Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 19:47, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и анализ исторических и современных материальных носителей информации, путь их развития и будущие тенденции их совершенствования.
Объектом исследования данной курсовой работы является документ, а предметом исследования – материальная составляющая документа. Основными задачами данного исследования являются:
1) подбор и анализ литературы советского и постсоветского периода, современных изданий и данных сети Интернет;
2) детальное изучение основных видов носителей, от созданных с помощью примитивных манипуляций с природными материалами, до детищ новейших разработок нынешней науки и техники;
3) создание подробного описания их типов и характеристик.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ НОСИТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ………………..5
1.1. Древнейшие материалы для письма…………………………………………..5
1.2. Бумажные носители информации …………………………………………...12
1.3. Механические носители информации……………………………………….15
1.4. Магнитные носители информации…………………………………………..24
2. СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ….......32
2.1. Бумажные носители информации ……………………………………….…..32
2.2. Компьютеризированные носители информации……………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….……………………………….……49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….....51
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В г. БРАТСКЕ
Кафедра социальной философии и социально–культурных технологий
Курсовая работа
По дисциплине: Документоведение
Тема: МАТЕРИАЛЬНЫЕ НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ И ИХ РАЗВИТИЕ
Выполнил:
студент _2__ курса,
группы ДиДОУ 10:
Руководитель:
Братск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1. Исторические аспекты
материальных носителей информации……………………………………………………
1.1. Древнейшие материалы для письма…………………………………………..5
1.2. Бумажные носители информации …………………………………………...12
1.3. Механические носители
1.4. Магнитные носители информации…
2. Современные материальные носители информации….......32
2.1. Бумажные носители информации ……………………………………….…..32
2.2. Компьютеризированные носители информации……………………………36
Заключение……………………………….…………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….....51
ВВЕДЕНИЕ
С момента появления самого первого документа возникла и продолжает существовать проблема его материальной составляющей. С древнейших времен человечество билось над решением задачи успешного переноса информации на материальный носитель, сохранения и транспортирования информации во времени и пространстве без искажений и утрат. Эти задачи остаются ключевыми и в настоящее время.
Тема данной курсовой работы является актуальной, так как все мы вынуждены решать повседневные и глобальные проблемы правильного выбора материального носителя информации. Носитель должен быть удобен для выполнения установленных нами целей, должен быть надежен и прост в использовании, быть доступным, а затраты на его производство должны быть адекватны и соразмерны.
Знание общих закономерностей эволюции исторических и современных материальных носителей информации позволит нам отметить основные витки развития человеческого общества и культуры, подвести итоги этого развития и наметить будущие тенденции формирования новых носителей информации. Поток этих тенденций поможет нам успешно ориентироваться в настоящем и строить плодотворные планы на будущее. Кроме того, современные материальные носители информации изменяются и совершенствуются чрезвычайно быстро, предыдущие исследования этой области постепенно и необратимо устаревают, поэтому необходимо своевременно пополнять эти данные новыми анализами, в частности, данной курсовой работой.
Целью данной работы является изучение и анализ исторических и современных материальных носителей информации, путь их развития и будущие тенденции их совершенствования.
Объектом исследования данной курсовой работы является документ, а предметом исследования – материальная составляющая документа.
Основными задачами данного исследования являются:
1) подбор и анализ литературы советского и постсоветского периода, современных изданий и данных сети Интернет;
2) детальное изучение основных видов носителей, от созданных с помощью примитивных манипуляций с природными материалами, до детищ новейших разработок нынешней науки и техники;
3) создание подробного описания их типов и характеристик.
Исследование проводится в рамках такой теоретико–методологической основы, как отечественная гуманистическая парадигма, в направлении раскрытия малоизвестных фактов, подробностей и рассмотрения самых новых и перспективных носителей информации, которые пока еще широко не распространены.
Исследовательские задачи решены с применением теоретического метода. В выборочную совокупность вошли тщательный анализ данных найденной литературы, обобщение информации в единый, всесторонне рассмотренный текст и построения итогов исследования.
Научно–практическая значимость работы заключается в нестандартном подходе выбора источников литературы. Заведомый отказ от устаревших данных и изучение не только зарекомендовавших себя источников, но и новейших материалов при анализе современных материальных носителей информации дали свежий взгляд на предмет исследования, наполнил его новыми, практически не рассматриваемыми подробностями и перспективами.
Структура курсовой работы состоит из 54 страниц, одной таблицы и 40 использованных источников и литературы.
1. Исторические
аспекты материальных
1.1 Древнейшие материалы для письма
Согласно ГОСТ Р 51141–98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», носитель документированной информации – это «материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде». Следовательно, документ неразрывно связан с материальным носителем, он гарантирует само существование документа и его перенос во времени и пространстве. Исторические и современные материальные носители информации и являются предметом исследования данной курсовой работы.
Материальный носитель информации, как правило, состоит из двух компонентов – материала основы записи и вещества записи. Исключение составляют носители, используемые для механической записи, где отсутствует вещество записи, а знаки наносятся непосредственно на материальную основу, изменяя ее физическую, физико–химическую структуру [26, С. 33].
Носители информации самым тесным образом связаны не только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда – непрерывная эволюция типов и видов материальных носителей. Появление письменности также стимулировало поиски и изобретение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесная кора, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук [9, С. 150].
Позже стали создавать специальные материалы, более пригодные для фиксации информации – документы стали чеканить на металле, наносить на папирус, кожу, на глиняные дощечки и керамику [7, С. 50]. В Индии использовались медные пластины, в Древнем Китае – бронзовые вазы и шелк. В Древней Греции и Риме иногда использовались металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы и деревянные дощечки, с выдолбленным углублением, куда заливался темный воск. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической палочкой — стилусом. В случае необходимости надписи можно было стереть, загладить, и воспользоваться дощечкой вторично.
