СОДЕРЖАНИЕ
ВЕДЕНИЕ...…………………………...……………………………………...……2
1. РОЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ.3
2. ВИДЫ И СТРУКТУРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДПС………………………….8
3. СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДПС…………….……………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУЫ……..…....17
ВВЕДЕНИЕ
Моя учебно-ознакомительная
практика проходила с 7 февраля 2011г. по 26 февраля 2010г. в отделе
дознания при ОГИБДД г. Рубцовска.
Учебная
практика является важнейшей формой подготовки
студентов и составной частью учебного
процесса. Она проводится в правоохранительных
органах и учреждениях государственного
управления. Практика имеет
своей целью углубление и закрепление
знаний полученных в процессе теоретического
обучения. В ходе учебной практики студенты
приобретают необходимые навыки,
умения и опыт для работы в
правоохранительных органах, организациях
и учреждениях.
За время прохождения учебно-ознакомительной
практики я был ознакомлен с деятельностью органа дознания
при ОГИБДД г. Рубцовска, изучил делопроизводство,
ознакомился с инструкциями, положениями
которые регулируют внутренний распорядок,
структуру, порядок организации и полномочия
ОГИБДД, а также с нормативно-правовыми
актами, регулирующими их сферу деятельности.
Административно-юрисдикционная деятельность
подразделений, обеспечивающих безопасность
дорожного движения, представляя
вид правоохранительной деятельности
органов государственного управления,
является элементом более широкого понятия, а именно
– правоприменительной деятельности милиции.
1.РОЛЬ И ОСНОВНЫЕ
ЗАДАЧИ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Очевидно, что без детального
правового регулирования сферы,
в которой функционируют ТС –
источники повышенной опасности, без четкой системы дозволений и запретов,
а также контроля их выполнения невозможно
осуществлять эффективные перевозки грузов
и пассажиров. Поэтому одним из важнейших
направлений деятельности федеральных
и местных органов исполнительной власти
признается «осуществление государственного
контроля выполнения законодательства
Российской Федерации, правил, стандартов,
технических норм и других нормативных
актов в области обеспечения безопасности
дорожного движения». Выполнение этой
задачи возлагается в основном на специализированные
органы, наделенные соответствующими
надведомственными полномочиями, такие
как Российская транспортная инспекция
Министерства транспорта РФ, Гостехнадзор
Министерства сельского хозяйства и продовольствия
РФ, Госкомитет по стандартизации, метрологии
и сертификации РФ, а также ГИБДД МВД РФ.
Важнейшие службы ГИБДД
имеют следующие основные задачи:
1.Автотехническая инспекция:
- контролирует
соблюдение нормативов, устанавливающих
требования к конструкции, состоянию
и переоборудованию механических ТС (транспортных
средств) и прицепов к ним;
- организует и проводит государственных технический осмотр ТС;
- проверяет работу предприятий, фирм, учреждений, ведомств в части обеспечения БДД (безопасности дорожного движения);
- участвует в осмотре технического состояния ТС, занятых в перевозках опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов, а также ТС, причастных к ДТП (дорожно-транспортных происшествий).
- Подразделения организации дорожного движения и дорожной инспекции:
- контролируют соблюдение правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, содержании и ремонте автомобильных дорог, дорожных сооружений, ЖДП, технических средств регулирования дорожного движения, линий городского электротранспорта в части обеспечения БДД;
- изучают условия дорожного движения и принимают меры по совершенствованию организации движения ТС и пешеходов;
- согласуют проекты по организации дорожного движения на улицах и автомобильных дорогах;
- осуществляют методическое руководство деятельностью специализированных монтажно-эксплуатационных подразделений.
- Регистрационно-экзаменационные подразделения:
- контролируют исполнение нормативных актов, устанавливающих требования по подготовке водителей ТС;
- принимают экзамены по ПДД (правилам дорожного движения), навыкам вождения ТС, а также выдают водительские удостоверения;
- регистрируют автомототранспортные средства, выдают их владельцам регистрационные знаки и документы;
- ведут учет автомототранспортных средств;
- Подразделения пропаганды:
- осуществляют разъяснение и пропаганду ПДД и других нормативных актов по вопросам БДД с использованием СМИ (средств массовой информации);
- организуют, проводят работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- разрабатывают методические рекомендации, листовки, информационные бюллетени, брошюры и другие печатные материалы по вопросам БДД;
- организуют смотры, конкурсы, рейды и другие мероприятия по профилактике ДТА (дорожно-транспортных аварий);
- Подразделения информационного обеспечения:
- участвуют в разработке территориальных и межрегиональных планов оперативно-поисковых мероприятий и координируют действия подразделений ГИБДД;
- обеспечивают круглосуточное функционирование федеральной базы данных о ТС, находящихся в розыске;
- осуществляют сбор, обработку и оценку текущей информации о совершенных и готовящихся преступлениях, связанных с использованием ТС, и доводят ее по назначению.
- Дорожно-патрульная служба.
Актуализация потребности
в текущем контроле состояния
ТС, параметров, поведения участников
дорожного движения и в немедленном выполнении распорядительно-регулировочных
действий при возможных осложнениях условий
движения, а также исключительно высокая
распространенность и латентность правонарушений,
связанных с посягательством на безопасность
дорожного движения, общественный порядок
и права собственников транспортных средств,
обусловливают необходимость их активного
выявления, пресечения и профилактики
независимо от родовых объектов посягательства.
Качественное своеобразие данных проступков,
проявляющееся в использовании ТС, в единстве
сферы (дорожное движение) и субъектов
ответственности, позволяет рассматривать
их совокупность как некую общность деликтов,
образующих один из важнейших компонентов
управляющего воздействия ГИБДД.
