Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:18, контрольная работа
Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, а также общественными объединениями. Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.
Правовые основы стандартизации и ее задачи…………………...………..
Основополагающие стандарты Государственной системы стандартизации (ГСС)……………………………………………………….
Финансирование государственной стандартизации…………..…………..
Органы и службы по стандартизации……………………………………...
Порядок разработки стандартов……………………………………………
Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам……………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………….
ФГБОУ ВПО ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА «НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ и ГИС»
Контрольная работа по дисциплине:
«Метрология».
«Организация работ по стандартизации в РФ»
Выполнила:
студентка ЭМ факультета
4-й курс, группа №43
Шифр 2009/049
Капитула Ю.С.
Проверил:
Тимофеева С.В.
Волгоград 2012
ПЛАН
Основные законодательные акты.
Правовые основы стандартизации
в России установлены Законом Российской
Федерации «О стандартизации». Положения
Закона обязательны к выполнению всеми
государственными органами управления,
субъектами хозяйственной деятельности
независимо от формы собственности, а
также общественными объединениями. Закон
определяет меры государственной защиты
интересов потребителей и государства
через требования, правила, нормы, вносимые
в государственные стандарты при их разработке,
и государственный контроль выполнения
обязательных требований стандартов при
их применении.
Сущность стандартизации
в РФ закон толкует как деятельность, направленную
на определение норм, правил, требований,
характеристик, которые должны обеспечивать
безопасность продукции, работ и услуг,
их техническую и информационную совместимость,
взаимозаменяемость, качество продукции
(услуг) в соответствии с достижениями
научно-технического прогресса. Нормы
и требования стандартов могут относиться
также к безопасности хозяйственных объектов
в чрезвычайных ситуациях (например, природные
и техногенные катастрофы); к обороноспособности
и мобилизационной готовности страны.
Кроме данного закона, отношения в области
стандартизации в России регулируются
издаваемыми в соответствии с ним актами
законодательства РФ, например, федеральным
Законом «О внесении изменений и дополнений
в законодательные акты Российской Федерации
в связи с принятием законов РФ «О стандартизации»,
«Об обеспечении единства измерений»,
«О сертификации продукции и услуг» (1995
г.); Постановлениями Правительства РФ,
принятыми во исполнение Закона «О стандартизации»,
приказами Госстандарта РФ. Например,
приказом Госстандарта РФ утвержден «Порядок
проведения Госстандартом России Государственного
контроля и надзора за соблюдением обязательных
требований государственных стандартов,
правил обязательной сертификации и за
сертифицированной продукцией».
Закон «О стандартизации» регламентирует:
На основании правовых
норм закона определены принципы и задачи стандартизации
в России. Принципы стандартизации следующие:
1. Целесообразность разработки стандарта
определяется путем анализа его необходимости
в социальном, экономическом и техническом
аспектах;
2. Приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;
3. Стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;
4. Разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;
5. Разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;
6. Стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;
7. Обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;
8. Стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.
Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.
2. Основополагающие
стандарты Государственной системы
стандартизации (ГСС).
В соответствии с Законом «О стандартизации» в РФ действует Государственная система стандартизации. Методологические вопросы ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов «Государственная система стандартизации Российской Федерации», новая редакция которого введена в действие с 1 апреля 1994 г. Данный комплекс включает документы:
Принятая в Российской Федерации
система стандартизации обеспечивает
и поддерживает в актуальном состоянии
единый технический язык, унифицированные
ряды важнейших технических характеристик
продукции, систему строительных норм
и правил; типоразмерные ряды и типовые
конструкции изделий для общего машиностроения
и строительства; систему классификации
технико-экономической информации, достоверные
справочные данные о свойствах материалов
и веществ. В условиях рыночных отношений
стандартизация выполняет три функции:
экономическую, социальную и коммуникативную.
