Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 22:53, реферат
Опрос представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. лица, отвечающего на вопросы исследователя. Опрос является одним из самых распространенных, хотя и не очень надежных методов исследования личности. Цель опроса - выявить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях и явлениях действительности.
Метод опроса
Опрос
представляет собой способ
Интервью —представляет собой способ
получения информации в процессе устной
беседы. Метод интервью столь же древний,
как и метод наблюдение. В психологии интервью
применяют в клинической практике, при
консультировании, при исследовании личности,
в профессиональных и образовательных
целях и т.д. Различают интервью свободное,
т.е. не регламентированное формой (а иногда
и темой) в ходе которого интервьюер создает
для респондента комфортную коммуникативную
обстановку, поощряя говорить свободно
и непринужденно, и структурированное
(или стандартизованное), по форме похожее
на устно предъявляемый опросник и подчиненное
определенной теме.
Интервью дает возможность получить информацию
двух типов. Во-первых, можно наблюдать
за респондентом, его речью, позой, мимикой,
манерой вести себя с незнакомым человеком.
Во-вторых, интервью позволяет получить
данные о жизни человека, восприятии им
прошедших и настоящих событий, их оценке,
описании сопутствующих обстоятельств
и т.п. Интервью нередко применяют и для
установления тесного личного контакта
с собеседником, чтобы обеспечить последующую
работу с ним.
Опросники-анкеты берут начало в разработанных
Ф. Галыпоном, К. Пирсоном шДж. Кэттелом
стандартизированных анкетах и шкалах
порядка. Их разработки стали использовать
другие исследователи при составлении
самых разнообразных опросников-анкет,
а также личностных тестов. Опросники-анкеты
предназначены для получения такой информации
о субъекте, которая не имеет непосредственного
отношения к его личностным чертам и особенностям.
Таковы, например, биографические анкеты-опросники,
опросники интересов, опросники установок
и т.д.
Биографическая анкета-опросник предназначена
для получения сведений из истории жизни
человека, и ее применяют, когда нелегко
провести интервью. Психологи-экспериментаторы
используют тщательно разработанные биографические
опросники для самых разнообразных целей,
например для формирования относительно
однородных подгрупп, классификации субъектов
на основании их прошлого опыта, выявления
групп со сходными интересами и т.п.
Опросники интересов предназначены для
выявления профессиональных и образовательных
потребностей испытуемых, а также задач
профессионального отбора. При разработке
опросников интересов пользуются косвенными
методами, т.е. не формулируют прямых вопросов.
Опыт показал, что ответы на прямые вопросы
об интересах часто ненадежны, поверхностны
и нереальны. Это происходит потому, что
большинство людей недостаточно информированы
о различных профессиях и видах деятельности,
а кроме того, им мешают распространенные
стереотипы о некоторых профессиях и их
привлекательности.
Ниже в таблице приводится бланк профессиональных
интересов, разработанный Э. Стронгом
(1971), в котором указано 23 шкалы основных
интересов, сгруппированных в шесть общих
профессиональных разделов. Уровень интереса
оценивается по пятиступенчатой шкале
от очень низкого до очень высокого. Существуют
опросники со 124 шкалами профессиональных
интересов. Они постоянно расширяются
и обновляются. Личностные опросники
предназначены для исследования и измерения
выраженности тех или иных индивидуальных
особенностей субъектов. Их прототипом
считают “бланк личностных данных” В.
Вудвортса, разработанный им в годы Первой
мировой войны (1919 г.) и предназначенный
для выявления людей, страдающих неврозами
и непригодных к военной службе. Методический
подход Вудвортса был использован впоследствии
многими исследователями для построения
опросников, направленных на измерение
черт личности, ее мотивов, ценностей,
установок и т.п. К настоящему моменту
существует несколько сотен разнообразных
личностных опросников, получивших широкое
распространение в диагностических исследованиях
во всем мире. Наиболее известные среди
них - личностный опросник Г. Айзенка, шестнадцатифакторный
личностный опросник Р. Кеттела (16PF), Миннесотский
многоаспектный личностный опросник (MMPI)
и др.
Личностный опросник Айзенка предназначен
для исследования эмоциональной устойчивости
и степени общительности субъекта. При
разработке опросника Г. Айзенк опирался
на допущение, что психические расстройства
являются как бы продолжениями индивидуальных
различий, наблюдаемых у нормальных людей.
