Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 14:03, контрольная работа
Описание работы
Документирование управленческой деятельности заключается в записи по установленной форме необходимой для управления информации, то есть в создании документов. Кроме того, документирование во многих случаях является обязательным, предписывается законом и актами государственного управления. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в п. 2 ст. 11 указывает: «В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти».
Управленческая деятельность присуща
всем учреждениям, предприятиям и организациям.
Она охватывает организационные вопросы,
планирование, финансирование, отраслевую
производственную работу, подбор и расстановку
кадров, контроль и т. д. В процессе управления
собирается, обрабатывается и передается
огромное количество информации.
На основе информации принимаются управленческие
решения, информация служит доказательством
их исполнения и источником для обобщения.
Эффективность управления зависит от
объема, оперативности и достоверности
информации, которая фиксируется в документах.
Документ, зафиксировав информацию, тем
самым обеспечивает ее сохранение и накопление,
возможность передачи другому лицу, а
также многократное использование информации.
Таким образом, документирование управленческой
деятельности заключается в записи по
установленной форме необходимой для
управления информации, то есть в создании
документов. Кроме того, документирование
во многих случаях является обязательным,
предписывается законом и актами государственного
управления.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях
и о защите информации» в п. 2 ст. 11 указывает:
«В федеральных органах исполнительной
власти документирование информации осуществляется
в порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации. Правила делопроизводства
и документооборота, установленные иными
государственными органами, органами
местного самоуправления в пределах их
компетенции, должны соответствовать
требованиям, установленным Правительством
Российской Федерации в части делопроизводства
и документооборота для федеральных органов
исполнительной власти».
В разных организациях состав и количество
создаваемых документов различны. Комплект
документов определяется:
- кругом вопросов, решаемых организацией
в процессе деятельности;
- объемом и характером компетенции
учреждения;
- объемом и характером взаимосвязей
с другими организациями.
Объединяя операции по информационно-документационному
обслуживанию управления, делопроизводство
является его главной обеспечивающей
функцией.
Порядок ведения делопроизводства определяется
нормативными документами.
В соответствии с Программой национальной
стандартизации Российской Федерации
на 2006-2007 годы Государственным учреждением
ВНИИДАД подготовлен национальный стандарт
ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов
по информации, библиотечному и издательскому
делу. Управление документами. Общие требования».
Настоящий стандарт идентичен международному
стандарту ISO 15489-1-2001 Information and documentation. Records
management. General, который был разработан в Европе
в 2001 году и выдвигал единые нормы делопроизводства.
ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 является аутентичным
переводом этого международного стандарта,
утвержден и введен в действие Приказом
Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 15.03.2007 №28-ст.
Стандарт содержит общие требования
к методологии управления документами
на всех видах носителей, а также процедуры
разработки и внедрения современных систем
делопроизводства. Главная идея стандарта
заключается в признании делопроизводства
неотъемлемой частью управления.
Область применения ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007:
- распространяется на управление
документами (всех форматов и
на всех носителях), создаваемыми
или получаемыми государственной
или коммерческой организацией
в процессе ее деятельности
или лицом, на которого возложена
обязанность создавать и сохранять
документы;
- содержит положения об ответственности,
политике, процедурах, системах и
процессах, связанных с документами
организаций;
- содержит руководящие указания
по управлению документами в
рамках процессов управления
качеством и управления окружающей
средой в соответствии с национальными
стандартами ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ
Р ИСО 14001;
- содержит методические рекомендации
по проектированию и внедрению
документной системы.
Новый стандарт предназначен прежде
всего для персонала служб ДОУ (документационного
обеспечения управления); для руководителей
и менеджеров всех уровней; для всех специалистов
в области управления документами, информацией
и технологиями. То есть аудитор вы или
системный администратор, документовед
или юрист - этот стандарт для вас!
Необходимо отметить, что данный стандарт
не распространяется на управление архивными
документами в архивных учреждениях.
