Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 04:04, курсовая работа
Трудно представить нашу жизнь без документов: гражданина– без паспорта, водителя – без водительских прав, туриста – без туристической визы, студента – без студенческого билета и зачетной книжки и т.д. Особенно это затрагивает практически все сферы экономики: торговлю, управление, банковскую деятельность. Ни одна фирма, компания, корпорация не может обойтись без документа и, следовательно, без документооборота. Оборот документов является обязательной частью деятельности любой из выше перечисленных сфер экономики и организаций.
Введение .............................................................................................. 1
1. Электронный документооборот в экономике:
1.1 Автоматизация учета в торговле.................................................. 2
1.2 Автоматизация фондовой торговли в России............................. 3
2. Системы электронного документооборота:
2.1 Документооборот в мире безбумажных технологий................. 5
2.2 Делопроизводство и документооборот в управлении предприятием................................................................................. 5
2.3 Системы управления электронным документооборотом.......... 8
2.4 Корпоративный электронный архив............................................11
2.5 Информационно – поисковые технологии для электронного делопроизводства...........................................................................13
3. Защита информации:
3.1 Безопасность электронной почты..................................................16
3.2 Защита электронного обмена данными.........................................17
3.3 Семейство продуктов PALINDROME...........................................17
3.4 Сетевое резервное копирование.....................................................19
3.5 Зеркальные серверы........................................................................ 24
4. Электронная цифровая подпись в электронном документообороте:
4.1 Что такое ЭЦП?................................................................................25
4.2 Шифрование.....................................................................................26
4.3 Управление ключевой системой.....................................................27
4.4 Пакет документов.............................................................................28
4.5 Центр удостоверения открытых ключей........................................28
5.Приложение........................................................................................31
6. Литература:
Безопасность (например, переводов денежных средств) достигается не отдельными решениями, а системой хорошо продуманных мер. Угрозы безопасности в данном случае очень многообразны, например:
разрыв или сбой (дисфункция сети);
модификация информации;
маскировка с целью выдать себя за автоматизированного отправителя или получателя;
многократное повторение сообщения;
разглашение информации;
анализ рабочей нагрузки линии связи;
нарушение защиты передачи, при котором ухудшаются различные параметры системы безопасности сетей;
незаконный доступ к аудиторским журналам, позволяющий скрыть следы возможных растрат;
проникновение в центральную систему через сеть с целью изменения программ, уничтожение некоторой информации или незаконного перечисления денежных средств.
Перечисленные угрозы в разной степени подвергают опасности доступность, секретность и целостность информации. Чтобы обеспечить выполнение этих трех основополагающих условий (без которых невозможно проводить, например, денежные переводы по электронным сетям) и обеспечить защиту электронного обмена данными, необходимо принять некоторые меры безопасности.
1. Аутентификация информационных объектов, с которыми осуществляется связь. Механизмы аутентификации могут быть различными. Наиболее широко применяются такие криптографические алгоритмы, как RSA.
2. Контроль доступа, дополняющий аутентификацию. Логический контроль доступа позволяет определять для каждого файла и для каждой прикладной программы правомочных пользователей и их права (при переводах денежных средств – это чаще всего право подписывать и передавать данные переводы.)
3. Конфиденциальность. Обычно достигается криптографическими методами: информация кодируется так, чтобы оставаться непонятной для неправомочных лиц, а также лиц, не владеющих ключами к шифру.
4. Сохранение целостности информации – метод защиты от искажения или уничтожения чего – либо в данном сообщении. Использует сжатие информации и криптографию.
5. Метод восстановления, обеспечивающий работоспособность системы после устранения возникших проблем с безопасностью.
6. Метод защиты, который сохраняет информацию и дает возможность перезапустить систему при сбоях в сети и других угрозах безопасности.
7. Наблюдение за сетью. С помощью этого метода можно выявить отклонение от нормы технических параметров систем передачи информации (например, сбои в электропитании), а в некоторых случаях и попытки проникновения.
8. Ведение учетных журналов. Позволяет воспроизвести последовательность выполнения операций со стороны центральной системы или со стороны терминала.
9. Хронология. Дает возможность избежать повтора последовательности операций. Этот метод является необходимой защитой в области перевода денежных средств. Он использует, прежде всего, проставление даты и времени и составление журнала порядка переводов с порядковыми номерами, определенными для каждого адресата (получателя).
10. Система безопасности отдельного информационного комплекса. Позволяет удостовериться, что совокупность систем делает только то, что должны делать. Чтобы добиться этого, прибегают к сертификационной оценке программного и аппаратного обеспечения.
