ГАОУ СПО Камышинский политехнический
колледж
МК “Профессиональных
технологий, экономики и права”
Специальность
034702 Документационное обеспечение управления
и архивоведение
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
"Организация секретарского
обслуживания"
на тему:
"Методика
подготовки докладов, выступлений,
справок. Сбор информации."
Работу
выполнила:
студентка
группы ДОУ-2
Верхова
О.А.
Руководитель
работы:
преподаватель
Е.В. Карелова
Защита
принята с оценкой
________________________
Дата «___»__________20__г.
Камышин 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................3
1.1 Подготовка публичного
выступления.............................................................5
1.2 Особенности культуры
выступления..............................................................7
1.3 Сбор и обработка
информации........................................................................9
1.4 Оформление письменного
доклада................................................................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................25
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................26
Введение
Сегодня владеть искусством
речевого взаимодействия чрезвычайно
важно. Ведь современный человек считает
себя социально активной личностью. Он
пытается изменить к лучшему жизнь нашего
общества. Но в речевом действии все гораздо
сложнее, чем в другой, конкретно овеществленной
деятельности человека. Чтобы добиться
результата в речевой деятельности, надо
владеть искусством убеждать. А это целая
наука, у которой есть свои законы. Не знающий
этих законов хорошо понимает то, о чем
он говорит, но не осознает, что же он своей
речью делает. Поэтому недостаточно разработки
теории убедительной речи, теории речевого
общения. Должна быть создана система
практической тренировки необходимых
умений и навыков, обеспечивающих на деле
высокий уровень мастерства взаимодействия
оратора и аудитории.
Многие профессии человека связаны с чтением
лекций, докладов, а также с постоянным
произнесением речей. Для этого необходимы
знания правил и принципов ораторского
искусства. К числу людей таких профессий
относятся: политики, профессора, преподаватели,
актеры, прокуроры, адвокаты работники
культуры и другие. Вся их деятельность
связана с публичным выступлением, то
есть публичной речью – главным оружием
профессии.
Публичная речь может рассматриваться
как своеобразное произведение искусства,
которая воздействует одновременно и
на чувства, и на сознание
Как ни были важны чувства, эмоции, отношения
людей, но общение предполагает не только
и не столько передачу эмоциональных состояний,
сколько передачу информации.
Вряд ли можно сомневаться в том, что знания
основ ораторского искусства необходимо
каждому, кто участвует в общественной
жизни. Детальность человека, профессия
которого связана с постоянным произнесением
речей, чтением лекций, докладов, просто
немыслима без основательных знаний принципов
и правил ораторского искусства.
В своей контрольной работе я попытаюсь
рассмотреть основы создания публичной
речи, раскрыть особенности публичного
выступления. Определить какой должны
быть внешность и речь оратора.
Вряд ли можно сомневаться в
том, что знание основ ораторского искусства
необходимо каждому, кто участвует в общественной
жизни. Очень полезно, когда умение выступать
публично развивается в юношеские годы.
В свое время А.П. Чехов писал: "В сущности,
ведь для интеллигентного человека дурно
говорить можно бы считать таким же неприличием,
как не уметь читать и писать, и в деле
образования и воспитания - обучение красноречию
следовало бы считать неизбежным".
Деятельность человека, профессия
которого связана с постоянным произнесением
речей, чтением лекций и докладов, просто
немыслима без основательных знаний принципов
и правил ораторского искусства. К числу
таких людей относятся политики, профессора,
преподаватели, прокуроры, адвокаты и
др. Для них публичная речь - главнейшее
оружие.
Ораторство - сильнейший рычаг
культуры. Однако теоретические вопросы
ораторского искусства, являющегося одним
из средств человеческого познания, разработаны
мало.
Публичная речь может рассматриваться
как своеобразное произведение искусства,
которое воздействует одновременно и
на чувства, и на сознание. Если речь действует
только на способность логического восприятия
и оценки явлений, не затрагивая чувственной
сферы человека, она не способна производить
сильное впечатление.