Стандарт конкретизирует требования
к управлению документами, дает характеристику
документных систем, описывает порядок
проектирования и внедрения документных
систем. Большое внимание в стандарте
уделено процессам управления документами
и контролю. Уделено внимание мониторингу
и аудиту, то есть проверке качества работы
документной системы в организации, исполнения
пользователями своих обязательств в
отношении системы. В стандарте указано,
что соответствие систем установленным
требованиям, а также мониторинг следует
документально фиксировать, а отчетные
документы следует сохранять.
Последний раздел стандарта посвящен
обучению: «Организация, стремящаяся соблюдать
требования настоящего стандарта, должна
принять долгосрочную программу обучения
в области управления документами. Программы
обучения управлению документами должны
быть адресованы и охватывать всех работников:
руководящих, штатных, временных. Учебные
программы могут быть подготовлены и реализованы
во взаимодействии со сторонними организациями».
До конца 2007 года сотрудники ВНИИДАДа
планируют подготовить рекомендации по
внедрению настоящего ГОСТа. Возможно,
нам предложат создать «Кодекс управляющих
документами», разработанный с учетом
требований международного стандарта,
для организации, в которой работаете
вы, уважаемый читатель.
1 ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО - ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
Делопроизводство есть документирование
деятельности организации (предприятия),
основанное на научной организации с применением
современной техники.
Делопроизводство охватывает весь комплекс
работ по созданию и оформлению документов,
их исполнению и контролю сроков исполнения,
по учету документов, формированию дел
из исполненных документов, хранению и
использованию текущих дел, подготовке
их к сдаче в архив.
В настоящее время термин «делопроизводство»
чаще звучит как «документационное обеспечение
управления» (ДОУ). Такое определение более
точно отражает весь комплекс работ с
документами в организации.
Документационное обеспечение управления
выполняет специальная служба, действующая
на правах самостоятельного структурного
подразделения. Это может быть: управление
делами, общий отдел, канцелярия или секретариат.
В организациях с небольшим документооборотом
те же функции выполняет секретарь руководителя
или другое специально назначенное должностное
лицо.
«Организация, ведение и совершенствование
системы документационного обеспечения
управления на основе единой технической
политики и применения современных технических
средств в работе с документами, методическое
руководство и контроль над соблюдением
установленного порядка работы с документами…
осуществляются структурным подразделением,
на которое возложены функции по документационному
обеспечению управления» - таковы функции
службы документоведения в соответствии
с Типовой инструкцией по делопроизводству
в федеральных органах исполнительной
власти, утвержденной Приказом Министерства
культуры и массовых коммуникаций Российской
Федерации от 8 ноября 2005 г. №536, зарегистрированным
в Минюсте РФ 27 января 2006 г. №7418.
Для того чтобы разобраться в многообразии
документов, разработаны определенные
правила их составления, оформления, формы
и методы работы с документами. Для всех
организаций, учреждений, предприятий
Российской Федерации независимо от формы
собственности или функций установлены
единые требования по составлению и оформлению
документов и работе с ними. Эти требования
изложены в основных положениях Государственной
системы документационного обеспечения
управления (ГСДОУ) и ГОСТах, инструкциях
по делопроизводству, номенклатурах дел
и других нормативно-методических документах
по ведению делопроизводства.
Работа управленческого аппарата, как
любая работа сегодня, строится на основах
научной организации труда. Для повышения
оперативности и сокращения трудоемкости
делопроизводственного процесса внедряется
механизация и автоматизация работы с
документами.
Средства механизации подразделяются
на:
- технические средства составления
и изготовления документов (пишущие
автоматы);
- технические средства для копирования
и оперативного размножения документов
(электрографическое копировальное
оборудование - ксерокс, а также средства
оперативной полиграфии - гектографы,
ротапринты, ротаторы);
- технические средства экспедиционной
обработки документов (листоподборочные
устройства, датировщики, конвертозаклеивающие
машины, нумераторы, сшиватели, адресовальные,
конвертовскрывающие устройства, бумагорезательное
оборудование и др.);
- средства хранения документов
(различного рода шкафы, стеллажи,
картотеки).