Одним из первых легкодоступных и легкообрабатываемых материалов, используемых для сохранения и передачи какой–либо информации, являлась обычная глина – мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, в смеси с водой образующая тестообразную пластичную массу, пригодную для дальнейшей обработки [33]. Данный материал был обнаружен и внедрен в жизнь шумерийцами – древнейшими обитателями Южного Двуречья. Главным естественным богатством этого района и была глина: местные жители строили из нее жилища, храмы, изготовляли из нее посуду и даже гробы. Запасы данного материала были практически неисчерпаемы, поэтому в районе Южного Двуречья материальным носителем знаков письменности стали глиняные таблички, широко употреблявшиеся здесь уже в начале III тыс. до н. э. [1, С. 49].
Способ изготовления табличек был довольно прост. Вначале замешивали глину с водой, после этого можно было формировать плитки и наносить на них информацию. Табличка с сырой глиной использовалась для повседневных целей, а с обожженной под солнцем или в печи – для сохранения написанной информации на длительное время. Такие глиняные плитки можно было посылать друг другу на большие расстояния – ведь из глины шумеры делали даже письма с конвертами. Готовую обожженную глиняную табличку с текстом письма обмазывали слоем сырой глины и на ней писали имя адресата. Затем дощечку повторно обжигали или высушивали на солнце. От выделения пара внутренняя табличка отклеивалась от «конверта» и оказывалась заключенной в нем, как ядро ореха в скорлупе.
Первоначально знаки на плитку наносились заточенной палочкой, но для письма на глине такой метод подходил плохо – палочка при движении делала комки, и пишущий пачкал свои руки. Чтобы избежать этого, таблички стали поворачивать на 90 градусов и писать не вертикально, а горизонтально, как мы пишем и по сей день. Более радикальное изменение в письме появилось с изобретением способа вдавливания заточенной в виде клина «печатки». Для этой цели употреблялся тонкий тростниковый стержень, имевший в обрезе форму маленького треугольника – он образовал на глине оттиск, похожий на клин. Так возникла клинопись — система письма, в которой знаки составляются из комбинаций вертикальных, горизонтальных и косых клиньев.
Изображение при помощи клинописи выглядело уже довольно абстрактно и в дальнейшем потеряло всякое внешнее сходство с объектами, которое обозначало. Так материальный носитель информации повлиял на развитие письменности шумер – от пиктограмм и идеограмм до фонетических знаков [31, С. 15].
Считается, что шумерские глиняные таблички были первыми документами, предназначенными для хранения и передачи информации, выполняющие учетные функции при хранении и транспортировании товаров [7, С. 50]. Например, таблички широко использовали шумерские священники для подсчета количества приношений в храм, описи имущества и таких торговых сделок, как продажа земли и рабов [31, С. 15]. Но глиняные таблички служили не только «одноразовыми» деловыми документами, готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик — получалась глиняная клинописная книга. К ящику прикреплялся глиняный же ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов–покровителей — своеобразный титульный лист. Изготавливались каталоги — клинописные перечни хранящихся книг [16, С. 39]. Один из таких каталогов был помещен на крохотной табличке в 6,5 см. длины и около 3,5 см. ширины, на ней уместились названия 62 литературных произведений [6, С. 69].
Но, несмотря на очевидные преимущества глиняных табличек – дешевизна, быстрота производства, долговечность, были и серьезные недостатки – глина весила немало и была слишком громоздка для больших текстов, была хрупкой и при падении трескалась, или вовсе разбивалась вдребезги. На смену ей рано или поздно должен был появиться другой носитель.
Еще со времен мезолита и неолита, в качестве писчего материала, на котором первоначально оставлялись какие–то важные для людей знаки, многие тысячелетия использовалась кора деревьев [29, С. 37]. На территории Древней Руси писали на коре березы – бересте.
Подготовка бересты к процессу записи была несложной: березовое лыко варили в воде, чтобы оно стало более эластичным, затем соскабливали внутренний слой коры. Лист бересты обрезали со всех сторон, и в результате получался материал основы документа в виде ленты или прямоугольника. Полученные грамоты сворачивались в свиток [22, С. 78].
Писали на внутренней стороне
коры (реже на обеих ее сторонах),
выдавливая или процарапывая
буквы особой палочкой –
Березовая кора как материал для письма получила на Руси распространение не позднее первой четверти XI века и вышла из употребления в середине XV века, в связи с распространением бумаги, которая именно к этому времени становится дешевой. Береста рассматривалась как эфемерный, непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения; ее использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей. Берестяные грамоты, как правило, были предельно кратки и прагматичны, и содержали только самую важную информацию оперативной деловой переписки, от бытовых и личных, до торговых и долговых вопросов. Более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте. Бересте доверялись лишь их черновики. Археологами были найдены множество черновиков официальных актов на бересте: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы.
Однако, благодаря легкому изготовлению и неплохим качествам, берестяные грамоты еще долго применялись в качестве писчего материала. Например, известен случай, когда в XVI веке 30 пудов бересты для письма было продано нашей страной в Персию. В отдаленных уголках России даже в XVIII веке зачастую писали на бересте, а в архивах Минска хранится несколько номеров газеты «Партизанская правда», напечатанной на бересте белорусскими партизанами в одной из своих лесных типографий в годы Великой Отечественной войны [9, С. 150–151].
Информация о работе Материальные носители информации и их развитие