Порядок регистрации, контроля и ревизии в системе министерского делопроизводства второй половины xix века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 22:15, контрольная работа

Описание работы

Новая система управления - министерская, основанная на принципе единоначалия, зародилась в недрах старой коллежской системы: в коллегиях конца XVIII в. президенты имели более широкие права, чем ранее. Создание министерств с единолично управляющими министрами было необходимо для более гибкой и оперативной системы управления. Коллегиальный принцип принятия решений не был исключен вовсе из новой системы: сначала коллегии ввели в состав вновь созданных министерств; позже при министрах создали советы, имевшие статус коллегиального совещательного органа. Тем не менее, отношение к министрам как к единоличным исполнителям воли царя и определило делопроизводство министерств как «исполнительное»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………......
3
Порядок регистрации документов…….....................................................….
7
Ревизия дел……………………………….......................................................
9
Контроль в системе министерского делопроизводства............................
11
Заключение…………………………………………………………………………..
13
Список использованных источников и литературы ……………………………..
18

Файлы: 1 файл

организация ДП в центральных учреждениях России 19 века тит лист контрольная работа №2.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Последняя стадия «производства дел» по «Общему учреждению министерств» - отчеты. Законом устанавливалось три вида отчетов: отчеты в суммах, отчеты в делах и отчеты в «видах и предположениях».

«Отчеты в суммах»  являлись финансовыми отчетами и  предполагали исполнение сметы министерства, т.е. денежные вопросы. За законностью распорядительных и исполнительных действий «по приходу, расходу и хранением капиталов» подотчетных учреждений осуществлял наблюдение Государственный контроль. Необходимость правительственного контроля над государственным хозяйством, который бы заключался, прежде всего, в «полной и самостоятельной проверке движения капиталов», в проверке действий, как исполнителей, так и распорядителей, предопределяла востребованность функций Государственного контроля.

«Отчеты в делах - отчетами о деятельности и представлялся как годовой отчет о состоянии управления в отведенной министерству отрасли. Составление данного отчета поручалось департаментам, из чьих отчетов «складывался» общий отчет «под особенным руководством министра»5. Отчеты готовились отделениями, каждым по своему направлению, затем обобщались в департаментах. На основе отчетов департаментов директор канцелярии составлял сводные отчеты по министерству7. В ст. 144 Учреждения министерств в Своде законов Российской империи (изд. 1900 г.) указывается, что общий отчет о делах министерства представляется непосредственно Его Императорскому Величеству.

Кроме указанных общих  отчетов каждый министр представлял  непосредственно на Высочайшее усмотрение особый отчет. Это отчет «о видах и предложениях» к усовершенствованию каждой части управления, которые представляли собой планы работы на следующий год. Такие отчеты предполагали обязанность каждого министра представить на высочайшее одобрение план будущего управления и регулярно отчитываться (в назначенное время) об исполнении этого плана с предложениями о необходимых изменениях и дополнениях. Это была своего рода политическая программа министра. Составленный министром план оставался у Государя для осуществления текущего контроля за его исполнением.6

Все указанные три  вида отчетности являлись средством  «надзора за деятельностью министерств», средством наблюдения за подчиненным  императору управлением и совершенствованием (развитием) вверенной каждому из министерств отрасли. Данная отчетность была и своеобразным критерием оценки управленческой деятельности министров, а также основанием ответственности последних перед государем императором за выполнение своих обязанностей, поскольку вопросы отставки, привлечения к ответственности, так же как и вопросы назначения были полностью в компетенции царя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Окончательно единоличное  министерское начало победило лишь с  изданием 28 января 1811г. «Общего учреждения министерств» - законодательного акта, определившего всю систему министерского устройства, включая их делопроизводство и систему взаимоотношений с другими учреждениями и лицами. В соответствии с этим актом увеличилось число министерств, и произошли некоторые изменения в перераспределении дел между ними.

Процесс регистрации был сложным. Поступившие документы регистрировались на всех ступенях движения: в канцелярии министерства, в департаменте, отделении.