К основным задачам ДПС
отнесены:
- сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;
- обеспечение бесперебойного и безопасного дорожного движения ТС;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.
В связи с этим на ДПС
возлагаются следующие функции:
- оказание в пределах своей компетенции содействия и помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов;
- осуществление контроля за соблюдением Правил дорожного движения РФ, а также нормативны правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения ТС и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на улицах, дорогах и иных общественных местах;
- осуществление розыска угнанных и похищенных транспортных средств, а также ТС, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий;
- осуществление в соответствии с действующим законодательством производства по делам об административных правонарушениях;
- осуществление неотложных действий на месте ДТП, а также принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;
- проведение в соответствии с действующим законодательством дознания по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации ТС;
- осуществление в установленном порядке сопровождения ТС;
- выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушение правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;
- информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке в сфере дорожного движения, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению;
- контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения;
- участие совместно с таможенными органами в осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда на транспортных средствах через территорию РФ.
2. ВИДЫ И СТРУКТУРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДПС
В составе ГИБДД дорожно-патрульная
служба формируется преимущественно
в виде строевых подразделений.
В зависимости от количества
зарегистрированных ТС, протяженности
автомобильных дорог, уровня ДТА, а также наличия необходимых
ресурсов в пределах административно-территориальных
единиц могут комплектоваться следующие
подразделения ДПС:
1)группа
2)отдельный взвод
3)моторизованный взвод (группа)
4)отдельная рота
5)отдельный батальон
6)полк.
Рассмотрим организационную
структуру строевого подразделения
ДПС на примере отдельного батальона
с общей численностью личного состава от 100 до 250
чел. По функциональному признаку в его
структуре можно выделить следующие специализированные
группы:
а) руководство
б) штаб
в) дежурная часть
г) группа кадров
Д.)группа административной практики
е) группа дознания и розыска
ж) группа пропаганды
з) финансовая часть
и) техническая часть
к) служба обеспечения и обслуживания
л) группа службы
м) роты (взводы)
- В руководство подразделений ДПС входят их командиры, заместители и помощники командиров. Командиры и заместители устанавливают обязанности подчиненных, разрабатывают планы расстановки личного состава, инструктируют наряды ДПС, контролируют выполнение служебных обязанностей и соблюдение законности подчиненными, оказывают им методическую и практическую помощь.
- В состав штаба входят старший инспектор по анализу и планированию, юрисконсульт, госавтоинспектор дорожного надзора, делопроизводитель и машинистки. Их работой руководит начальник штаба.
- Дежурная часть предназначается:
- для непрерывного управления силами и средствами, занятыми обеспечением контроля дорожного движения;
- сбора, обработки и регистрации информации об оперативной обстановке и результатах несения службы личным составом;
- организации выезда на места ДТП;
- обеспечения личного состава необходимой информацией, оружием, оперативной техникой и служебной документацией;
- установления личности граждан, доставленных в подразделение, и принадлежности задержанных ТС.
- Группа дознания проводит дознание по делам о ДТП с целью выявления обстоятельств, причин и условий их совершения. В состав группы входят старший инспектор инспектора по дознанию. Они осуществляют входящие в их компетенцию оперативно-розыскные и следственные действия по фактам ДТП.
- Группа розыска состоит из одного или нескольких инспекторов, которые занимаются розыском ТС, скрывшихся с мест ДТП, а также взаимодействуют с подразделениями УР для проведения розыска угнанных т похищенных ТС и веду розыскную документацию.
- Группа административной практики производит прием, проверку и обработку материалов, составленных по фактам нарушений ПДД, следит за своевременным и правильным исполнением постановлений по делам об административных нарушениях в сфере БДД. В состав группы ходят старший инспектор и инспектора по административной практике.
- В группу кадров входят старший инспектор, инспектора по кадрам и психолог, которые занимаются комплектованием, обучением и воспитанием личного состава подразделения, оформляют личные дела сотрудников, готовят материалы на присвоение им первичных и очередных специальных званий, аттестование и представление к наградам, принимают участие в проверках и служебных расследованиях по фактам нарушений служебной дисциплины.
- Техническая часть предназначена для обеспечения личного состава средствами транспорта, связи и оперативной техники. В ее состав входят начальник технической связи, инженер по связи и оперативной технике, техник по ремонты и обслуживанию ТС.
- Роты ДПС занимаются контролем дорожного движения на улицах и дорогах, осуществляют его регулирование, выявляют и пресекают случаи нарушения ПДД и общественного порядка, следят за состоянием дорог и дорожных сооружений, оказывают помощь участникам дорожного движения и производят неотложные действия на местах ДТП. Взводы комплектуются инспекторами ДПС. В состав взвода входят несколько отделений (групп), во главе которых стоят старшие инспектора ДПС.
3. СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДПС
К важнейшим способам
дорожно-патрульной службы принято относить следующие:
- Наблюдение за дорожным движением
- Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил
- Контроль дорожных условий, элементов ДИ, действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских, регистрационных и путевых документов.
- Выполнение регулировочно-распорядительных действий при осложнении условий движения.
- Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц.
- Наблюдение за дорожным движением служит основой применения всех последующих способов ДПС. В процессе наблюдения сотрудник оценивает состояние дорожного покрытия, средств регулирования и других элементов ДИ на обслуживаемом участке, оценивает характер и параметры транспортного потока и выбирает наиболее рациональные для данных условий места и формы несения службы.
- Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил достигается, главным образом, за счет долговременного и повсеместного нахождения сотрудников ДПС на виду у водителей и пешеходов.