При решении задач документационного
обеспечения управления используется
электронная техника. Использование ПЭВМ
позволяет не только отредактировать
набранный текст, распечатать его на принтере
и сохранить на магнитном диске для дальнейшего
использования, но и создать электронный
архив, организовать систему электронной
регистрации и поиска, обеспечить «маршрутизацию»
документов внутри организации, усовершенствовать
доступ к информации.
От рациональной организации делопроизводства
зависит оперативность управления, надежность,
экономичность управленческого труда,
культура работы аппарата, возможность
использования документной информации
в будущем.
В зависимости от функции управления
создаются различные виды и разновидности
документов. Вид документа следует отличать
от его разновидности. Вид документа -
это обозначение наименования документа.
Например, протокол - вид документа. Разновидность
его - протокол собрания, протокол заседания,
протокол допроса и др. Или: акт - вид документа,
его разновидность - акт приема-передачи
дел, акт инвентаризации, акт ревизии и
др.
Управленческая деятельность фиксируется
в основном организационно-распорядительными
документами (ОРД), которые условно подразделяются
на три группы:
- организационные документы;
- распорядительные документы;
- справочно-информационные документы.
Деятельность любой организации регулируется
правовыми документами. Прежде всего это
- организационные документы, которые
разрабатываются самими учредителями
и являются нормативными. Организационные
документы регламентируют задачи и функции
организации, структуру, организацию работы,
права, обязанности, ответственность руководства,
структурных подразделений и сотрудников.
В состав организационных документов
входят: устав и другие учредительные
документы, инструкция, штатное расписание,
правила внутреннего распорядка и др.
В целях разрешения основных задач организации
издаются приказы, указания, постановления,
решения, распоряжения. Это вторая группа
- распорядительные документы.
Третья группа - справочно-информационные
документы - включает в себя служебные
письма, справки, обзоры, докладные записки
и др.
Все перечисленные выше документы относятся
к управленческим, или ОРД. Исключением
являются финансово-бухгалтерские документы,
имеющие специфические особенности составления
и оформления.
2 УНИФИКАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ
ДОКУМЕНТОВ
Основным направлением совершенствования
документов является их унификация и стандартизация.
В целях сокращения количества документов,
применяемых в управленческой деятельности,
типизации их форм, снижения трудовых
и материальных затрат на их подготовку
и оформление, достижения единообразия
информационных баз проводятся работы
по унификации документов, созданию унифицированных
систем документации (УСД). С помощью унификации
устанавливаются единые правила составления
документов.
В основе создания унифицированных систем
документации лежит единообразие состава
и формы управленческих документов:
- унифицированная система организационно-распорядительной
документации;
- унифицированная система банковской
документации;
- унифицированная система финансовой,
учетной и отчетной бухгалтерской
документации бюджетных учреждений
и организаций;
- унифицированная система отчетно-статистической
документации;
- унифицированная система учетной
и отчетной бухгалтерской документации
предприятий;
- унифицированная система документации
по труду;
- унифицированная система документации
Пенсионного фонда Российской
Федерации;
- унифицированная система внешнеторговой
документации.
Формой юридического закрепления унификации
документов является стандартизация служебных
документов.
Стандартизация в области документоведения
означает установление общегосударственных
форм и требований к документам, обязательных
к использованию всеми организациями,
учреждениями и предприятиями независимо
от формы собственности и организационно-правовой
формы. Эти требования изложены в ГОСТ
Р 6.30-2003. Применение стандартов повышает
культуру современной управленческой
деятельности, обеспечивает более эффективное
применение средств механизации и автоматизации
в управленческом труде.
Унификация и стандартизация служебных
документов создает возможность составления
типовых (трафаретных) текстов для документов,
содержащих идентичную и повторяющуюся
информацию. В этих случаях повторяющаяся
часть текстов выносится в трафарет, а
для информации, имеющей индивидуальный
характер, оставляются свободные строки,
которые заполняются при составлении
документа (контракт, акт, справки личного
характера). Унификации могут быть подвергнуты
отдельные фразы.