1.1 подготовка
публичного выступления
Подготовка к конкретному выступлению
определяется видом ораторской речи, зависит
от темы выступления, целей и задач, стоящих
перед выступающим, его индивидуальных
особенностей, от состава аудитории, в
которой предстоит выступать.
Работу по подготовке речи можно подразделить
на две основные фазы:
Докоммуникативную,
т.е. фаза планирования и подготовки публичного
выступления и коммуникативную – реализация
данного выступления.
В докоммуникативной фазе необходимо
учитывать три фактора:
- тема и цель выступления;
- участники коммуникации, аудитория;
- условия: место и время.
Работа на этом этапе носит характер учета
и оценки объективных данных, тема и цель
выступления обычно задаются программой,
расписанием и т.п. В этом случае оратору
необходимо ее конкретизировать, уточнить.
Важно, чтобы тема представляла интерес
как для самого выступающего, так и для
его слушателей.
Следует помнить и том, что состояние аудитории
и обстановка также не выбираются выступающим.
Выступление, как правило, имеет три составляющих:
1. Задача, или цель, речи;
2. Тема или проблема;
3. Метод выступления.
Цель речи
состоит в том, чтобы представить новую
информацию, которая требует осмысления
и убедить – побудить слушателей к действию,
сделать так, чтобы они приняли или изменили
точку зрения. Знание цели усиливает внимание.
Если выступающий не подумает о назначении
речи, он не добьется успеха.
Стержневая идея - это основной тезис, который
необходимо ясно и четко сформулировать
с самого начала. В речи допускается несколько
стержневых идей, но для эффективности
выступления их должно быть не более трех.
Стержневая идея дает возможность задать
определенную тональность выступлению,
его характер. Например, доклады на научно-технические
темы могут произноситься с сердитой,
упрекающей интонацией, смысл которой
состоим в непроизносимых, но подразумеваемых
выражениях типа «Если вы не сделаете
этого, то пожалеете», или «Не могу понять,
почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный
слегка раздраженный тон позволяет докладчику
эффективнее донести свою идею до слушателей.
Сформулировать основной тезис выступления
означает ответить на вопрос, зачем говорить
(цель) и о чем говорить (средства достижения
цели).
Требования к основному тезису выступления:
- Фраза должна утверждать главную мысль
и соответствовать цели выступления
- Суждение должно быть кратким, ясным,
легко удерживаться в кратковременной
памяти.
- Мысль должна пониматься однозначно,
не заключать в себе противоречия.
Тема выступления
должна быть конкретизирована, интересна,
и абсолютно понятна для аудитории. Оратор,
безусловно, должен владеть темой. Это
значит, что все факты должны быть собраны,
систематизированы, изучены, причем, они
должны освещать явление со всех сторон.
Для того, чтобы достичь успеха у слушателей,
выступающему необходимо четко определить
понятия (термины), предлагать поясняющие
примеры, представлять доказательную
статистику, излагать концепции, иллюстрировать
мысли дополнительным материалом. Так
же, необходимо участь, что тему надо изложить
за короткое время, удовлетворив запросы
слушателей. Тему выступления следует
выбирать очень тщательно. Название речи
должно быть ясным, четким, и по возможности
лаконичным. Если есть соответствующая
возможность, то свой выбор лучше остановить
на том, что хорошо знакомо и интересно
самому выступающему. Тогда более вероятно,
что все сказанное произведет должное
впечатление и на остальных. Затем, нужно
попробовать сузить тему выступления,
чтобы она представляла наибольший интерес
для слушателя. Необходимо решить: описывать
ли предмет, разъяснять что-либо о предмете,
оспаривать ли некую точку зрения или
излагать новую версию. Если есть такая
возможность, то обдумыванию своего выступления
следует посвятить достаточно продолжительное
время. Речь должна вызреть. Необходимо
выбрать тему, обдумывать ее в свободное
время, сделать ее предметом бесед, записывать
пришедшие в самое различное время мысли,
примеры, соображения. За это время появится
множество новых идей. В процессе выбора
темы и определения целевой установки
рекомендуется проконтролировать себя
вопросами:
- Действительно ли меня интересует тема
или может ли она стать интересной для
меня?
