Порядок формирования и удостоверения номенклатур дел
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 18:52, реферат
Описание работы
Номенклатура дел является важнейшим документом, применяемым в организации делопроизводства. Она представляет собой оформленный в установленном порядке систематизированный перечень заголовков дел с указанием сроков хранения. Номенклатура дел предназначена для: классификации документов; порядка формирования дел в делопроизводстве; учета дел;
Содержание работы
Введение 1. Понятие номенклатуры дел 2. Порядок формирования и удостоверения номенклатур дел 2.1. Формирование номенклатуры дел 2.1.1. Общие требования 2.1.2. «Индекс дела» 2.1.3. «Заголовок дела (тома, части)» 2.1.4. «Количество дел (томов, частей)» 2.1.5. «Срок хранения дела (тома, части) и номера статей по перечню» 2.1.6. «Примечание» 2.2. Удостоверения номенклатуры дел Заключение Список литературы
В заголовках дел, содержащих
распорядительные документы одной разновидности,
название последней указывают во множественном
числе. Название организации – автора
документа записывают кратко или указывают
ее общее видовое название (завод, институт,
инспекция, лаборатория и т.п.). Например:
«Приказы директора института
о приеме, перемещении и увольнении сотрудников»;
«Приказы директора ООО «Фармацевт»
по основной деятельности».
Если ожидается, что дело будет
состоять из нескольких томов (частей),
и содержание его будет уточняться в процессе
управленческой и производственной деятельности,
то к нему составляют общий заголовок.
При необходимости в заголовок
дела в конце года можно вносить дополнения
и уточнения (проставить номера документов,
даты, географические названия, уточнить
тематику и т.п.).
В заголовках дел, содержащих
переписку, указывают название корреспондента
и вопрос, по которому она ведется. Если
корреспондентов несколько, то можно указать
одного или двух – основных. Возможен
вариант и без указания корреспондентов.
Например:
«Переписка с АО «Двигатель»
о поставке продукции»;
«Переписка с АО «Двигатель»
и др. предприятиями о ремонте оборудования»;
«Переписка об организации
совещаний, семинаров, обмене опытом и
научно-технической пропаганде».
В делах, содержащих плановую
и отчетную документацию, указывают период
(месяц, квартал, год), на (за) который составлен
данный документ. Например:
«План научно-исследовательской
работы института на 1 квартал 2002 года»;
«Отчет о проведении научно-исследовательских
работ института за 1 квартал 2002 года».
Важным этапом работы является
систематизация заголовков дел. В настоящее
время в номенклатурах организаций преобладает
принцип систематизации дел в соответствие
с утвержденной структурой организации[6].
Названия разделов номенклатуры
при таком построении обычно соответствуют
названиям отделов, отделений, цехов, самостоятельных
лабораторий, секторов, общественных организаций
и т.п.
Первый раздел номенклатуры
соответствует подразделению документационного
обеспечения управленческой деятельности
(канцелярия, секретари и т.п.), независимо
от его места в структурной схеме организации,
так как в данном подразделении формируется
наиболее важная для организации в целом
распорядительная документация (уставы,
положения, протоколы, приказы и т.п.).
В пределах подразделений заголовки
располагают в соответствии степенью
важности документов и их взаимосвязью.
В начале располагают дела с организационно-распорядительной
документацией, затем с планово-отчетной.
Заголовки, требующие систематизации
по географическому, корреспондентскому
и другим признакам, располагают по алфавиту
географических названий, фамилий, корреспондентов
и т.д.
В организациях с небольшим
объемом документооборота или имеющих
структурного деления номенклатуры строятся
в соответствии содержанием управленческих
функций и направлениями деятельности.
Например:
45 лет , где: 45 лет – срок
хранения;
204 «т.п.» 204 «т.п.» - номер статьи
по типовому перечню.
Сроки хранения в типовом и
ведомственном перечнях могут быть разными
на одни и те же документы[7].
В делопроизводстве подавляющего
большинства организаций образуется ряд
документов, сроки хранения которых перечнями
не предусмотрены. В таких случаях сроки
хранения определяют в результате совместного
решения государственной архивной службы
и Центральной экспертной комиссии (ЦЭК)
министерства (ведомства) или ЭК организации.
Вместо срока хранения по перечню в номенклатуре
проставляют срок хранения, предусмотренный
решением ЭК, а вместо номера статьи –
ссылку на решение ЭК (дату и № протокола).