Быстрым восстановлением данных в случае потери занимаются системы резервного копирования и восстановления данных. Сетевая система резервного копирования (СРК) должна обеспечивать сохранение данных со всех узлов сети. В целом к сетевой СРК выдвигаются следующие сетевые требования.
Построение системы по принципу клиент/сервер. В применении к резервному копированию это означает следующее: компонент СРК, обеспечивающий управление всеми процессами и устройствами называется сервером, а компонент, отвечающий за сохранение или восстановление конкретных данных, - клиентом. В частности, такая система должна обеспечивать:
управление резервным копированием во всей сети с выделенных компьютеров;
удаленное резервное копирование данных, содержащихся на серверах и рабочих станциях;
централизованное использование устройств резервного копирования.
Многоплатформенность. СРК должна полноценно функционировать в современной гетерогенной сети, т.е. предполагается, что ее серверная часть будет работать в различных ОС, и поддерживать клиентов на самых разных аппаратно – программных платформах.
Автоматизация типовых процессов. Процесс резервного копирования неизбежно содержит много циклов различных операций. СРК должна выполнять циклические работы в автоматическом режиме и минимизировать число ручных операций. В частности, она должна поддерживать:
выполнение резервного копирования по расписанию;
ротацию носителей (последовательная замена носителей резервных копий);
обслуживание устройств резервного копирования по расписанию.
Поддержка различных режимов резервного копирования. СРК должна поддерживать возможность сохранения только той информации, которая была изменена с момента создания предыдущей копии.
Быстрое восстановление серверов сети после аварии. Сервер сети может выйти из строя по различным причинам, например из – за аварии жесткого системного диска или вследствие ошибок программного обеспечения, приведших к разрушению системной информации. В этом случае его восстановление требует переустановки ОС, конфигурирования устройств, инсталляции приложений, восстановления файловой системы и учетных записей пользователей. Все эти операции очень трудоемки, и на любом из этапов данного процесса возможно возникновение ошибок. Для восстановления сервера необходимо иметь резервную копию всей хранящейся на нем информации, включая системные данные, чтобы, как можно быстрее, привести его в рабочее состояние.
Резервное копирование данных в интерактивном (on - line) режиме. Зачастую информационная система включает в себя различные приложения клиент/сервер, которые должны функционировать круглосуточно. Примером тому являются почтовые системы, системы коллективной работы и SQL – серверы. Осуществить резервное копирование баз данных таких систем обычными средствами невозможно, поскольку они все время открыты. Поэтому в них часто встроены собственные средства резервного копирования, но их использование, как правило, не вписывается в общую технологию, принятую в организации. Исходя из этого СРК должна обеспечивать сохранение баз данных приложений клиент/сервер в интерактивном режиме.
Развитые средства мониторинга и управления. Для управления процессами резервного копирования и отслеживания их состояния СРК должна иметь графические средства мониторинга, управления и широкий набор средств оповещения о событиях.
Сетевая СРК состоит из аппаратных и программных компонентов.
Аппаратные компоненты предназначены для записи и хранения резервных копий с целью возможного восстановления данных с них.
В качестве носителя наиболее часто используются накопители на жестких дисках, магнитооптических дисках и магнитных лентах.
Для разового сохранения данных небольшого объема вполне подойдет жесткий диск или магнитооптический накопитель. Если речь идет о выборе аппаратного средства для проведения полного резервного копирования, да еще и в автоматическом режиме, то следует остановиться на ленточных накопителях: по скорости восстановления они не уступают магнитооптическим моделям, а по скорости записи даже превосходят их.
Для работы с магнитными лентами в СРК используются так называемые накопители с магазином автоматической подачи кассет (autochanger), или ленточные библиотеки. Ленточная библиотека состоит из двух функциональных устройств:
1. устройства чтения/записи, или стримера, предназначенного для записи информации на кассету и чтения с нее. В каждый момент времени стример способен работать только с одной кассетой;
2. устройства автоматической подачи кассет, или робота (robot), состоящего из магазина кассет и механизма, который выполняет подачу требуемой кассеты в стример и ее последующее извлечение.
Во всех производимых в настоящий момент стримерах реализованы технологии чтения/записи, обеспечивающие высокую плотность записи информации и, следовательно, высокую надежность ее хранения и большой объем.
Довольно распространены стримеры, построенные по технологии DLT. Ее отличительные черты – высокая плотность записи, быстрота передачи данных и надежность. В настоящий момент все производитель ленточных библиотек в своих новых моделях в основном используют DLT – стримеры. Другими достаточно распространенными стандартами магнитной записи стали DDS – 2 и DDS – 3.
