Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 09:47, реферат
Информатизация архивного дела имеет главной своей целью развитие рациональной системы формирования, обеспечения сохранности, всестороннего использования Архивного фонда России и защиту его информационных ресурсов. Государственные архивы являются крупными информационными системами регионального информационного пространства. Возможности такой информационной системы зависят от объема и характера находящихся на государственном хранении документов, с одной стороны, и от доступности информационных ресурсов в процессе их использования - с другой. Если первая составляющая целиком и полностью зависит от профиля архива, то вторая - от наличия, достоверности и полноты справочно-поисковых средств и свидетельствует об информационной открытости архивного учреждения.
Введение
1.Этапы информатизации архивного дела
2. К компьютеризации основных функций архива
2.1 Объекты и цели информатизации архивного дела
2.2 Информационные технологии и организация их внедрения в архивах
2.3 Организация внедрения информационных технологий в архиве
2.3. Принципы информатизации архивного дела
Заключение
Список используемой литературы
2.4 Принципы информатизации архивного дела
Информатизация архивного дела РФ базируется на следующих основных принципах:
- преемственность по отношению
к традиционно сложившейся
- преемственность в развитии
автоматизированных архивных
- системность в реализации
технологических и
- внутриотраслевая унификация
методов описания, представления, передачи
и обработки данных в
- сопряженность с
Реализация этих принципов должна осуществляться в определенной последовательности, обеспечивающей минимизацию затрат ресурсов при получении наибольшего эффекта.Все базы данных, создаваемые в архиве, условно разделяются на учетные и информационно-поисковые. Эти две категории баз данных различаются структурой, методикой создания, применяемым программным обеспечением.
Учетные базы данных служат для обработки статистических массивов – учета документов и дел в архиве, учета использования, контроля за обеспечением сохранности и т.д.Учетные базы данных в архиве учреждений предназначена для определения количества документов в единицах учета (единица хранения) и обеспечения сохранности документов при выдаче их во временное пользование в структурные подразделения. Учетные БД могут создаваться по функциональному или интеграционному (многофункциональному) принципу.
По функциональному принципу создаются базы данных для учета документов и дел, контроля за наличием и состоянием дел, учета использования, учета источников комплектования и т.д.
Интеграционный принцип предполагает создание единой системы, реализующей функции учета и информационного поиска документов. Такие информационные системы существуют в государственных архивах.
Информационно-поисковые базы данных служат для создания и ведения таких архивных справочников, как архивные описи, сводные номенклатуры дел, каталоги, картотеки, а также для совершенствования процессов информационного поиска в архиве.
Создание автоматизированной информационно-поисковой системы архива является наиболее сложной задачей. Успешное функционирование информационно-поисковой системы во многом зависит от правильной организации ее внедрения в архиве. Разработка и внедрение базы данных осуществляется в несколько этапов:
1. Изучение делопроизводства и документооборота организаций ведомства или направления работы архива, которое подлежит компьютеризации.
2. Разработка технического задания. На этом этапе приоритетное значение имеет доскональное знание проектировщиками правил и норм отечественного делопроизводства и архивного дела, а также знание основ технологии баз данных.
3. Поиск подходящего под определенную задачу программного продукта и фирмы – системного интегратора. Здесь имеют значение не только затраты на программное обеспечение и технику, но и надежность выбранного приложения, солидность фирмы.
4. Заключение договора, к которому прилагается техническое задание. В договоре обязательно следует предусмотреть конвертирование данных в новые версии программы, поддержку «горячей линии», состав документации – сопровождение к программному обеспечению, обучение специалистов и т.п.
5. Создание, установка, адаптация программы осуществляется программистом или фирмой – системным интегратором – на основе технического задания
6. Сертифицирование и регистрация программного продукта
7. Поддержка и обслуживание системы
Таким образом, архивист может выступать в роли разработчика программ и эксперта программного продукта. Он должен быть способен оценить достоинства и недостатки программы с точки зрения архивных технологий, внести предложения по ее совершенствованию.
