Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 20:20, контрольная работа
Правовое регулирование оборота персональных данных личности является одной из актуальных проблем современной правовой науки и практики. Специфика ее заключается в необходимости создания оптимального правового механизма оборота и защиты персональных данных, учитывающего в равной степени публично-правовой интерес государства и частноправовой интерес индивида. Решению этой проблемы должны послужить как глубокие теоретические исследования, в том числе сравнительно-правовые, так и анализ накопленной правоприменительной практики. Решение этой проблемы невозможно также без мониторинга состояния рынка информационных технологий, продуктов и услуг и отслеживания общих тенденций развития информационного общества.
Введение
Определение персональных данных
Принципы и условия обработки персональных данных
Контроль и надзор за обработкой персональных данных
Заключение
Список используемой литературы
Контрольная работа
по дисциплине
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
тема: «Основные положения Федерального закона
от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»
Выполнил:
Проверил:
СОДЕРЖАНИЕ
Список используемой литературы
Введение
Правовое регулирование оборота персональных данных личности является одной из актуальных проблем современной правовой науки и практики. Специфика ее заключается в необходимости создания оптимального правового механизма оборота и защиты персональных данных, учитывающего в равной степени публично-правовой интерес государства и частноправовой интерес индивида. Решению этой проблемы должны послужить как глубокие теоретические исследования, в том числе сравнительно-правовые, так и анализ накопленной правоприменительной практики. Решение этой проблемы невозможно также без мониторинга состояния рынка информационных технологий, продуктов и услуг и отслеживания общих тенденций развития информационного общества.
Нужно ли защищать информацию о конкретном человеке, которая позволяет его идентифицировать? Для большинства людей этот вопрос уже решен. Законодательства многих стран, прежде всего, их конституции, содержат принципы защиты неприкосновенности частной жизни, защиты личной тайны, запрет на сбор информации о человеке без его согласия.
Жизнь человека в информационном мире неизбежно
делает его более прозрачным для государства
и общества, поэтому желание сохранить
«информационную приватность» становится
все более ощутимым. Собственно говоря,
именно развитие информационно-
Нужно ли особым образом защищать персональные данные, если и без этого существуют режимы личной, семейной, профессиональной, государственной, коммерческой, служебной тайн?
В настоящее время проблема защиты персональных данных является одной из наиболее актуальных для нашей страны. Это связано с тем, что 26 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»1. В этом законе сформулированы требования по защите персональных данных. Важно отметить, что требования данного закона являются обязательными и для коммерческих, и для государственных организаций.
Кроме того, стоит отметить, что Федеральный закон №152-ФЗ не является единственным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о персональных данных. Существует ряд нормативных и методических документов ФСТЭК и ФСБ России. Согласно этим документам, обеспечение безопасности персональных данных является неотъемлемой и обязательной частью работ по созданию и поддержке информационных систем.
В рамках этой контрольной работы будут рассмотрены основные положения именно закона «О персональных данных».
Определение персональных данных
Согласно статье 3 Федерального закона №152-ФЗ персональные данные - это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Исходя из общих принципов конфиденциальности персональных данных и требований Федерального закона №152-ФЗ запрещено разглашение таких данных оператором третьим лицам. Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Под оператором персональных данных законодатель подразумевает государственный либо муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, которые организуют или осуществляют обработку персональных данных, заключающуюся в их сборе, записи, систематизации, накоплении, хранении, уточнении, извлечении, использовании, передаче, обезличивании, блокировании, удалении и уничтожении. Таким образом, любая организация или государственный муниципальный орган становится оператором персональных данных с момента получения в распоряжение данных любого лица (работника, подрядчика) и обязана обеспечить их защиту в соответствии с требованиями Федерального закона №152-ФЗ.
Надо отметить, что разработка определения такого сложного и несколько абстрактного понятия, как персональные данные, не могла не вызвать затруднений, однако закрепленное в Федеральном законе №152-ФЗ определение, главным смысловым звеном которого является понятие «определение» (или «идентификация»), представляется все же вполне удачным. Именно свойство идентификации (определения) является тем признаком, который позволяет вычленить из общего массива сведений об индивиде те данные, с помощью которых он (индивид) может быть с точностью идентифицирован (определен). Например, личные беседы, которые ведет лицо с кем-либо, относятся к отношениям, охватываемым понятием «частная жизнь», однако не относятся к персональным данным, так как не позволяют идентифицировать субъекта.
Как следует из определения персональных данных, их субъектом может быть только физическое лицо (живущее или умершее). Реквизиты юридических лиц персональными данными не являются! Хотя на стадии подготовки законопроекта отдельными исследователями высказывались мнения, что персональными данными могут обладать и юридические лица. Однако в итоге российский законодатель справедливо рассудил, что в создании нового для российской системы права института логичнее и целесообразнее придерживаться уже сформировавшейся концепции, существующей в других странах.
Отмечая бесспорную ценность предложенного законодателем определения персональных данных, необходимо, тем не менее, обратить внимание на следующие обстоятельства.
