Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:37, курс лекций
Лекция 1 Предмет, метод судебного делопроизводства
Лекция 2 История судебного делопроизводства в России (15-21 век)
Лекция 3 Документы, понятие, виды, реквизиты
Судебное
Делопроизводство
Лекция
1
Предмет, метод судебного
делопроизводства
Подача жалобы, заявления, дела в экспедицию
(начало движения делопроизводства). Лист
дела – единица измерения. Обычно информация
предоставляется на бумажном носителе,
но может быть и на электронном (приложение),
она также рассматривается и учитывается
в деле.
Виды хранения информации:
1. На бумаге.
2. На электронном носителе.
Для суда не имеет значение, на каком
носителе, важно только, чтобы доказательства
были допустимыми.
База данных – это набор данных для достаточных
для достижения установленной цели, позволяющей
осуществлять автоматизированную переработку
содержащейся информации.
Банк данных – автоматизированная информационная
система, состоящая из одной или нескольких
баз данных, система хранения и поиска
информации.
Специфика информации на бумажном носителе:
1. Документ является носителем социальной
информации, созданной человеком для использования
его в обществе.
2. Документ предполагает наличие смысловой
информации, которая является результатом
интеллектуальной деятельности человека.
Лекция 2
История судебного делопроизводства в
России (15-21 век)
1. Приказное делопроизводство 15-17 век.
2. Система коллежского делопроизводства
(17-18 век).
3. Система Министерства делопроизводства
(18- начало 19 век).
4. Система делопроизводства 1917-1941 годов.
5. Система делопроизводства 1945 г. – по
наше время.
В период феодальной раздробленности
стало зарождаться делопроизводство,
однако в тот период государственных учреждений
не существовало и функции выполняли отдельные
должностные лица или органы, осуществляющие
свою деятельность без штата или с очень
ограниченным штатом работников. Письменные
документы, дошедшие до нашего времени
рассказывают нам том, что уже в 10 веке
в древнерусском государстве была культура
написания документов. Первые документы
– это договоры с Византией 911-945 г. В каждом
документе упоминается о практике составлении
документа. В 911 г. как документ создавались
письменные завещания, были документы
о подорожных грамотах для купеческих
кораблей (определение, как должен перемещаться
купеческий корабль по территории и акватории).
Первые документы были обнаружены в Новгороде,
Псковске, Смоленске, Витебске и т.д. 11-15
века – время создания крупных письменных
материалов, не разделённых по целевому
предназначению (это многочисленные разновидности
уставных, купчих грамот и т.д., житейские
записи, грамоты при продаже в рабство
и отпускные грамоты). Чем больше издавалось
документов, тем чаще возникали вопросы
сохранения этих документов (появляются
первые архивы), часто документы хранились
в храмах (это придавало им определённую
юридическую силу). Центрами ведения документации
были монастыри, гостиные дворы, и в первую
очередь – церкви, поскольку самой широкой
компетенцией в то время обладала именно
церковь. Сам монастырь хранил документы,
используя для этого свободное место в
хранилищах, где хранилась и духовная
литература. С развитием гос-ва расширялся
перечень видом деятельности, подлежащих
документированию. Этот период складывания
традиций хранения документов (русская
система делопроизводства), защиты от
несанкционированного доступа, от подделки.
Появляются первые принципы и нормы работы
с самими документами. Появляется практика
удостоверения печатями документов, при
этом печать вправе были ставить не только
князья, но и городские чиновники (с изображением
человека, сидящего за столом), что свидетельствовало
о формировании особого цеха специалистов
по работе с информации. Выработанные
практикой традиции становились обычаями,
нормами и закладывали основы делопроизводства.
Система государственного делопроизводства
начала складываться с середины 15 века
(с начала формирования централизованного
гос-ва). По мере превращения в великорусское
гос-во, усложнялись административные
задачи. Управления превратились в сложные
постоянные «приказы». Развитие делопроизводства
шло параллельно с развитием государства.
Реализация воли руководителя, доведение
до исполнителя возможно в случае если
налажен контроль. Функция делопроизводства
на этой стадии – одна из функций гос-ва.