Так, например, нейротизм (или эмоциональная
неустойчивость) при очень высоких показателях
может свидетельствовать о развитии невроза
(нервно-психического расстройства, в
основе которого лежит нарушение значимых
жизненных отношений человека). Экстраверсия
характеризует общительность субъекта,
стремление к широкому кругу знакомств,
легкость, импульсивность, оптимизм, слабый
контроль над эмоциями и чувствами. Интроверсия,
напротив, характеризуется спокойствием,
самоуглубленностью, застенчивостью,
любовью к порядку, высоким самоконтролем.
Шестнадцатифакторный личностный опросник
(16PF) Кеттела был впервые опубликован в
1950 г. Далее постоянно совершенствовался
и сейчас существует в двух эквивалентных
формах (А и В). Опросник содержит 187 утверждений
и предназначен для людей от 16 лет и старше.
Имеются также варианты опросников для
детей и подростков. Особенность подхода
Р. Кеттела к разработке опросника в том,
что он собрал все имеющиеся в языке описания
личностных черт человека и далее с помощью
специального статистического метода
(факторного анализа) свел их к серии из
16 факторов, каждый из которых построен
на биполярной основе и измеряется с помощью
шкалы порядка в интервале от 1 до 10 (баллов).
Четыре фактора второго порядка являются
генеральными и вычисляются на основе
шестнадцати факторов первого порядка.
Миннесотский многоаспектный личностный
опросник (MMPI) — один из самых известных
и употребляемых личностных опросников.
Был разработан С. Хатуэем и Дж. Маккинли
(1940) и состоит из 550 утверждений, отвечая
на которые испытуемый решает, “верно”
или “не верно” каждое утверждение опросника
по отношению к нему. Основанием для классификации
исследуемых личностных свойств послужила
классификация психических заболеваний,
предложенная Э. Крепелиным. Для определения
нормативных показателей опросник предъявлялся
большой группе здоровых людей. Затем
эти показатели сопоставлялись с показателями,
полученными при обследовании различных
клинических групп. Так были отобраны
утверждения, которые достоверно различали
здоровых и каждую из изученных групп
больных людей. Эти утверждения объединили
в 10 шкал, назвав их в соответствии с клинической
группой, по которой та или иная шкала
была валидизирована. К примеру: шкала
ипохондрии отражает отношение обследуемого
к своему здоровью, шкала депрессии определяет
степень субъективной депрессии и душевного
дискомфорта, шкала истерии определяет
симптомы, присущие лицам с истерическими
расстройствами, когда, например, используются
симптомы физического заболевания в качестве
средства разрешения сложных ситуаций
(я часто ощущаю “комок” в горле; считаю,
что большинство людей способно солгать,
если это в их интересах; я никогда не падал(а)
в обморок и т.п.). Шкала психопатии определяет
симптомы поведения, нарушающего социально
приемлемые нормы и т.д.
Спецификой MMPI является наличие трех
шкал контроля, представляющих собой способ
проверки небрежности, непонимания, фальсификации
ответов, а также отношения к опроснику.
Такова, например, шкала “лжи”, которая
выявляет установку испытуемого представить
себя в более благоприятном свете, т.е.
оценивает искренность субъекта. Если
данные, полученные по этой шкале, превышают
определенную величину, то обследование
считается недостоверным.
Кроме десяти основных клинических шкал,
на основе MMPI создано около 400 дополнительных
шкал, например академических способностей,
лидерства, социальной ответственности,
впечатлительности, способности к достижению
цели и т.д.
Относительная простота применения опросников
и легкость обработки полученных данных
создают иллюзию, что исследователь всегда
получает объективные и достоверные знания
о личности. Однако это далеко не так, и
нередко результаты получаются фальсифицированными.
Некоторые испытуемые стремятся дать
о себе неверные сведения. Например, обнаруживают
иногда тенденцию выбирать социально
одобряемые варианты ответов, чтобы выглядеть
приемлемыми для окружающих.
Обычно результаты обследования бывают
более достоверными, когда испытуемый
заинтересован в получении объективной
диагностической информации и когда он
доверяет экспериментатору.