Понятие исторического источника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

Исследование приемов выявления исторических источников, их критики, выделения их видов, систематизации и классификации их есть предмет изучения специальной науки - источниковедения. Одно из определений понятия «исторический источник» принадлежит Леонарду Дербову: «…под историческим источником в современной науке понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и закономерности развития человеческого общества. По сути дела, это самые разнообразные продукты и следы деятельности людей: предметы материальной культуры, памятники письменности, идеологии, нравов, обычаев, языка и т.д.

Файлы: 1 файл

Источниковедение док.docx

— 26.51 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Белорусский государственный  университет

Исторический факультет

 

 

 

 

 

Кафедра источниковедения

 

 

 

Шевцова Любовь Александровна

Реферат по источниковедению

Тема: ПОНЯТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА

Студентки 3 курса заочной  формы обучения.

Специальность: Документоведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________

___________________

 

 

 

 

Понятие исторического источника.

Исследование приемов  выявления исторических источников, их критики, выделения их видов, систематизации и классификации их есть предмет  изучения специальной науки - источниковедения. Одно из определений понятия «исторический источник» принадлежит Леонарду Дербову: «…под историческим источником в современной науке понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и закономерности развития человеческого общества. По сути дела, это самые разнообразные продукты и следы деятельности людей: предметы материальной культуры, памятники письменности, идеологии, нравов, обычаев, языка и т.д.» [Медушевская О.М. Источниковедение. М., 2007. с. 18].

Долгое время источниковедение традиционно относили к вспомогательным  историческим дисциплинам. В словаре С.И. Ожегова так и сказано, что источниковедение - «вспомогательная наука о методах изучения и использования исторических источников» [Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2008. с. 549.]. Однако это не совсем так. Принимая во внимание специфический предмет и задачи изучения источниковедения, следует признать, что эта область исторического знания относится к научно-исторической методологии. Современные специалисты начинают осознавать этот важный момент. Примером может служить позиция авторов одного из учебных пособий по источниковедению И.Н. Данилевского, В.В. Кабанова, О.М. Медушевской, М.Ф. Румянцевой: «Источниковедение складывалось как особая дисциплина прежде всего в рамках методологии исторического исследования, поскольку именно историческая наука систематически использует для познания исторические источники». [Источниковедение:Теория. История. Метод. Источники российской истории / М.Н. Данилевский, В.В. Кобанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. - М.: Российский гос. Гуманит. ун-т, 1998. с. 45. ]

По мнению этих специалистов, источниковедение - это особый метод  познания реального мира.

Одни исторические источники  представляют собой часть отошедшей  в прошлое реальности, ее реликты (орудия труда, монеты, археологические  памятники, культовые здания, грамоты, хартии, соглашения и т.п.). Другие сообщают о прошлом, описывая, оценивая, изображая его (летописи, хроники, художественные произведения, воспоминания, дневники, наставления и пр.).

Первые принято называть остатками, дающими непосредственную информацию об исторических событиях, вторые - преданиями, сообщающими о  них опосредованно, сквозь призму сознания повествователя.

Любой источник является продуктом  социальной деятельности людей. Любой  источник субъективен, ибо отражает прошлое в форме личных, субъективных образов. Но вместе с тем он представляет собой форму отражения объективного мира, эпох, стран и народов в их реальном историческом бытии. В этом смысле исторические источники могут рассматриваться как основа познания исторической действительности, дающая возможность реконструировать события и явления социальной жизни прошлого.

Значит ли это, что исторические явления и события предстают  перед историком «в готовом виде»  и ему ничего не остается, как  изложить их в своих сочинениях? В первую очередь необходимо заняться поиском источников. Чтобы извлечь нужную информацию из источника, субъективно отражающего объективный мир, историку приходится соблюдать ряд условий и правил, приспосабливаться к обстоятельствам, от него не зависящим. Прежде всего, нужно определить подлинность источников, находящихся в распоряжении историка. Это требует от него чрезвычайно высокой квалификации. Необходимо знать очень многое: характер письма, писчего материала, особенности языка, его лексики и грамматических форм, специфику датировки событий и употребления метрических единиц... Но даже доказательство подлинности источника не означает, что историк может без опаски пользоваться содержащейся в нем информацией. Подлинность источника не гарантирует его достоверности. Часто извлеченные из него сведения неточны, ошибочны, ложны. Иногда причины искажения информации очевидны - достаточно, например, задуматься о том, в какой мере был осведомлен автор об описываемых им событиях или какие личные интересы преследовал, участвуя в них. Зачастую в поисках правды историку приходится проделывать скрупулезную работу, выявляя всю совокупность факторов, влиявших на достоверность сообщаемых источниками сведений. Он должен ясно представлять себе обстоятельства появления источника, личные, политические, сословные, религиозные, партийные пристрастия его создателя. Всё это важно для установления истины, без этого не пробиться к объективной основе сообщений источника о событиях.

Определение степени достоверности  и подлинности источника составляет важнейшую задачу источниковедческой критики. Трудности работы с источниками  этим, однако, не исчерпываются. Как  уже было сказано, многое от историка просто не зависит.