- Достаточно ли я знаю по данному вопросу
и могу ли я заручиться достаточными данными?
- Смогу ли я уложиться в отведенное время?
- Соответствует ли мое выступление уровню
моих знаний и опыту?
- Будут ли соответствовать мои тема и
цель уровню знаний, интересам и установкам
слушателя?
Итак, подготовка к выступлению заключается
в том, чтобы выработать собственное отношение
к предмету речи, сформулировать свои
мысли по тому, или иному вопросу, проанализировать
свои идеи с позиции будущей аудитории.
Самое высшее проявление мастерства публичного
выступления, важнейшее условие эффективности
ораторской речи – это контакт со слушателями.
Поэтому при планировании публичного
выступления значительную роль играет
анализ аудитории. Важно определит, что
интересно и полезно людям, что им нравится
и, наоборот, что не производит на них никакого
впечатления.
Анализ аудитории может идти по ряду параметров:
возраст, пол, религиозная и культурная
основа, интеллектуальный уровень, профессия,
национальность, политическая ориентация,
уровень осведомленности в данном вопросе,
социальное и экономическое положение.
Чем однороднее аудитория, тем единодушнее
реакция слушателей, тем легче выступать.
Существенный признак аудитории – количественный
состав слушателей. Малочисленной аудиторией
легче управлять, но при этом оратор должен
хорошо знать вопрос, о котором идет речь,
так как вряд ли удобно читать с "листа"
перед небольшим количеством слушателей.
После анализа следует приспособить выступление
к аудитории, выбрать соответствующий
код – общий или профессиональный, простой
или сложный.
В процессе речи параллельно анализируется
реакция слушателей, и вносятся соответствующие
коррективы. Кроме того, если есть соответствующая
возможность, следует заранее поговорить
с некоторыми людьми из предполагаемой
аудитории, что поможет лучше понять специфику
предстоящего выступления.
Оценка темы, цели выступления и аудитории
является основой и фоном следующего этапа
докоммуникативной фазы – «кодирования»,
т.е. создания сообщения на данную тему,
с заданной целью, для данной аудитории
и в соответствии с конкретной обстановкой.
Этот этап включает:
1.Поиск и подбор
материалов. Основными источниками, из
которых можно черпать новые идеи, интересные
сведения, факты, примеры, иллюстрации
для своей речи, являются:
- официальные документы;
- научная, научно-популярная литература;
- справочная литература: энциклопедии,
словари по различным отраслям знаний,
статистические сборники, ежегодники
по различным вопросам, таблицы, библиографические
указатели;
- художественная литература;
- статьи из газет и журналов;
- передачи радио и телевидения;
- результаты социологических опросов;
- собственные знания и опыт;
- личные контакты, беседы, интервью;
- размышления и наблюдения.
Чтобы выступление получилось содержательным,
лучше использовать не один источник,
а несколько.
При подготовке к выступлению необходимо
использовать и так называемый местный
материал, т.е. имеющий отношение к слушателям.
Такой материал оживляет выступление,
привлекает к нему внимание слушателей,
вызывает у них интерес к выступлению.
Чтение литературы по теме выступления,
накопление карточек с интересными высказываниями,
примерами, цитатами, статистическими
данными – трудоемкий этап подготовки
публичного выступления, который требует
определенного времени, поэтому подготовку
к выступлению необходимо начинать заранее.
Данный этап подготовки во многом определяет
успех будущего выступления: оратор получает
и расширяет свои знания, связанные с предметом
речи, критически осмысливает материал,
выясняет основные проблемы.
