Контент-анализ — описание метода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 00:20, реферат

Описание работы

Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

Файлы: 1 файл

Контент-анализ.docx

— 72.89 Кб (Скачать файл)

Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. «Вписывание» документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.

Формализованность, систематизированность и строгость контент-анализа проявляется в следующем. Прежде, чем непосредственно анализировать текст документа, исследователь определяет категории анализа, т.е. ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие тем дефинициям и их эмпирическим индикаторам, которые зафиксированы в программе исследования. При этом желательно избежать крайностей. Если за категории анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание. Если же категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту). Нужно найти золотую середину и постараться достичь того, чтобы категории анализа были: 
а) уместными, т.е. соответствовали решению исследовательских задач; 
б) исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования; 
в) взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме); 
г) надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

После определения системы  категорий анализа выбирается соответствующая  им единица анализа текста. За единицу анализа может быть принято: 
а) слово 
б) предложение 
в) тема 
г) идея 
д) автор 
е) персонаж 
ж) социальная ситуация 
з) часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа 
Иногда, точнее, когда контент-анализ выступает единственным методом информации, оперируют не одной, а сразу несколькими единицами анализа.

Затем устанавливается единица  счета, т.е. количественная мера единицы  анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:

  • классификатор контент-анализа
  • протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение — бланк контент-анализа
  • регистрационная карточка или кодировальная матрица
  • инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета
  • каталог (список) проанализированных документов

Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение — предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа — ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу.

Формализованность контент-анализа и сложность его инструментария зачастую отталкивают начинающих социологов от использования данного метода. Тем самым они обедняют свое исследование, снижают его эвристичность. Если этот метод применяется впервые, то допускаются многочисленные ошибки. Отметим наиболее часто встречающиеся просчеты.

  • Анализ документов опережает разработку исследовательской программы.
  • Анализируются документы, не связанные с гипотезами исследования (имеющие сходство с темой исследования лишь по названию).
  • Не проверена подлинность документа.
  • Не уточнено его авторство.
  • Неполно учтено его предназначение.
  • Категории анализа не определены до такой степени, которая позволяет четко различать смысловые единицы текста документа.
  • Категории анализа не субординарны и не приведены в соответствие с теми дефинициями и операционализирующими их терминами, которые зафиксированы в программе исследования.
  • Категории анализа несопоставимы со смыслом и языком текста анализируемого документа.
  • Единицы анализа характеризуют категории анализа лишь внешне, а не по существу, а поэтому единицы анализа не позволяют идентифицировать содержание документа в полном соответствии с категориями анализа.
  • Анализ документа ведется без предварительной подготовки всего комплекса методических инструментов.
  • Классификатор имеет недочеты, составлен с нарушением правил логики.
  • Регистраторы (кодировщики) не получили должной методической подготовки.
  • Инструкция по регистрации и кодировке недостаточно полная, составлена исследователем, который сам предварительно не апробировал инструментарий.
  • Кодировка не соответствует программе математической обработки данных исследования.
  • Результаты контент-анализа не перепроверены информацией, собранной иными методами.

Информация о работе Контент-анализ — описание метода