Начать необходимо с того, что отдельные свидетельства, имеющие  для науки огромное значение, вообще не сохранились. Часть из них содержалась  в источниках, по разным причинам до нас не дошедшим.

Но проблема состоит не только в том, что значительное число  важных материалов безвозвратно утрачено. Мышление людей прошедших эпох существенно  отличалось от мировосприятия и мировоззрения  современного человека. То, что представляется нам случайным, не имевшим серьезных  последствий, привлекало их внимание. Многие же стороны общественной жизни, кажущиеся нам чрезвычайно существенными, не нашли достойного отражения в  источниках.

Социальные стандарты  восприятия и отображения действительности были совершенно иными. Чем дальше мы уходим в глубь времен, тем сложнее становится разобраться с содержащейся в источниках информацией. Историк должен овладеть тайнами такого прочтения источника, которое учитывало бы специфику «культурного кода» эпохи и особенности личности его создателя. Только тогда станет ему доступной и так называемая ненамеренная, косвенная информация, содержащаяся практически в каждом источнике. Искусство историка - это, в частности, и искусство правильно и точно ставить вопросы к источнику.

Скажем, так называемые «покаянные книги», пенитенциалии всегда привлекались историками для характеристики целей, форм и результатов воздействия средневековой католической церкви на общество, на мирян. «Пособия» для священников, помогавшие проводить таинство исповеди, действительно дают очень много материала, позволяющего четко представить, какие сферы общественной и личной жизни находились в сфере постоянного интереса клира: «Не распевал ли ты дьявольские песни, и не участвовал ли в плясках, придуманных язычниками, которых обучил дьявол, и не пил ли ты там и не веселился ли, отбросив все благочестие и чувство любви, как бы в восторге от кончины ближнего твоего? Не гадал ли ты на книгах или на табличках, или на псалтыри и евангелиях, или на чем-то подобном? Не верила ли ты в такую невероятную вещь или не принимала в ней участия, что якобы существует женщина, которая посредством дурных дел и заклинаний способна изменять ум людей, а именно от ненависти к любви и от любви к ненависти?» Вместе с тем они содержат богатейшую ненамеренную информацию о повседневной жизни и духовном мире средневекового крестьянства, куда, казалось, доступ исследователю закрыт, ибо это был мир, «обычно скрываемый официальным христианством».             Понятно, что каждый источник нуждается в глубоком индивидуальном изучении, учитывающем при этом необходимость комплексного исследования всех сохранившихся свидетельств о прошлом человеческого обществе. [Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1982. с. 15.]

Теперь становится возможным  дать более полное и точное определение  исторических источников. Таковыми можно  считать «все, отражающее развитие человеческого общества и являющееся основой для научного его познания, т.е. все созданное в процессе человеческой деятельности и несущее  информацию о многообразных сторонах общественной жизни». [Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2007. с. 27.]

Связывающей «исторический факт, как реальность прошлого, отраженную в источниках», и «исторический факт как результат научной интерпретации реальности прошлого, отраженной в источнике», мы выходим из сферы собственно источниковедческих проблем и вторгаемся в область иную. Здесь историк сбрасывает фартук ремесленника - он был нужен тогда, когда отделялись доброкачественные свидетельства от ложных, соскребался толстый слой искажений, мешавших прорваться к крупицам истинной и ценной информации. Уже на этом этапе историк сопоставлял, ставил вопросы, но все это делалось как бы «вчерне», в предварительном порядке, среди хаоса фактов.

После выполненной работы можно сказать, что историк становится созидателем. «Разъятая» реальность прошлого, отразившаяся в изученных им источниках, «поверяется гармонией» гипотез, концепций и выводов.

Поскольку предмет источниковедение предполагает работу с самыми разными  историческими источниками, то эта  область исторической науки прибегает  к достижениям так называемых вспомогательных исторических дисциплин, которые, в свою очередь, нацелены на узко определенную работу с отдельными методами исторических источников. [Бельчиков Н.Ф. Литературное источниковедение. М., 1983. с. 32:]

· палеография - изучает видоизмененность букв по разным историческим эпохам и странам, а также занимается изучением рукописей, в основном их внешней стороны (способы написания и формы букв);

· сфрагистика - изучает печати;

· дипломатика - изучает исторические документы, акты, грамоты, определяет их происхождение, даты, подлинность и  степень достоверности;

· эпиграфика - изучает древние  неписьменные надписи;

· нумизматика - изучает монеты и медали как памятники истории  и культуры;

· метрология - описывает  и изучает различные системы  мер и весов, а также способы  определения их образцов.

Можно подвести итог.  Исторические источники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события. Любой источник является продуктом социальной деятельности людей. Определение степени достоверности и подлинности источника составляет важнейшую задачу источниковедческой критики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бельчиков Н.Ф. Литературное источниковедение. М., 1983. с. 32:
  2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1982. с. 15.
  3. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории / М.Н. Данилевский, В.В. Кобанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. - М.: Российский гос. Гуманит. ун-т, 1998. с. 45
  4. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2007. с. 27.
  5. Медушевская О.М. Источниковедение. М., 2007. с. 18
  6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие исторического источника