Субъекты также менялись (появлялись бланки,
штампы, лица, которые лично занимались
делопроизводством). Система органов гос.
управления: глава – царь, ему подчинялась
боярская дума, подчинялись «приказы».
Приказы были: разрядные, поместные, посольские,
тайных дел, разбойные, пушкарские, холопие,
большой казны, приказы по территориям
– казанский, сибирский. В управлении
одного ведомства участвовало несколько
учреждений, что приводило к снижению
функций и определённой неразберихе. Не
существовало и принципа отраслевого
управления. Систематизации и специализации
на данном периоде не существовало. Часть
приказов являлись органами территориального
управления, а часть строилась по отраслевому
принципу. Организация приказов: во главе
– приказной судья, в некоторых приказах
судей было по 2 и более (товарищи судьи),
в ведении судьи – дьяки. В конце 17 века
появились подьячие – старшие, средние,
молодые. На местах в ведении приказов
состояли воеводы. Они имели свою канцелярию,
помощников (меньших воевод и дьяков).
В приказной избе находилась городская
печать, денежные средства и велось само
делопроизводство. Городская изба делилась
на столы. Все существовавшие в тот период
документы имели следующие виды:
1. Грамота (царские указы и указные грамоты),
2. Приговоры,
3. Наказы,
4. Доклады,
5. Памяти,
6. Отписки,
7. Челобитные.
Внутри каждого вида существовало
множество разновидностей конкретного
документа. Формуляр – важнейший
признак документа того времени.
Формуляр – это совокупность устойчивых
информационных элементов, реквизитов
и языковых форм. Формуляр – это результат
повторяемости управленческих действий
(современное название - шаблон). В документах
приказного делопроизводства большинство
реквизитов не выделялось, всё состояло
из одного большого текста.
Система коллежского делопроизводства.
Реформы Петра 1 полностью обновили Россию,
1699 г. – введена гербовая бумага, 1700 –
отмена столбцовой формы документов и
общий переход к книжной. Первый новым
учреждением при Петре стал Сенат (это
законно-совещательный орган, орган надзора
за правительственными учреждениями).
С целью изменить старые порядки, была
введена новая должность при Сенате –
экзекутор . При задержке, экзекутор обязан
был доносить об этом генерал – прокурору.
Все бумаги вносились в реестр и передавали
для производства в столы. По приговорам
Сената, канцелярия составляла указы,
которые подписывались оберсекретарями,
они отсылались после исполнителю. Если
в Сенат не пересылались рапорты, полагались
штрафы. За 1 мес. промедления – 100 рублей,
за 2 мес. – в два раза больше и т.д. , 5тимесячное
промедление влекло за собой лишение имущества
и ссылку на галеры. В результате петровских
реформ, сложилась система управления:
возглавлял её Сенат, после шёл Сенот,
кабинеты, коллегии. На местах – губернатор,
воевода, комиссары. В период с 1718-1720 г.
всего создано 12 коллегий: коллегии иностранных
дел, военная, адмиралтейская, камер-коллеги,
штатсконтрколлегия, ревизионколлегия,
бергколлегия, мануфактурколлегия, вотчины,
комертсколлегия, юстицколлегия, главные
магистры (?). У каждой коллегии был создан
свой регламент. В последующем был создан
ген. регламент, подтверждённый Петром
I (т.е. унифицированная форма). Предусматривалась
ответственность за принимаемые решения.
Новшество – введение подписи руководителя
и членов коллегии, принимавших решение.
Ген. регламент установил процедуру разрешения
вопросов, включающих поступление дела,
подготовку к слушанию, слушание, принятие
решения, оформление и доведение до исполнителей,
контроль за исполнением и архив. Все решенные
дела сдавались в хранилища, которые получил
европейское наименование – архив. Ген.
регламент был принят 28 февраля 1720 года.
Система Министерства делопроизводства.
Новая система управления зародилась
на основе старой коллежской системы.
