Особенности использования электронной цифровой подписи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: изучение электронной цифровой подписи как инструмента для придания юридической силы электронным документам.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующий круг задач:
1. Рассмотреть правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи.
2. Раскрыть понятие и сущность электронной цифровой подписи как основного реквизита электронного документа. Условия использования электронной цифровой подписи.
3. Охарактеризовать электронный документ.
4. Рассмотреть особенности использования электронной цифровой подписи.

Содержание работы

Введение 3
1. Правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи 5
2. Понятие и сущность электронной цифровой подписи как основного реквизита электронного документа 9
3. Электронный документ 14
4. Особенности использования электронной цифровой подписи 17
Заключение 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Электронная цифровая подпись.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Итак, электронная цифровая подпись (цифровая подпись) создается  с помощью криптографической  системы с открытым ключом, тогда как электронная подпись генерируется любым компьютерным методом, включая криптосистемы с открытым ключом. Электронные цифровые подписи (цифровые подписи) привязаны к определенной технологии, электронные подписи - более широкое понятие и от технологии не зависят.

Российскому законодательству известны и другие определения электронной  цифровой подписи, приведем лишь некоторые  из них.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - вид аналога собственноручной подписи, являющийся средством защиты информации, обеспечивающим возможность контроля целостности и подтверждения подлинности электронных документов (далее - ЭД). ЭЦП позволяет подтвердить ее принадлежность зарегистрированному владельцу. ЭЦП является неотъемлемой частью ЭД (пакета ЭД)16.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - последовательность символов, полученная в результате криптографического преобразования исходной информации, которая позволяет подтверждать целостность и неизменность этой информации, а также ее авторство.

Электронная цифровая подпись  основана на асимметричных криптографических алгоритмах. Особенностью таких алгоритмов является то, что для шифрования информации используется один ключ, а для ее расшифровки - другой, специальным образом полученный из первого. При этом первый ключ является секретным - закрытым ключом, он известен только лицу, подписывающему документ: «...закрытый ключ электронной цифровой подписи - уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи...». Второй ключ - несекретный - открытый ключ, он может быть известен любому получателю документа: «Открытый ключ электронной цифровой подписи - уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе...» (ст. 3 Федерального закона).

По мнению А. Гарибян, ЭЦП  обладает двумя основными свойствами: 1) воспроизводима только одним лицом, а подлинность ее может быть удостоверена многими; 2) она неразрывно связана  с конкретным документом и только с ним17.

Определение ЭЦП, закрепленное в ФЗ «Об электронной цифровой подписи», не ставит задачи идентификации автора электронного документа. Речь идет об идентификации владельца сертификата ключа подписи, а это представляется вполне возможным.

В сочетании с положениями  ст. 4 ФЗ «Об электронной цифровой подписи», устанавливающей условия признания равнозначности ЭЦП в электронном документе и собственноручной подписи в документе на бумажном носителе, а именно:

- сертификат ключа подписи,  относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;

- подтверждена подлинность  электронной цифровой подписи  в электронном документе;

- электронная  цифровая подпись используется  в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа  подписи, - презумпция авторства  в значительной степени гарантировала  бы юридическую силу электронного  документа, заверенного ЭЦП.

Таким образом, стабильный юридически значимый электронный  документооборот субъектов предпринимательской  деятельности нуждается, прежде всего, не в разрозненных ведомственных  нормативных актах, а в законе, детально регламентирующем порядок  использования ЭЦП в электронном документе.

На основании  вышеизложенного можно сделать  следующие выводы.

1. Наиболее важным  реквизитом электронного документа  является электронная подпись.

2. Электронная  подпись, основанная на асимметричных  криптографических алгоритмах, - электронная цифровая подпись, на сегодняшний день является самым надежным с технической точки зрения способом идентификации информации электронного документа. Однако использование технологии открытых ключей нуждается в детальной правовой регламентации.

Каждая подпись уникальна для подписанных данных и используемых ключей. Когда один человек подписывает два сообщения одним и тем же ключом, подписи будут различными. Более того, когда два человека с различными ключами подписывают одни и те же данные, их подписи будут различными18.