Экономическая
функция позволяет заинтересованным сторонам
получить достоверную информацию о продукции,
причем в четкой и удобной форме. При заключении
договора (контракта) ссылка на стандарт
заменяет описание сведений о товаре и
обязывает поставщика выполнять указанные
требования и подтверждать их; в области
инноваций анализ международных и прогрессивных
национальных стандартов позволяет узнать
и систематизировать сведения о техническом
уровне продукции, современных методах
испытаний, технологических процессах,
а также (что немаловажно) исключить дублирование;
стандартизация методов испытаний позволяет
получить сопоставимые характеристики
продуктов, что играет большую роль в оценке
уровня конкурентоспособности товара
(в данном случае технической конкурентоспособности);
стандартизация технологических процессов,
с одной стороны, способствует совершенствованию
качества продукции, а с другой — повышению
эффективности управления производством.
Однако есть и другая сторона
стандартного технологического процесса:
возможность сравнительной оценки конкурентоспособности
предприятия на перспективу. Постоянное
применение только стандартизованных
технологий не может обеспечить технологический
прорыв, а стало быть, и передовые позиции
на мировом рынке.
Социальная функция
стандартизации заключается в том, что
необходимо стремиться включать в стандарты
и достигать в производстве такие показатели
качества объекта стандартизации, которые
содействуют здравоохранению, санитарно-гигиеническим
нормам, безопасности в использовании
и возможности экологичной утилизации
продукта.
Коммуникативная
функция связана с достижением взаимопонимания
в обществе через обмен информацией. Для
этого нужны стандартизованные термины,
трактовки понятий, символы, единые правила
делопроизводства и т.п.
3. Финансирование государственной стандартизации.
Работы по государственной стандартизации финансируются в соответствии с положениями Закона «О стандартизации». В нем выделены те направления деятельности, которые финансирует государство, и приведены источники финансирования.
Государственное финансирование предусмотрено для:
Государственный
контроль и надзор за соблюдением
обязательных требований стандартов также
выделяются Законом как важный объект для государственного
финансирования.
Источниками денежных поступлений
для реализации данного законодательного
положения должны быть: реализация изданных
(переизданных) государственных стандартов,
общероссийских классификаторов технико-экономической
информации; каталога сертифицированных
продукции и услуг; часть сданных штрафов,
взимаемых при госнадзоре.
Государство оказывает поддержку
не только тем организациям, которые создают
нормативные документы по стандартизации,
но и тем субъектам хозяйственной деятельности,
которые производят продукцию или предлагают
услуги, маркированные знаком соответствия
обязательным требованиям государственных
стандартов, что подтверждено посредством
сертификации.
Особая экономическая поддержка
предназначена для тех предприятий, которые
выпускают новые перспективные виды продукции
в соответствии с предварительными (перспективными)
требованиями стандартов.
4. Органы и службы по стандартизации.
Государственный
комитет РФ по стандартизации.
Под органом, занимающимся
стандартизацией, подразумевается орган,
деятельность которого в области стандартизации
общепризнана на национальном, региональном
или международном уровнях. Основные функции
такого органа — разработка и утверждение
нормативных документов, доступных широкому
кругу потребителей. Однако он может выполнять
немало других функций, что особенно характерно
для национального органа по стандартизации.
Национальным органом по
стандартизации в России является Государственный
комитет Российской Федерации по стандартизации
и метрологии (Госстандарт России). Это
федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий межотраслевую координацию,
а также функциональное регулирование
в области стандартизации, метрологии
и сертификации.
Государственный комитет
Российской Федерации по стандартизации
и метрологии — правопреемник упраздненного
Министерства промышленности и торговли
Российской Федерации в отношении функций
по реализации государственной политики
в сфере стандартизации, метрологии и
сертификации.
Государственный комитет
Российской Федерации по стандартизации
и метрологии — специально уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти
в области сертификации. Председатель
Государственного комитета Российской
Федерации по стандартизации и метрологии
является главным государственным инспектором
Российской Федерации по надзору за государственными
стандартами и обеспечением единства
измерений.
В ведении Государственного
комитета Российской Федерации по стандартизации
и метрологии находятся государственные
инспекторы по надзору за государственными
стандартами и обеспечением единства
измерений, а также центры стандартизации,
метрологии и сертификации, предприятия,
учреждения, учебные заведения и иные
организации.
Госстандарт России выполняет
следующие функции:
Информация о работе Организация работ по стандартизации в РФ