Первые – военно-морских сил (манифест
8 сент. 1802 г), иностранных дел, внутренних
дел, коммерции, финансов, народного просвещения,
юстиции, также на правах министерства
– гос-ое казначейство. Каждому министерству
предписывалось создать канцелярию, иметь
товарища (помощника), одновременно с министерствами
был утвержден кабинет министров. 1 января
1810 г. был создан государственный Совет
– бывшее законосовещательное учреждение.
Одновременно с этим Сенат становится
высшей судебной инстанцией, он выполнял
функции надзора за правительственным
аппаратом. Структура Министерств – центр
Министерства, у него была канцелярия
министров, и он руководил работой; под
министром департамент; отдельные столы,
которые исполняли те или иные функции.
Принцип единоначалия. Вводилось единообразие
в систему министерств. Понятие делопроизводства
появилось во второй пол. 18 века, и обозначало
деятельность, которой занималась не столько
канцелярия, сколько весь аппарат учреждения
в целом. Термин происходил от «производство
дела», а под делом понималась не папка
с документом, а сам рассматриваемый, решаемый
вопрос. Все поступающие дела делились
на 2 категории: текущие дела (поступившие
на общих основаниях, это: донесения, переписка,
ведомости, представления), чрезвычайные
дела, дела не терпящие времени (срочные
дела).
1917-1941 года. Изменилась гос. структура
власти, был создан Всероссийский съезд
советов, ВЦИК (в период между съездами).
Для управления страной образован был
Совет народных комиссаров, создано первые
13 народных комиссариатов. Гос. структура
принципиально отличалась от старой, стали
актуальными вопросы социального расслоения
в обществе. Был принят декрет об уничтожении
сословий и гражданских чинов. Отстранены
от власти помещики, дворяне и т.д. 30 окт.
1917 г. Совнарком издал декрет о порядке
утверждения и опубликования законов.
8 дек. 18 г. Постановление о точном и быстром
исполнении распоряжений центральной
власти и устранении канцелярской волокиты.
В 20х годах была создана специальная организация
для создания новых условий 1 янв. 1925 г
орг строй, феврале 1926 гос. институт техники
и управления.
Леция 3
Документы, понятие,
виды, реквизиты
Виды документов и
порядок работы с ними.
1. Понятие, виды, функции документов.
Док-т –образец, доказательство, свидетельство.
Корни слова уходят в европейский язык,
где оно означает жест вытянутых рук и
связан с получением и передачей чего-либо.
Изначально это слово имело значение «поучаю»,
и в этом значении его использовали Цезарь,
Цицерон. Позднее слово приобрело юридическое
значение и рассматривалось как «письменное
доказательство», а также имело значение
письменного свидетельства. Слово «документ»
заимствован всеми европейскими языками.
В русском языке оно появилось в эпоху
Петра I, заимствовавшего его из немецкого
и польского языка, и воспринималось оно
как письменное свидетельство. В нач. 20
века слово «документ» имело значения:
1. Любая бумага, составленная в законном
порядке и могущая служить доказательством
прав на что-либо, или выполнением каких-либо
обязанностей (условий, договоров, долговых
обязательств).
2. Любое письменное свидетельство.
Также появился термин «документация»,
что означало подготовку использования
документальных доказательств, полномочий.
В конце 19 века наблюдается тенденция
к снижению границ понятия документов,
сначала им обозначили любой предмет,
служащий для получения доказательств,
потом – письменное свидетельство, подтверждающее
определённые правовые отношения. С начала
20 века снова происходит расширение понятия
«документ». Он подразумевал под документом
по Готье:
1. Любой источник информации, передачу
человеческой мысли, знаний, независимо
от того, воплощен ли он в материальной
форме или нематериальной форме (это радио,
театральные представления).
2. Это материальные объекты, зафиксированная
информация, собранные человеком для какой-либо
коллекции (как искусственные предметы,
созданные человеком, так и природные,
технические, находящиеся в музеях).
Документ:
1. В широком смысле слова – это способ
передачи информации.