3. Электронный  документ

 

В связи с  возрастающим хранением и использованием информации все чаще используется понятие  электронного документа.19 Действующее законодательство дает понятия обычного и электронного документа (далее - ЭД). Документированная информация (документ) представляет собой зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Электронный документ совершено отличается от той последовательности символов, которые в нем представлены.

 В соответствии  со ст. 3 Федерального закона, электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Составление электронного документа состоит не в последовательном написании на бумажный носитель букв, а в нанесении совокупности невзаимосвязанных между собой математических символов.

Для электронного документа характерны все признаки, присущие юридической фикции: универсальность; нормативное закрепление фикции в нормах права; неопровержимость юридической фикции; заведомая условность; особое целевое назначение в механизме правового регулирования общественных отношений; способность фикций вызывать друг друга.20

Следует отметить, что использование электронных  документов началось еще до появления  глобальной сети Интернет, однако ее появление  стало мощным толчком к развитию безбумажных технологий в предпринимательской  деятельности.21

В настоящее  время хозяйствующие субъекты применяют электронный документооборот, базирующийся как на информационной среде Интернета, так и на иных электронных формах, электронных средствах. При этом, с точки зрения правового регулирования используемые средства коммуникации не влияют на юридическую значимость формируемых электронных документов.

С внедрением новых  информационных технологий вместо бумаги в качестве материальных носителей  стали использоваться электронные  носители - магнитные и оптические диски, электрические колебания, электромагнитные волны. В связи с этим происходит постепенный процесс вытеснения бумажного документа и замены его формой электронного документа.22 К сожалению, в отличие от информации, зафиксированной на бумажном носителе, информация на электронном носителе может быть легко изменена без желания ее автора в результате несанкционированного доступа к ней постороннего лица, причем без всяких следов такого вмешательства. Применение электронного документа вызывает свои сложности, которых можно избежать при использовании бумажных документов. Поэтому возникает вопрос о том, насколько оправданно и целесообразно применение электронного документа в российской практике. Иными словами, сможет ли электронный документ конкурировать с бумажным, вытеснить его, ведь при применении электронных документов неизбежны дополнительные материальные затраты. Вообще при использовании систем электронного документооборота (далее - ЭДО) возникают различные проблемы.23 К таким проблемам можно отнести следующие: проверка подлинности электронного документа; возможность использования электронных документов в качестве доказательств в арбитражных судах; распределение риска убытков, которые могут возникнуть в процессе функционирования систем ЭДО; взаимоотношения юридических лиц, использующих ЭДО, с аудиторскими фирмами, налоговыми и другими государственными органами, куда необходимо представлять отчетность о своей деятельности; международно-правовые проблемы, которые могут возникнуть, когда, например, два участника, ЭДО и провайдер, находятся в разных странах; стандартизация; защита прав субъектов авторского и патентного права; защита информации в системах ЭДО. Проверка подлинности электронного документа является одной из основных проблем его применения. Для решения этой проблемы и применяется ЭЦП.

В результате сказанного хотелось бы подчеркнуть следующее:

- электронный  документ и электронная цифровая  подпись представляют собой технико-юридический  прием - фикцию, являющуюся одной  из основ регулирования общественных  отношений с применением информационных технологий в сфере электронного документооборота.

 

4. Особенности использования электронной цифровой подписи

 

Статья 16 Федерального закон предусматривает широкое использование электронной цифровой подписи среди государственных органов власти - федерального уровня, субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, участвующих в документообороте с такими органами. При этом электронная цифровая подпись закрепляется за конкретным физическим лицом, уполномоченным государственным органом или организацией. Таким образом, владельцем электронной цифровой подписи является не орган или организация, а его должностное лицо. В практической деятельности это может привести к возможному злоупотреблению владельцем своими полномочиями, например, лицо может продолжать скреплять электронные документы своей электронной цифровой подписью и после того, как оно лишилось своего должностного положения.