2. Композиционно-логическое оформление
речи. При планировании выступления необходимо
определить метод – выбор ключевых слов
и их подачу.
Для информационной речи такими словами
могут быть, например - анализ, демонстрация,
объяснение, суммирование, сравнение,
описание, обсуждение, перечисление, показ
и т.д.
Цель убеждающей речи может включать такие
слова, как принять, сделать,
вступить, поддержать, согласиться, внести
вклад, помочь, защитить, предложить, разделить
мнение, выступить за и т.д.
Возможны интонационные окраски выступлений:
- мажорная;
- беспечная или юмористическая;
- шутливая;
- сердитая или упрекающая;
- мрачная;
- торжественная;
- предостерегающая;
- просительная.
3. Использование фактологического материала.
Цифровые данные, для облегчения восприятия
лучше демонстрировать посредством таблиц
и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.
Лучше всего, когда в устном выступлении
количество цифрового материала ограничено,
на него лучше ссылаться, а не приводить
полностью, так как цифры скорее утомляют
слушателей, нежели вызывают интерес.
Крайне важно помнить, что место и время
– это ключевые факторы успешного выступления.
На речь влияют обстановка, освещение,
температура в помещении и пр. Небольшая
комната располагает к спокойному, тихому
тону, к беседе, а большой зал настраивает
на громкий голос, на наступательный, ораторский
стиль. Если выступление планируется перед
небольшой группой слушателей, то необходимо
выбрать небольшое помещение. Ничто так
не гасит энтузиазм, как обширные помещения
и пустые кресла в зале. Лучше поставить
плотно стулья в небольшом помещении,
чем рассадить слушателей в большом зале.
Аудиторию нелегко расшевелить, если она
разбросана по залу, поэтому прежде чем
начать выступление, попросить слушателей
перейти вперед и сесть поближе к выступающему.
Человек, находящийся в большой аудитории,
может утратить свою индивидуальность.
Он становится частью толпы, и в этом случае
на него значительно легче воздействовать,
чем, если бы он был отдельным индивидуумом.
Он будет смеяться и аплодировать по поводу
таких вещей, которые его совершенно не
тронули бы, если бы он был только одним
из слушающих оратора.
Имеет значение время дня и день недели.
Ранним утром труднее овладеть вниманием
аудитории, а после обеда его легко потерять.
Поэтому в таких ситуациях следует использовать
возбуждающие приемы – юмор, драматизацию,
необычный материал.
Для того, чтобы чувствовать себя более
уверенно, нужно заранее придти в зал и
освоиться, оценить обстановку и т.д.
Подниматься на трибуну необходимо только
в том случае, если аудитория довольно
велика и в связи с этим возникает необходимость
для оратора стоять на возвышении. В ином
случае, лучше стоять рядом со своими слушателями,
превратив выступление в беседу.
Докоммуникативная фаза, для своей большей
результативности непременно должна завершаться репетицией
предстоящего выступления. Потренироваться
можно перед близкими или друзьями, но
так же можно использовать и средства
аудио- или видеозаписи. Это очень эффективный
способ проконтролировать хронометраж,
грамотность построения речи и качество
выступления.
Коммуникативная фаза – это непосредственно
произнесение речи, ответы на вопросы
слушателей, ведение дискуссии и т.д. Можно
сказать, что она прогнозируема лишь в
некоторой степени, и ее успех во многом
зависит от находчивости, сосредоточенности
оратора, от остроты его ума и уровня подготовленности.
В любом случае, не стоит рассчитывать
на заранее запланированное линейное
развитие выступления. По возможности
необходимо предусмотреть все возможные
нюансы.
1.2 особенности
культуры выступления
Для формирования благоприятного
имиджа выступающему особенно важны первые
минуты контакта с аудиторией. На этом
этапе речевого состязания выступающий
сможет «выиграть», только овладев навыками
эффектного «вхождения» в речь (первые
3-5 минут), когда голос оратора воспринимается
комфортно, с удовольствием. Более 38 % передаваемой
в устном общении информации обеспечивает интонация оратора.