2. В узком смысле – это юридический, исторический
документ (акт приёма-передачи, акт выполненных
работ и т.д.), летописи (с 1950 г.).
Документация – информация, носитель,
способ передачи.
В официальной терминологии существует
узкий, широкий, самый широкий смысл документа.
Узкий смысл – это деловая бумага, письменное
удостоверение, исторический источник.
В широком смысле – это материальный объект,
содержащий информацию для её распространения
в пространстве и времени. В самом широком
смысле (1980-1990е годы), документ – это любой
материальный объект, несущий информацию
(это и письменные документы, и кинофильмы,
и архитектурные сооружения, исторические
реликвии и т.д.). Документ также определяется
как информация, коммуникация. В 1990е годы
документ определялся как носитель социальной
информации. Понятие документа постоянно
меняются. Признаки документа:
- наличие в информации смыслового содержания;
- стабильная вещественная, материальная форма, долговременное хранение.
- функциональная предназначенность
для передачи в пространстве и во времени.
Функции документа:
1. Информационная – является носителем
и источником информации
2. Управленческая – позволяет организовать,
анализировать, регулировать, контролировать
процессы.
3. Правовая функция – служит правовой
основой деятельности, подтверждающей
факты, удостоверяющие сведения и показания.
4. Коммуникативная – позволяет организовать
обмен информации и общение между различными
объектами.
5. Учетная – накапливает сведения за определённые
периоды и позволяет их анализировать,
выявлять тенденции и закономерности.
6. Социальная функция – отражает социально-экономическую,
политическую и иные сферы деятельности
общества.
7. Культурную – документ – это памятник
культуры, показывает её нравы, тенденции.
8. Историческая функция – источник знаний
о событиях, деталях различных эпох, подтверждает
факты, помогает восстанавливать историческое
прошлое стран и народов.
Помимо этого, документы делятся на виды
– организационные, распорядительные,
информационно-справочные документы.
К организационным относятся – учредительные
договоры, уставы, положения, инструкции.
Распорядительные документы – это постановления
(правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми
центральными органами государственной
власти; постановление необходимо для
разрешения наиболее важных задач и установления
норм, правил). Решения – это акт, принимаемый
коллегиально, учреждениями, предприятиями,
организациями. Постановление и решение
оформляются на бланках и имеют специальные
реквизиты (наименование вышестоящего
органа, автора документа, название вида
документа, дату и место его издания, заголовок
к тексту, подпись руководителя организации).
Приказ – издаётся руководителем организации
в целях разрешения основных и оперативных
задач, стоящих перед организацией. Приказы
бывают по различным отраслям. Распоряжения
– это правовой акт, издаваемый единолично
руководителем коллегиального органа,
оформляется как и приказ. Имеет большую
юр. силу, чем распоряжение. Распоряжение,
как правило, касается порядка деятельности,
а приказ регистрирует юр. факты.
Информационно-справочные документы.
Акт – это документ, составленный для
подтверждения установленных действий.
Акты составляются коллегиально, для их
составления необходимо не менее 2ух составителей.
Часто составляется комиссиями. Акт составляется
на основе черновых записей и содержит
количественные данные и иные сведения
(из реквизитов есть название организации,
дата, регистрационный номер, подписи
и гриф утверждения). Текст акта состоит
из 2 частей – вводной и основной, в вводной
части содержатся основания его составления,
указывается предметодатель и члены комиссии.
Письмо составляется на специальном бланке,
формат бумаги – А4, А5. Письмо должно быть
логичным, последовательным, корректным.
Факты и события должны излагаться субъективно,
логично, ясно, текст не должен допускать
различного толкования. В зависимости
от типа письма, его содержания, может
быть простое письмо и сложное. Факсограмма
– получается на бумажном носителе, переданном
по каналам факсимильной связи. Докладная
записка – адресованная руководителю
организации; служебная записка – составляется
по вопросам материально-технического,
организационного обеспечения (на имя
специалиста отдела). Справка – документ,
содержащий описание, подтверждение определённых
фактов и событий. Протокол – документ,
содержащий запись хода дела.