2.1.4. «Количество дел (томов,
частей)»
Эту графу номенклатуры заполняют
по окончании календарного год Она предназначена
для фиксации факта заведения дел. Ее данные
используются при составлении итоговой
записи к номенклатуре о категориях и
количеств дел, заведенных в определенном
году в организации (рис. 2). В состав годовой
записи входят сведения о категориях и
количестве дел, образовавшихся в организации
в течение года, в том числе по срокам хранения
– постоянного, временного (свыше 10 лет),
временного (до 10 лет включительно, «переходящих»
и с отметкой «ЭПК»). Службы делопроизводства
и архивы используй эти данные для определения
состава и объемов образующихся ежегодно
дел что позволяет планировать мероприятия
по совершенствованию работы с документами,
определять объемы дел разных категорий,
а следовательно, перспективы использования
и расширения архивных площадей и т.п.
Периодически эти сведения
вносят в "Паспорт архива учреждения,
организации, предприятия" по состоянию
на 1 января следующего года. Паспортизация
архивов проводится под методическим
руководством местных архивных учреждений
России.
Федеральная Архивная Служба
Российской Федерации обобщает и анализирует
данные, представляемые архивными учреждениями
России, для совершенствования работы
по развитию архивного дела в стране.
2.1.5. «Срок хранения дела
(тома, части) и номера статей по
перечню»
В этой графе указывают срок
хранения дела и номера статей по перечню
(типовому, ведомственному).
В настоящее время основным
нормативным пособием при определении
сроков хранения документов в процессе
составления номенклатур и отборе документов
на государственное хранение и к уничтожению
является "Типовой перечень". Его
полное название - "Перечень типовых
документов, образующихся в деятельности
госкомитетов, министерств, ведомств и
других учреждений, организаций и предприятий,
с указанием сроков хранения"
Перечень содержит сведения
по срокам хранения типовых документов,
образующихся при документировании управленческой,
научно-технической и производственной
деятельности, в большинстве организаций.
Действующим ныне является
также ряд ведомственных перечней, разработанных
в 1970-1980 годах большинством министерств
и ведомств на основе типовых общегосударственных
перечней. Например:
"Перечень документов
со сроками хранения Министерства
связи РФ, министерств связи союзных
республик и подведомственных
им организаций и предприятий
связи"
Ведомственные перечни дополняют
и конкретизируют состав документов для
определенных отраслей, устанавливают
сроки хранения специфических, свойственных
конкретной отрасли, документов.
При определении сроков хранения
документов и дел целесообразно использовать
типовой и ведомственный (при его наличии)
перечни. При этом за основу в каждом конкретном
случае принимают один из перечней (как
правило, ведомственный).
На первом листе номенклатуры
к наименованию графы 4 дают ссылку 1 на
полное название и исходные данные перечней,
используемых в номенклатуре. Напротив
дел, статьи к которым используют выборочно,
в графе 4, рядом с номером статьи по перечню,
проставляют условное обозначение перечня,
статьи которого используют выборочно[8].
Например:
5 лет__________
протокол ЭК
от 06.04.2002 № 1
Как показывает практика работы
по экспертизе ценности документов, сроки
хранения отдельных категорий документов
(в частности, финансовой, первичной отчетно-бухгалтерской
документации) за последнее десятилетие
значительно возросли. Об этом свидетельствует
ряд совместных решений, принятых государственной
архивной службой и государственной налоговой
инспекцией России.
При определении сроков хранения
подобной документации организациям необходимо
руководствоваться распоряжениями вышестоящих
органов. В таких случаях в графе 4 следует
давать ссылку на соответствующий распорядительный
документ, в котором зафиксирован срок
хранения документов данной группы.
2.1.6. «Примечание»
В графу 5 вносят сведения о
«переходящих» делах, об утрате, об уничтожении
дел, о передаче дел в другие структурные
подразделения или организации. В данной
графе при необходимости можно указывать
фамилии, ответственных за формирование
и ведение какой-либо группы или отдельно
взятого дела, проставлять отметки о заведении
дел, о включении новых дел, о переносе
информации по документам, содержащимися
в деле, на машинные носители и т.д.
В этой графе также дают ссылки
на решения ЭК.
2.2. Удостоверения номенклатуры
дел
Процедура формирования и удостоверения
номенклатуры дел складывается из нескольких
этапов:
- определение круга документов
для включения в номенклатуру;
- составление заголовков
(наименований) дел;
- разработка классификационной
схемы номенклатуры, т.е. порядка
расположения дел;
- определение сроков хранения
дел;
- определение системы
индексации и установления индексов
дел;
- оформление и удостоверение
номенклатуры дел.
Определение круга документов
для включения в номенклатуру. Основное
требование к номенклатуре – охват всех
документов, образующихся в процессе деятельности
организации. При этом должна учитываться
документация, как создаваемая в самой
организации, так и получаемая от других
организаций и лиц, включая регистрационные
карточки, журналы учета, различные картотеки[9].