Если, предположим, оратор находится в
состоянии эмоционального возбуждения,
излишнего волнения, страха, депрессии,
усталости, то по закону эмоционального
«заражения» у его слушателей тоже возникнут
аналогичные (и нежелательные для них)
ощущения. Здесь главное — расположить
к себе слушателей, увлечь их темой предстоящего
выступления, заинтересовать собой как
неординарной личностью. При этом можно
использовать следующие приемы:
интересный или необычно поданный
факт;
комплимент всем собравшимся;
обращение к непосредственным
интересам аудитории.
Возможную реакцию аудитории
на будущее выступление можно предугадать,
заранее составив социальный портрет
слушателя:
социальный состав аудитории
(если она неоднородна, нужно выделить
наиболее многочисленные группы);
количественный состав аудитории
(2-4 человека, 12-15 человек, 40-50 человек);
приблизительный возраст слушателей;
круг особых интересов аудитории
и набор «запретных тем», обсуждение которых
в данной аудитории нежелательно;
характер образования аудитории,
вкусы, пристрастия, потребности.
Кроме того, надо ответить на
вопросы: почему и зачем собрались слушатели?
Как выступление связано с их интересами
и потребностями? Чего они ждут от выступления?
Где, когда и как они могут использовать
полученную информацию?
Наука риторика предлагает
ряд рекомендации,
которые могут принести успех:
входите в аудиторию уверенно,
спокойно, демонстрируя доброжелательность
по отношению к слушателям. Важно всем
своим видом убедить их в том, что вам как
оратору есть, что сказать, и вы знаете,
как это сделать именно в этой аудитории;
дайте возможность слушающим
вас рассмотреть. Встаньте так, чтобы аудитория
вас хорошо видела, и вы сами легко могли
бы «встретиться» взглядом со всеми (по
возможности) присутствующими в аудитории.
Эта тактика позволит создать у каждого
слушателя впечатление, что вы будете
выступать именно для него, и даст сигнал
для аудитории к управлению своим вниманием;
рассматривая аудиторию, еще
раз подкорректируйте ее социальный портрет,
созданный на этапе подготовки выступления.
При этом скройте ваше «исследование»
слушателей за приветливой улыбкой, дружеской
репликой, доброжелательным приветствием.
Если ваше выступление начинается в дружественной
манере, даже враждебно настроенная аудитория
не устоит.
В ходе многовековой риторической
практики выяснилось, что человек психологически
не способен слушать оратора более 45 мин
(так возник «академический час» в системе
обучения). Первые 5-10 мин человек слушает,
не отвлекаясь. Затем необходимо привлекать
его внимание, вставляя в свою речь каждые
5-10 мин какую-то легкую реплику — шутку,
анекдот, яркий пример. В итоге аудитория
позднее свяжет выступление воедино в
своей памяти с помощью таких «легкомысленных»
связок.
Поддерживать и направлять
внимание слушателей помогает правильно
выбранный темп речи — для выступающего
100-120 слов в мин. При такой скорости слушатели
вполне успевают следить за ходом мыслей
выступающего.
В памяти слушателей сохраняются
дольше и прочнее отдельные идеи и фразы
в речи оратора, если они эффектно отделены
границами — переменой позы, жестом, паузой,
изменением громкости голоса, его высоты,
интонации. Здесь важно избежать категоричности
утверждений, для чего применяют такие
приемы, как вводные слова (возможно, вероятно,
видимо), вопросы в форме утверждения «Не
кажется ли вам, что...?», обращения (дорогие
друзья, уважаемые коллеги). Подобные фразы
не фиксируются в сознании слушателей,
но в подсознании формируют позитивное
отношение к выступающему.
