и выявления расположения реквизитов, а также наличия устойчивых словесных формулировок .

Наличие определенных правил составления и оформления документов, придававших им устойчивую форму, привело к появлению «образцовых» книг, включавших образцы некоторых видов документов.

В делопроизводстве приказов зарождаются традиции хранения документов. Появляется описание и учет документов. Начинают составляться описи документов. Значительный интерес представляет «Опись царского архива». Из нее мы узнаем о видах документов, о развитии изобразительного документирования - чертежах, картах. К описям документов уже в XVII в. составлялись для наведения справок о документах указатели, в частности, личных имен («азбуки») .

Помимо приказных дьяков и подьячих составлением документов занимались так называемые «площадные подьячие», которые за определенную плату составляли челобитные и другие документы от частных лиц в государственные учреждения. Деятельность «площадных подьячих» регулировалась Соборным уложением 1649 г.

 

 

 

 

 

3. Делопроизводство  в учреждениях России

 

В результате активной преобразовательной деятельности Петра I в начале XVIII в. в России были осуществлены административные реформы. Высшим светским учреждением стал Сенат, церковным - Синод. Центральные учреждения - приказы заменены коллегиями, преобразованы местные учреждения и созданы бурмистрские избы, городовые магистраты, ратуши, губернские и провинциальные канцелярии .

Система делопроизводства, сложившаяся в учреждениях XVIII в., получила название коллежской. Главное отличие коллежского делопроизводства от приказного заключалось в том, что его организация регламентировалась законодательством. Основным законодательным актом стал «Генеральный регламент», утвержденный 28 февраля 1720г. Петром. Он определил структуру коллегий, штатный состав, должностные обязанности чиновников, правила внутреннего распорядка и поведение чиновников, убранство «камор» - присутственных мест, организацию работы с документами: правила регистрации .

Существенное влияние на организацию делопроизводства в учреждениях XVIII в. оказал коллегиальный принцип принятия решений, узаконенный Генеральным регламентом. Организация делопроизводства коллегий возлагалась на канцелярию.  Здесь готовились дела для слушания на заседании присутствия, оформлялись в соответствии с правилами принятые решения, регистрировались входящие и исходящие документы, осуществлялся контроль за их исполнением, хранились документы, по которым были приняты решения, и копии отосланных документов, а также печать коллегии [3, 64].

Главным в канцелярии был секретарь. Он руководил действиями всех чиновников, входивших в ее штат: канцеляристов, регистраторов,   копиистов,  переводчика,   толмачей, вахмистра (сторожа коллегии) .

В его обязанности входила подготовка дел к слушанию в присутствии, причем важные дела он готовил сам, иные распределял между канцеляристами и следил за их подготовкой, лично докладывал подготовленные дела на заседании присутствия. Ход заседания присутствия фиксировал нотариус в протоколе. По принятым и записанным в протоколе решениям коллегии секретарь готовил проекты документов или поручал их исполнение канцеляристам .

Генеральный регламент узаконил необходимость регистрации документов и регламентировал технологию ее ведения. Основная цель регистрации была определена как охрана документов. Одновременно регистрационные журналы служили для справочной работы и для контроля за исполнением документов [3, 64]. 

Генеральный регламент установил сроки исполнения документов. Указы следовало исполнять в течение одной недели, «ежели скорее нельзя». Если требовались какие-либо справочные материалы из губернии, на их доставку отводился месяц и время, необходимое на дорогу. При необходимости каких-либо уточнений разрешалось увеличить срок еще на две недели. Коллегия после  получения  необходимых сведений должна была принять решение и оформить его в течение недели, иначе существовала угроза «наказанием смертным или ссылкою  и лишению всего имения по силе дела или вины».

Генеральный регламент ввел понятие «архив». Все оконченные дела на протяжении трех лет находились в канцелярии конторе, а затем под расписку сдавались в архив коллегии архивариусу.

После проведения губернской реформы в 1775 г., когда ликвидированы коллегии (за исключением Военной, Морской Иностранных дел), а их функции переданы местным учреждениям (губернским правлениям, казенным и судебным палатам, нижним земским судам, уездным казначействам), сохранился коллегиальный принцип принятия управленческих решений.

Реформаторская деятельность в административной сфере оказала большое влияние на состав официальных документов и их формуляр. Возникло много новых видов документов .

В XVIII в. появляется новый вид документа - протокол. Его назначение, правила составления и оформления подробно изложены в специальной статье Генерального регламента.

Частные лица продолжали обращаться в государственные учреждения в форме челобитных, которые стали называть прошения челобитчиковы. В последней четверти XVIII в. за этим видом документа прочно закрепилось наименование прошение. Формуляр документа в XVIII в. также претерпел значительные изменения .