Вся логика сетевого резервного копирования сосредоточена в программных компонентах и реализуется ими. Они управляют устройствами, процессом резервного копирования и восстановления данных, поддерживают расписание работ и реализуют дополнительные сервисные функции. Среди программ резервного копирования большой популярностью пользуется система ARCserve компании Cheyenne (подразделение Computer Associates). Программный пакет ARCserve выполнен в архитектуре клиент/сервер. На выделенном узле сети устанавливается серверная часть системы ARCserve, отвечающая за управление накопителями, подключенными к данному серверу, организацию всего процесса резервного копирования и управление служебными операциями. Резервное копирование и восстановление информации клиентов осуществляется по запросу от серверной части, клиенты только передают информацию серверу, который осуществляет ее сохранение на внешний носитель. Клиентами системы ARCserve являются как настольные компьютеры, так и серверные сети.
ARCserve разработана как многоплатформенная система сетевого резервного копирования. Ее серверная часть функционирует под управлением Microsoft Windows NT, Novell NetWare и различных клонов Unix.
ARCserve обеспечивает автоматизацию всех процессов, связанных с резервным копированием. Прежде всего, он выполняет резервное копирование по расписанию. Для каждого фрагмента информации (группа каталогов, база данных) регламентом определяется время начала копирования, внешнее устройство и тип копии (например, полная копия или копия изменений).
Система ARCserve поддерживает развитые схемы ротации носителей резервных копий. Она обеспечивает создание и хранение резервных копий данных каждый день в течение недели, раз в неделю в течение месяца и раз в месяц в течение года.
При реализации любой схемы ротации носителей ARCserve предварительно проверяет записанную на носитель информацию для предотвращения случайной порчи недавно сделанной копии.
Система резервного копирования ARCserve поддерживает различные механизмы создания резервных копий данных. В ARCserve существуют три вида резервных копий:
1. полная копия (Full Backup), представляет собой точный образ сохраняемых данных;
2. дифференциальная копия (Differential Backup), содержит только файлы, измененные со времени создания последней полной копии;
3. инкрементальная копия (Incremental Backup), содержит только файлы, измененные со времени создания последней полной, дифференциальной или инкрементальной копии.
Для эффективного восстановления серверов под управлением Windows NT и NetWare после аварии система ARCserve предлагает опцию аварийного восстановления (Disaster Recovery Option). В случае изменения параметров сервера, например, после установки пакетов исправления ошибок (Service Packs и Patches), для него создается комплект дискет аварийной копии.
Для сохранения баз данных прикладных систем в интерактивном режиме система ARCserve содержит ряд специальных программ – агентов. Каждая из них служит для сохранения баз данных конкретной система и функционирует как клиент системы ARCserve.
Кроме интерактивного резервного копирования баз данных, эти агенты обеспечивают и фрагментальное восстановление информации с резервных копий.
Помимо агентов для сохранения открытых баз данных, система ARCserve имеет агента для сохранения открытых файлов. Используя его, ARCserve может сохранять как сетевые файлы, открытые приложениями, так и базы данных прикладных систем, для которых не разработаны специализированные программы-агенты.
Управление системой ARCserve и всеми работами резервного копирования осуществляется из интерактивной графической программы - менеджера. Она предоставляет администратору и операторам системы резервного копирования следующие возможности:
задание регламента резервного копирования, схемы ротаций лент, типов резервных копий, режимов чистки устройств;
управление устройствами резервного копирования;
просмотр содержимого архивов и поиск требуемой информации в них;
контроль за процессом резервного копирования;
сбор служебной информации и статистики.
Для оперативного оповещения о событиях, возникающих в процессе копирования, система ARCserve позволяет автоматически передавать сообщения через сеть, электронную почту, пейджинговую или факсимильную связь или же выводить протокол всех событий на принтер.
Компания Connected предлагает развитую службу резервного копирования DataSafe, которая выполняет защиту данных с помощью паролей, а также шифрование информации по стандартному алгоритму DES (Data Encryption Standard), давно применяемому в банках и других финансовых учреждениях. Информация пользователей размещается в двух зеркальных центрах хранения данных Connected, предусматривающих несколько уровней избыточности компонентов, что исключает возможность ее потери. Эти служба ориентирована на мелкие фирмы или отделения крупных корпораций, не имеющие собственных специалистов по резервному копированию.
Информация о работе Электронная цифровая подпись в электронном документообороте