На заключительном этапе выступления
оратор должен закрепить в эмоциональной памяти
слушателей впечатление от увиденного
и услышанного. Поэтому разумно повторить
ключевые моменты выступления, прибегнуть
к выразительной цитате, афоризму (краткому
и меткому изречению). Финальные слова
опытный оратор всегда скажет «на подъеме»,
с оптимистической ноткой, чтобы оставить
в этом состоянии уходящих слушателей.
В заключительной части выступления следует:
обобщить самое существенное в выступлении,
усилить впечатление, закрепить сказанное,
поставить конкретные задачи. Нельзя выносить
в заключение какие-то новые мысли и новые
факты, так как они не будут восприняты.
1.3 сбор и обработка информации
Важнейшая
стадия спичрайтинга - подготовка к публичному
выступлению, включает этап исследования
темы. К моменту составления (написания)
текста речи, спичрайтер должен свободно
ориентироваться в истории проблемы или
явления, принятых или обсуждаемых на
данный момент мнениях специалистов и
в результатах практической деятельности,
относящихся к разрабатываемой теме. Необязательно,
но хорошо, чтобы спичрайтер лично позитивно
оценивал актуальность темы и предполагаемые
выводы будущего публичного выступления.
В целом, задачи спичрайтера на этом этапе
можно сформулировать в виде следующих
стратегических установок или программы
действий.
1.
Изучить историю проблемы или
явления:
Причины
и период возникновения проблемы, уровень
её значимости (общечеловеческий …. региональный,
др.);
Характер
эволюции проработки проблемы во времени
(интенсивность, динамику применяемых
принципов и методик, изменение мнений
и выводов;
2.
Изучить современное состояние,
установить степень актуальности
проблемы в настоящее время:
Ознакомиться
с современными теоретическими выкладками
и прогнозами относительно решения проблемы;
Ознакомиться
с результатами практической деятельности
с использованием рассматриваемого явления
или наоборот, испытывающей его негативное
влияние. Обратить внимание на возможные
несоответствия с общепринятым или официальным
мнением;
3.
Обосновать актуальность и особенности
проблемы в современных условиях.
Аргументировать "болевые" точки,
на которые следует обратить
внимание.
4.
Выбрать, проверить и зафиксировать
информацию, наиболее подходящую
для иллюстрации тезисов будущей
речи и аргументации выводов.
Всё
перечисленное - это работа с источниками,
которую следует начинать с изучения прежних
выступлений оратора на данную тему; обратить
внимание на сделанные ранее акценты и
выводы, учесть возможное несовпадение
с сегодняшним мнением, чтобы в будущем
выступлении нивелировать или аргументировать
расхождение. Далее - работа с литературой.
Это могут быть и книги, и брошюры, архивные
материалы, ведомственные справочники
и сборники, публикации СМИ, сборники цитат,
специализированные базы данных, справочники
и др. Методическая литература по созданию
текстов публичных выступлений предлагает
разные варианты (способы) обработки больших
объёмов информации. Какой-то один из них
рекомендовать трудно, так как каждый
спичрайтер обычно придерживается способа,
выработанного собственным опытом. Однако
есть некоторые общие рекомендации в отношении
порядка обработки информации. В начале
определить основной перечень и изучить
источники, наиболее содержательные и
соответствующие задаче. Затем постепенно
расширять поиск материалов для уточнения
и разъяснения полученных данных. В ходе
подготовки к публичному выступлению
из массы обработанного материала выбирается
информация, четко иллюстрирующая и однозначно
подтверждающая выдвигаемые тезисы. В
материалах для будущей публичной речи
должны умело сочетаться фактические
данные, экскурсы в историю, описательная
часть и графические элементы, цитаты
и ссылки на мнение авторитетных источников.
Цитата в тексте публичной речи может
быть рассчитана на эмоциональное восприятие,
на рассудок или апеллировать к законопослушности
граждан. А может служить ораторским приёмом.
Если цитат несколько их следует рассредоточить
в тексте.