Трудности использования столбцов в справочных целях, сложности, возникавшие при их хранении, привели к отмене столбцов. Указ Петра I 1700 г. предписал заменить их тетрадями .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Всю работу с официальными документами осуществляли специальные должностные лица, имевшие небольшой штат помощников. В XIV в. людей, профессионально занимающихся работой с документами, стали называть дьяками.

Документы писали на пергаменте. Это был дорогостоящий материал. Его изготовляли из козлиной или телячьей кожи, а лучшие сорта доставляли из ганзейских городов и Греции. Утративший ценность и значение текст счищали и использовали лист пергамента заново.

Этот период характеризуется накоплениям традиций в области составления документов: создаются устойчивые формуляры документов, устанавливаются приемы их удостоверения - подписи, скрепы, печати, возникают стадии написания документа – черновик и беловик. Однако говорить о делопроизводстве как о системе определенных правил и приемов работы с документами пока еще нельзя. Это время накопления традиций и обычаев в работе с официальными документами.

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Андреева В.И. Делопроизводство: практ. пос. - М.: Управление персоналом, 2012.
  2. Басаков М.И. Делопроизводство: учеб. пос. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  3. Басаков М.И. Делопроизводство: документационное обеспечение управления: учебное пособие для образовательных учреждений среднего проф. образования / Басаков М.И. - М.: Дашков и К, 2009.
  4. Берестень: темат. хрестоматия древнерус. бытовой письменности: новгородская коллекция / М-во образования и науки Рос. Федерации, Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого; - Великий Новгород: ИПЦ НовГУ, 2011.
  5. Быкова Т.А. Делопроизводство: учебник. - М.: МЦФЭР, 2012.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

УСТАВ

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

«Межрегиональная группа компаний

«Вектор Права»

г. Москва, 2010 г.

1. Общие положения

1.1. Общество с ограниченной ответственностью "Межрегиональная группа компаний "Вектор Права", именуемое в дальнейшем "Общество" действует на основании настоящего Устава, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", а также иного применимого законодательства.

Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации.

1.2. Общество является хозяйственным обществом, уставный капитал которого разделен на доли. Имущественная ответственность Общества и его участников определяется по правилам раздела 3 настоящего Устава в соответствии с законодательством.

1.3. Полное фирменное наименование Общества на русском языке:

Общество с ограниченной ответственностью "Межрегиональная группа компаний "Вектор Права".

Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке:

ООО "МГК "Вектор Права".

1.4. Место нахождения Общества: Российская Федерация, 115280, г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 26, стр.3.

1.6. В соответствии с настоящим Уставом в состав участников Общества могут входить физические лица и организации, в т.ч. предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, а также иностранные юридические лица и граждане, признающие положения настоящего Устава, которые оплатили свои доли в его уставном капитале.

1.7. Общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью, обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные, в том числе валютный, счета в банках на территории России и за рубежом, от своего имени самостоятельно выступает участником гражданского оборота, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, может выступать в качестве истца и ответчика в суде, в арбитражном или третейском суде.

1.8. В порядке, установленном законодательством, Общество вправе создавать организации с правами юридического лица или участвовать в их создании.

1.9. Общество может иметь представительства и филиалы на территории России и за границей, а также участвовать в капитале других юридических лиц.

В случае создания филиалов и представительств Общества в настоящий Устав вносятся изменения, отражающие сведения о соответствующих филиалах и представительствах.

1.10. Для обеспечения своей деятельности Общество имеет круглую печать со своим наименованием, бланки, может иметь товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные в установленном порядке, другие реквизиты с фирменной символикой.

2. Правоспособность Общества. Предмет и цели деятельности

2.1. Общество является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли.

2.2. Общество обладает общей гражданской правоспособностью. Оно вправе иметь гражданские права и нести гражданские обязанности для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

2.3. Осуществлению деятельности, отнесенной законодательством к лицензируемой, предшествует получение Обществом соответствующей лицензии (лицензий) в установленном порядке.

Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, то Общество в течение срока действия лицензии вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные лицензией, и сопутствующие виды деятельности.

2.4. Предметом деятельности Общества являются:

оказание консультационных услуг;

предоставление персонала и услуг по кадровому и бухгалтерскому делопроизводству;

сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества;

предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества;

предоставление персональных услуг;

ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;

оптовая торговля;

розничная торговля вне магазинов, специализированная розничная торговля прочими непродовольственными товарами;

розничная торговля в неспециализированных магазинах незамороженными продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;

рекламная деятельность;

вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;

организация торговли товарами народного потребления и продуктами питания;

а также любые иные виды хозяйственной деятельности, в том числе внешнеэкономической, не запрещенные законодательством.

2.5. Общество обязано соблюдать применимое законодательство, правильно и своевременно производить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, соблюдать правила ведения бухгалтерского учета, порядок и сроки представления государственной статистической отчетности.

Информация о работе История возникновения и развития делопроизводства в Древнерусском государстве