Первое. Не вся информация имеет одинаковое значение для идентификации того или иного лица. Если, например, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения в своей совокупности, как правило, позволяют идентифицировать лицо, то такие данные, как семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия и др., не позволяют, как правило, сами по себе этого сделать. Для того чтобы с их помощью идентифицировать лицо, нужно их «привязать» к номинативной, т.е. знаковой в этом смысле информации, а именно к фамилии, имени, отчеству, дате и месту рождения.
Второе. Свободный оборот номинативной информации (иногда в литературе ее называют первичными идентификационными данными), как правило, не может причинить какого-либо ущерба индивиду. В то же время оборот номинативной информации вкупе, например, с информацией о доходах, судимости, перенесенных заболеваниях и т.п., безусловно, такой ущерб может нанести. Из этого следует, что далеко не всякая информация о лице и ее свободный оборот представляют для него угрозу, а только ее определенный набор. Именно такой набор данных о конкретном лице не должен находиться в свободном обороте.
Персональные данные исключительно разнообразны и разнородны. Их можно по-разному классифицировать, объединять в различные группы в зависимости от избранного критерия и цели классификации. При этом любая классификация будет достаточно условной, так как некоторые сведения могут в равной степени относиться сразу к нескольким группам. Поэтому правовое регулирование такого сложного института, как институт персональных данных, должно быть гибким и многовариантным.
Федеральный закон №152-ФЗ выделяет три вида персональных данных:
- общедоступные персональные
- специальные категории персональных данных;
- биометрические персональные данные.
В этой классификации персональные данные объединены в группы в зависимости от правового режима их оборота, определяемого различными методами правового регулирования.
Общедоступные персональные данные - это персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяются требования соблюдения конфиденциальности. Прежде всего, нужно отметить, что до настоящего времени федеральными законами такие требования не установлены. Далее, следуя логике данного определения, можно сказать, что общедоступными персональными данными с согласия субъекта могут стать любые персональные данные, в том числе биометрические и относящиеся к специальным категориям. Главным условием здесь является согласие (или волеизъявление) субъекта персональных данных. Действительно, каждый вправе издать собственный политический манифест или автобиографическую книгу с подробностями личной жизни. Это есть не что иное, как проявление свободы слова.
Особую группу персональных данных представляют собой специальные категории персональных данных. Согласно части 1 сттатьи 10 Федерального закона №152-ФЗ к специальным категориям персональных данных относятся сведения о расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни.
Биометрические персональные данные представляют собой особую и весьма специфическую группу персональных данных, характеризующих физиологические особенности человека. К таким особенностям относятся особенности строения частей тела, отпечатки пальцев, ладони, сетчатка глаза, анализ ДНК и т.п.
Идентификация личности по совокупности биометрических признаков издавна практикуется в криминалистике - достаточно вспомнить знаменитый метод антропометрии (бертильонажа), использовавшийся европейской полицией в конце XIX в. и позволявший идентифицировать лиц, совершивших повторные преступления.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона №152-ФЗ сбор и обработка биометрических персональных данных осуществляются, как правило, в рамках реализации полномочий государственных органов в области безопасности, оперативно-розыскной деятельности, уголовно-исполнительного производства, исполнения законодательства Российской Федерации о порядке въезда в страну и выезда из страны и о государственной службе.
Принципы и условия обработки персональных данных
В настоящее время необходимость создания комплексного правового регулирования вопросов сбора, хранения, обработки и передачи персональных данных граждан очевидна и не подвергается сомнению, однако так было не всегда. С началом применения технологии в деле сбора и обработки информации выявились два различных подхода к этому вопросу: позитивный и негативный. Сторонники негативного подхода считали, что разработка специальной правовой процедуры для сбора и обработки персональных данных не требуется. По их мнению, информатика не внесла ничего нового в эту область. Сведения о населении собирались всегда, и в чисто техническом отношении не было резкого перехода от ручных картотек к электронным.
Аргументация сторонников позитивного подхода строилась на одном из основных законов материалистической диалектики о переходе количественных изменений в качественные. В соответствии с ним применение информатики создало качественно новую ситуацию в обработке информации, в том числе информации о гражданах. Возможность быстрого аккумулирования, группировки, сопоставления и распространения данных средствами электронной коммуникации создает условия для легкого доступа к этим данным. В связи с этим необходимо создание качественно нового правового регулирования вопросов сбора и обработки информации о гражданах, учитывающего особенности автоматизированной обработки этой информации.
Итак, именно с началом применения автоматизированной обработки информации, т.е. обработки с помощью средств электронной техники и технологии, появилась необходимость в особой правовой регламентации этой деятельности.
Появление Интернета с его неограниченными возможностями накопления, передачи и синтеза информации поставило вопрос о защите персональных данных, содержащихся в автоматизированных информационных системах, на качественно иной уровень.
Федеральный закон №152-ФЗ регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемые с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если последнее соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.