Федеральным органом  исполнительной власти, являющимся по существу удостоверяющим центром по отношению к уполномоченным лицам федеральных государственных органов, является Федеральное агентство по информационным технологиям. Оно ведет специальный реестр сертификатов ключей подписей, выдает пользователям сертификаты, подтверждающие подлинность электронных цифровых подписей тех или иных должностных лиц, включенных в реестр. Федеральное агентство по информационным технологиям осуществляет данную деятельность в соответствии с правилами, установленными в отношении деятельности удостоверяющих центров

Использование электронного документооборота, в том числе и электронной цифровой подписи, в отношениях между двумя или несколькими договорившимися хозяйствующими субъектами имело свое место значительно раньше принятия данного Федерального закона. Например, взаимодействие банка с клиентом по электронной системе «банк-клиент», которая успешно продолжает применяться во многих банках и в настоящее время (ст. 17 Федерального закона).24

Порядок использования  ЭЦП в отношениях между коммерческими  банками, Центральным банком РФ ввиду особого статуса последнего регулируется нормативно-правовыми актами ЦБ РФ и договорами об обмене электронными документами, утвержденными в качестве приложений к актам.25

Корпоративная информационная система представляет собой информационную систему, состоящую из ограниченного круга лиц - ее участников. Количество и круг лиц определяются владельцем такой системы либо соглашением между ее участниками.

Федеральный закон предоставляет корпоративным системам относительную автономность. Так, если корпоративная система не взаимодействует с участниками информационной системы общего пользования, то вопросы внутреннего функционирования и взаимодействия между участниками решаются ею самостоятельно на основании внутренних нормативных актов. Если корпоративная система взаимодействует с любой из систем общего пользования, например предоставляет услуги удостоверяющего центра корпоративной информационной системы, то она автоматически должна соответствовать требованиям, предъявляемым Федеральным законом к информационным системам общего пользования.

К внутренним вопросам корпоративной системы относится  определение порядка использования  электронных цифровых подписей, что  регулируется внутренними нормативными актами. Внутренними актами корпоративной  информационной системы признаются соглашения участников данной системы либо решения владельца системы, которые являются обязательными для остальных ее участников (клиентов).

Данные нормативные  акты определяют содержание информации в сертификатах ключей подписей, порядок  ведения реестра сертификатов, порядок хранения аннулированных сертификатов, случаи утраты юридической силы данными сертификатами. Также соглашением участников может быть определен тот участник, на которого возлагаются функции удостоверяющего центра.

Содержание документа на бумажном носителе, заверенного печатью и преобразованного в электронный документ, может быть подписано электронной цифровой подписью и будет иметь равную юридическую силу, но при условии, что такое преобразование осуществлено согласно имеющемуся соглашению между сторонами либо в соответствии с нормативным правовым актом (ст. 19 Федерального закона).

Данная возможность  использования электронной цифровой подписи в качестве эквивалента  не только собственноручной подписи, но и печати значительно расширяет  возможности организаций в гражданско-правовых отношениях.26

Надо отметить, что Гражданский кодекс РФ не предусматривает  обязательного скрепления договора печатью, а относит это к дополнительному  требованию, которое может устанавливаться  по соглашению сторон, законом или иными нормативными правовыми актами. Но хотя скрепление печатью договоров и иных документов организаций не является обязательным, ряд подзаконных нормативных актов налоговых органов прямо указывает на такую необходимость. Кроме того, Гражданский кодекс РФ предписывает на доверенность, выданную от имени юридического лица, помимо подписи руководителя прикладывать и печать данной организации. Федеральный закон признает равнозначность для владельца электронной цифровой подписи как его собственноручной подписи, так и собственноручной подписи, заверенной печатью. Это положение предоставляет возможность использования электронной цифровой подписи не только организациям в своей хозяйственной деятельности, но и физическим лицам, чья подпись на бумажном носителе заверена печатью, например нотариусам. Удостоверяющий центр берет на себя ответственность за подтверждение подлинности и аутентичности документа, подписанного электронной цифровой подписью именно владельцем сертификата ключа подписи.

Информация о работе Особенности использования электронной цифровой подписи