В номенклатуру должны быть
внесены и документы временно действующих
комиссий, групп, созданных для решения
какой – либо конкретной задачи, документы
общественных организаций.
В номенклатуру дел включаются
также документы, не оконченные делопроизводством,
которые поступили из других организаций
для продолжения или окончания решения
вопроса; дела по вопросам, продолжающиеся
более одного года (так называемые переходящие
дела). Они вносятся в номенклатуру каждого
года на протяжении всего срока решения
вопроса. В течение года номенклатура
может быть дополнена делами, образовавшимися
после начала года в результате появления
в деятельности организации новых вопросов.
Для таких дел в конце каждого раздела
номенклатуры предусматривается несколько
резервных номеров.
Не включаются в номенклатуру
печатные издания (сборники, справочники
и т.д.).
Составление заголовков дел.
Это самая сложная часть работы при составлении
номенклатуры дел.
Заголовок дела должен в обобщенной
форме кратко, четко и однозначно отражать
основное содержание документов комплекса,
так как именно по заголовку дела производится
поиск документов. Заголовок содержит
указание на род заводимого дела (дело,
документы, переписка) или название вида
документа (приказы, акты и др.), уточняющие
данные о содержании документов, корреспондентов,
датах, а также указание подлинности, копийности
и т.д. В заголовках дел не употребляются
формулировки типа «Разные материалы»,
«Общая переписка» и т.д.
Степень конкретизации, детализация
наименований дел должна определяться
в каждом конкретном случае и обеспечивать
наиболее благоприятные условия для работы
с документами в делопроизводстве и быстрого
поиска необходимой информации.
Понятие дело употребляется
в заголовках судебных, следственных,
личных, арбитражных и других дел, содержащих
различные по видам документы, связанные
последовательностью делопроизводства
по одному конкретному вопросу. Например:
«Дело о выделении средств на ремонт краеведческого
музея г. Бологое», «Дело об организации
довузовской подготовки в АГТУ».
При заведении личных дел фамилия,
имя, отчество лица, на которое заводится
дело, указываются в именительном падеже.
Термин документы употребляют
в заголовках дел, содержащих документы
по одному и тому же вопросу, но не связанных
последовательностью его решения, или
документы, являющиеся приложением к какому-либо
другому документу. В этом случае в конце
заголовка в скобках перечисляются основные
виды документов. Например, «Документы
о строительстве нового учебного корпуса
Университета (утвержденные сметы расходов,
планы работ, финансовый отчёт, докладные
записки, акты приема работ)»; «Документы
к протоколам заседания Коллегии за 1 квартал
2002 года (проекты решений, справки, обзоры,
планы)».
Использование термина материалы
и документальные материалы не предусмотрены
государственным терминологическим стандартом[10].
В наименованиях дел, содержащих
переписку, уточняют с кем и по какому
вопросу она ведется. Однако при указании
корреспондента нужно учитывать следующее:
если переписка ведется с одним
корреспондентом, его указывают в заголовке
дела, например, «Переписка с фирмой «Флайт–тур»
о выполнении контракта по обеспечению
жителей города загранпутёвками»;
если в деле сгруппирована переписка
с однородными корреспондентами, их название
в заголовке дела дается обобщённо, например:
«Переписка с рекламными Агентствами
региона об изготовлении и выпуске различных
видов реклам»;
если однородные корреспонденты
находятся на одной определённой территории
(край, область, регион), целесообразно
в её заголовке это отразить, например,
«Переписка с юношескими спортивными
клубами городов Поволжья об участии в
турнирах, олимпиадах, спартакиадах и
чемпионатах».
В случае переписки с разнородными
корреспондентами в заголовках дела они
не выносятся, а указывается лишь вопрос,
например: «Переписка об организации международной
конференции «Женщины и бизнес».
Свои особенности имеют заголовки
дел, содержащих распорядительную, плановую
и отчётную документацию.
При группировке в деле распорядительных
документов и протоколов в заголовке указывают
вид документа, автор и год, например: «Приказы
ректора Университета по УР за 2001 г.», «Протоколы
заседаний Совета директоров за 2001 г.».
Заголовки дел, содержащих плановые или
отчётные документы, должны включать указание
на вид и характер документов, их периодичность:
«Годовой отчёт о научно-исследовательской
деятельности Университета», отчёты об
отгрузке товаров».
В заголовке дела, содержащего
статистические формы, указываются названия
форм, их номер или шифр: «Годовой отчёт
по отдельным показателям финансовой
деятельности предприятия (по форме 10-ф)».
Разработка классификационной
схемы. После составления заголовков дел
проводится их систематизация, т.е. определяется
порядок расположения заголовков в номенклатуре
дел. Он основан на учёте организационно-структурного
построения аппарата управления и выполняемых
ими функций.