Полномочия Совета Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 23:37, контрольная работа

Описание работы

Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве. Исторически двухпалатная структура парламента возникла в странах Запада как способ сдерживания одной палатой (верхней) чрезмерного радикализма другой (нижней)
В Российской Федерации двухпалатность парламента – довольно - таки новое явление, возникшее только в 1990 году. В это время в качестве представительного органа выступал Верховный Совет РСФСР, который включал в себя Совет Республики и Совет Национальностей.

Содержание работы

Введение. 3
История возникновения Совета Федерации. 4
Совет Федерации как структурное подразделение Парламента. 7
1. Статус 7
2. Полномочия 8
Структура совета Федерации 12
1.Состав 12
2. Подразделения и их функции 15
3. Руководство. 16
Новое в организации деятельности Совета Федерации 18
Заключение. 20
Список использованных нормативно – правовых актов и литературы: 23

Файлы: 1 файл

СГМУ.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

 

Прочие:

 

  • Утверждение изменения границ между субъектами Федерации;
  • Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
  • Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за Пределами территории РФ;
  • Назначение выборов Президента РФ.

 

Наряду с этим, Совет Федерации  вправе проводить собственные заседания. Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля, как  правило, 1-2 дня ежемесячно. Внеочередные заседания Совета Федерации могут  созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта Федерации, комитетов Совета Федерации либо по предложению не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Заседание Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации заседания Совета Федерации  являются открытыми, однако, в случаях  предусмотренных регламентом палаты, Совет Федерации вправе проводить  закрытые заседания.3

Первоочередному рассмотрению на заседании  Совета Федерации подлежат:

 

  • Послания и обращения Президента РФ;
  • Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ;
  • Проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации;
  • Предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ;
  • Предложения о направлении запросов в Конституционный Суд;
  • Федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам ратификации и денонсации международных договоров.

 

На заседаниях Совета Федерации  предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово, выступление кандидата на выборную должность, выступления в  прениях; по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, а также предложение, справка, информация, заявление, обращение.

Проект повестки дня заседания  Совета Федерации формируется Председателем  Совета Федерации на основании предложений, внесенных комитетами, комиссиями Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численность не менее 10 человек, или двумя ее членами, представляющими в СФ один субъект Российской Федерации, а также полномочным представителем Президента РФ в Совете Федерации. Сформированный проект повестки дня заседаний СФ выносится на голосование Совета Федерации. Решение по нему принимается большинством голосов от общего числа членов.

В Регламенте Совета Федерации содержится перечень вопросов, подлежащих первоочередному  включению в повестку дня очередного заседания Совета Федерации без обсуждения и голосования. На каждом заседании Совет Федерации может принять решение о проведении "часа голосования" по федеральным законам.

Решения Совета Федерации принимаются  открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.

Голосование осуществляется с использованием или без использования электронной  системы, бюллетенями и путем  опроса. Решение о способе проведения голосования считается принятым, если за него проголосовало более  половины от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным.

Члены Совета Федерации, являющиеся представителями  от одного субъекта Российской Федерации, при проведении голосования могут при наличии доверенности, оформленной в установленном решением Совета Федерации порядке, передавать друг другу право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом Федерации, за исключением вопросов, решения по которым принимаются тайным голосованием.

Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не установлен Конституцией РФ и Регламентом Совета Федерации  Федерального Собрания РФ. По процедурному вопросу решение принимается большинством голосов членов Совета Федерации, присутствующих на заседании.

Наряду с общим  порядком работы Совета Федерации Регламент  Совета Федерации устанавливает  специальный порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к его ведению Конституцией РФ. По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Совета Федерации, Совет Федерации принимает постановления.

Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ4 (например, отрешение Президента РФ от должности).

 

 

Структура совета Федерации

1.Состав

 

Совет Федерации первого созыва состоял из депутатов, избранных  по двухмандатным округам в соответствии с "Положением о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", утвержденным указом Б.Н. Ельцина №1626 от 11 октября 1993 года и впоследствии измененным указами №1846 от 6 ноября 1993 и №238 от 4 февраля 1994 года.

К моменту формирования Совета Федерации "губернаторско - спикерского" созыва 23 января 1996 (по закону 1995 года) более четверти мест в нем - 47 из 178 - досталось главам администраций  регионов, назначенным указами Президента РФ. К концу установленного законом срока проведения сплошных выборов (31 декабря 1996) неизбранных губернаторов осталось 6 и лишь к 19 октября 1997 выборы состоялись повсеместно.

В ноябре 2000 - декабре 2001 (по закону 2000 года) руководителей  органов власти регионов сменили в составе Совета Федерации представители этих органов, не совмещающие членства в Совете Федерации с другими должностями.

Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года установлено, что "В Совет  Федерации входят по два представителя  от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти".5В то же время, переходными положениями Конституции установлено, что "Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года". Также это положение находит отражение в п.1 ст.2 гл.1 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

С принятием нового Федерального закона “О порядке формирования Совета Федерации”6появилась новая сфера для взаимодействия парламента и главы субъекта Федерации, а именно – назначение представителя исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в Совете Федерации. Согласно ст.5 вышеуказанного Закона, постановление высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации направляется в законодательный орган субъекта в трехдневный срок и вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа субъекта две трети от общего числа депутатов не проголосуют против назначения данного представителя. Участие парламента субъекта Федерации в процессе рекрутирования представителей в Совет Федерации осуществляется в соответствии с регламентом этого органа (статья 6). Учитывая установленный Законом срок полной ротации Совета Федерации (1 января 2002 г.), можно констатировать закрепление подобной практики во всех без исключений субъектах Федерации.

Единого срока полномочий члена  Совета Федерации начиная со "второго  созыва" (с января 1996) не существует. Состав палаты меняется постепенно, по мере смены руководства в субъектах  Федерации после очередных выборов. В президентском проекте сенатской реформы 2000 года предполагалась разовая смена состава палаты, но в итоге был принят механизм плавной ротации по мере перевыборов. При этом срок полномочий выборных органов власти и глав администраций не может превышать 5 лет (соответствующая норма федерального закона действует с 1997 года). Двухпалатные законодательные органы в 1996-2000 выдвигали в Совет Федерации представителей обеих палат по очереди на половину срока полномочий, с 2000 года эта норма закреплена в законе как императивная. К 2002 году большинство законодательных органов и губернаторов избираются на 4 года, меньшинство - на 5.

Сроки полномочий, статус руководства  палаты - председателя, замов, председателей  комитетов и их замов устанавливаются  на основании статей 2-3 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 133-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации, а прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета. Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации также регламентируется в настоящем законе.7 Порядок принятия Советом Федерации решений о подтверждении полномочий вновь избранных (назначенных) членов Совета Федерации и их прекращения устанавливается Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно статье 8 Регламента Совета Федерации члены Совета Федерации  ФС РФ наделены неприкосновенностью, которая наряду с этим регламентируется в статье 98 Конституции Российской Федерации. Член СФ не может быть привлечен к административной и уголовной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий.

 

2. Подразделения и их функции

 

Основными структурными подразделениями  Совета Федерации являются Комитеты. Они создаются в целях реализации полномочий, возложенных на Совет Федерации.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации образует следующие  Комитеты:

 

  • По конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;
  • По вопросам безопасности и обороны;
  • По бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;
  • По социальной политике;
  • По вопросам экономической реформы, собственности, имущественным отношениям;
  • По международным делам;
  • По делам СНГ;
  • По аграрной политике;
  • По науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
  • По делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике;
  • По делам Севера и малочисленных народов.

 

Основными функциями Комитетов  Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации являются:

 

  • Комитеты Совета Федерации осуществляют подготовку заключений по вопросам, отнесенным к их ведению, по основаниям федеральных законов, принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации;
  • Комитеты СФ организуют проведение парламентских слушаний;
  • Наряду с этим, разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты, которые предлагается внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы;
  • Решают вопросы организации своей деятельности;
  • Решают другие вопросы, относящиеся к ведению палаты.

 

Все члены Совета Федерации, за исключением  Председателя и его заместителей, входят в состав комитетов. При этом член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Численный состав каждого комитета определяется Советом Федерации, но при этом в состав комитета должны входить не менее 10 членов палаты. Состав комитета утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Совет Федерации вправе создавать постоянные и временные комиссии. В Совете Федерации образована одна постоянная комиссия - Комиссия Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам. Ее основное назначение состоит в осуществлении контроля за соблюдением Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Основной формой работы комитетов и комиссий являются заседания. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Они могут проводиться непосредственно в субъектах Федерации.

Другая форма работы комитетов - парламентские слушания. Они проводятся по вопросам, связанным с основными направлениями деятельности комитета, комиссии. На парламентские слушания приглашаются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители государственных органов, общественных объединений и другие.

 

3. Руководство.

 

В главе второй части первой Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного  Постановлением СФ ФС РФ от 6 февраля 1996 г. N 33-СФ8 указываются статьи о Председателе Совета Федерации, первом заместителе Председателя Совета Федерации, а также заместителях Председателя Совета Федерации. Там оговариваются их полномочия, порядок назначения на должность и т.д. (статьи 14-20).

Информация о работе Полномочия Совета Федерации