Проведенный анализ позволил выделить ряд направлений в современных информационных технологиях, способных оказать влияние на решение данной проблемы:
• использование носителей информации большой емкости;
• технологии оцифровки различного вида документов;
• технологии создания мультимедиа систем и продуктов, Web-технологии;
• телекоммуникационные сети и системы, в частности, сеть Интернет.
Применение вышеуказанных технологий и средств компьютерной техники позволяют:
• использовать уникальные архивные документы, которые в силу своей значимости или физического состояния практически недоступны исследователям;
• создавать фонды пользования на основе баз данных с цифровыми копиями архивных вербальных, аудио-, видеодокументов;
• разрабатывать мультимедийные продукты на основе архивных документов как текстовых, так и аудиовизуальных;
• осуществлять удаленный информационный поиск архивной информации в базах данных с передачей по телекоммуникационным каналам электронных копий архивных документов;
• проводить электронную реставрацию архивных документов.
Заключение
Итак, в работе были рассмотрены основные этапы информатизации архивного дела в нашей стране, изучены перспективы внедрения информационных технологий в архивных учреждениях.
Среди автоматизированных архивных технологий количественно преобладают базы данных простейшей структуры на большие однородные массивы данных. Однако ААТ позволяют значительно усовершенствовать работу архивиста в области каталогизации, учета и использования архивных документов. Кроме того, в целом, можно заметить, что по каждому направлению существует несколько программных продуктов, выполненных различными разработчиками на разных оболочках. Так, например, БД «Архивный фонд», «Фондовый каталог» (Росархив), а также разработанные ВНИИДАД базы данных «Паспорт архива», «Учет фондов», «Аннотация фондов», «Учреждения - источники комплектования», «Учет исполнения запросов», «Читальный зал», «Физическое состояние документов» и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что тематика создаваемых БД совпадает с приоритетными интересами (пользователей) исследователей и тематикой запросов. Использование информационных технологий в архивном деле становится все более разнообразным, они постепенно проникают во все направления архивных работ, превращаясь из экзотики в привычную, неотъемлемую и все менее выделяющуюся часть архивной повседневности. И в этом самый воодушевляющий итог современного этапа внедрения в практику автоматизированных архивных технологий.
Анализ опыта работы ряда государственных архивов в области информатизации и применения информационных методов показывает, что современные возможности, появившиеся в практике работы архивистов, а также их творческий подход к своей текущей деятельности, основанной на традициях отечественного архивоведения, поднимают науку об архивах на качественно новый уровень.
Рассматривая общую картину информатизации архивного дела, необходимо подчеркнуть, что компьютерная информатизация — достаточно юный процесс, вызванный, в первую очередь молодостью развития техники и специализированного программного обеспечения. Тем не менее, прослеживая общие тенденции развития культуры и науки, а также постоянно возрастающие объемы курсирующей информации, которую необходимо обработать, сохранить и иметь при необходимости быстрый доступ к ней, информатизация архивного дела становится единственным обоснованным и перспективны решением, способным соответствовать всем требованиям современной архивной отрасли.
Список используемой литературы
1. Правила организации
хранения, комплектования, учета и
использования документов
2. Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П., Бурова Е.М. Архивоведение. Учебник. М.: Издательский центр «Академия» 2005
3. Федеральный закон РФ «Об архивном деле в РФ» от 22.10.2004г.
4. Статья: Архивные информационные технологии на современном этапе. Киселев И.Н.
5. Статья: Электронные справочно-поисковые системы в государственных и муниципальных архивах: современное состояние и перспективы развития. Афанасьева Л.П.
6. Концепция информатизации архивного дела России, утвержденная Росархивом, 1995г.
7. ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
8. Проблемы информатизации архивного дела в Российской Федерации. Тезисы выступления Заместителя руководителя Федерального архивного агентства О.В.Наумова
9. СПС Консультант Плюс - www.consultant.ru/
10. Портал Архивы России. Федеральное архивное агентство http://www.rusarchives.ru/