Впервые в истории  российского делопроизводства появляется этап – ревизия дел – это  проверка ведения дел в министерствах и абсолютно самостоятельный этап делопроизводства. Ревизия дел была функцией начальников и директоров департаментов, а в губерниях – администрации губернатора.

Министры и их министерства являлись объектами надзора со стороны  вышестоящих инстанций и отвечали за работу «подчиненных им мест», будучи в то же время субъектами контроля. Кроме того, министры были субъектами юридической ответственности за совершаемые преступления.

Министерское делопроизводство стремится к созданию эффективной  системы контроля, а также унификации и стандартизации всех процедур принятия решения, а значит, и их документирования. Здесь преобладают вертикальные документопотоки, основную часть которых составляют распорядительные документы — приказы, указания, распоряжения и проч., фиксирующие персональную ответственность за принятие и реализацию решений.

Несмотря на существенные изменения, которые претерпела система  министерского делопроизводства, особенно в начальный период своего становления, к концу XIX в. жизнь требовала более гибких форм делопроизводства и его ускорения. Для быстро меняющихся общественных отношений система министерского делопроизводства продолжала оставаться громоздкой и неповоротливой, несмотря на то, что в последней трети XIX в. сначала в делопроизводстве военного ведомства, а затем и в гражданских министерствах и учреждениях начинают использоваться пишущие машинки. Их появление стало поистине революционным шагом в документировании деятельности учреждений. Оно ускорило все письменные работы канцелярии, позволило одновременно изготавливать несколько копий документов, существенно сократив объем рукописных работ. Более того, машинописный текст приобрел более компактную форму, за счет чего сократился объем документов7.

Эпоха министерского  делопроизводства сформировала современное делопроизводство.

В XIX в. появилась литература по делопроизводству. Большое значение приобрели письмовники (учебно-методические пособия по письмоводству, где содержались  сборники образцов документов), была заложена современная научно-методическая база по делопроизводству, начинают закладываться основы отраслевых систем документации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

    1. Голикова Н. Б. Кисляева Л. Г. Система государственного управления XIX века. // Очерки русской культуры XIX века. – М.: Изд. МГУ, 2002 – Ч.2
    2. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система Гарант, 2008
    3. Ерошкин Н.П. история государственных учреждений России. М. 1968
    4. Ильюшенко М. П. История делопроизводства в дореволюционной России. – М.: Российский Государственный Гуманитарный Университет, 2003
    5. Илюшенко М.П. Регистрация документов в России (XVI-  н. XX века)// Делопроизводство. 2008. №2.
    6. Илюшенко М.П. История делопроизводства в России (до 1917 г.): Учебное пособие. М. 2007.
    7. Ст.198 Общего учреждения министерств от 25 июня 1811 года/Министерская система Российской империи: к 200-летию министерств в России. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН),2007. - С.58
    8. Литвак Б. Г. О закономерностях эволюции делопроизводственной документации в XIX веке. // Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. – М.: Наука, 1984
    9. Мазур Л.Н. Бюрократические циклы государственности в XVIII-XX вв. и эволюция системы делопроизводства// Делопроизводство. 2011. №№ 1-2.

1  Голикова Н. Б. Кисляева Л. Г. Система государственного управления XIX века. // Очерки русской культуры XIX века. – М.: Изд. МГУ, 2002 – Ч.2 – С.44 - 109.

2  Голикова Н. Б. Кисляева Л. Г. Система государственного управления XIX века. // Очерки русской культуры XIX века. – М.: Изд. МГУ, 2002 – Ч.2 – С.44 - 109.

3  Ильюшенко М. П. История делопроизводства в дореволюционной России. – М.: Российский Государственный Гуманитарный Университет, 2003 – С.35 – 49.

4 Илюшенко М.П. История делопроизводства в России (до 1917 г.): Учебное пособие. М. 2007.

5Ст.198 Общего учреждения министерств от 25 июня 1811 года/Министерская система Российской империи: к 200-летию министерств в России. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН),2007. - С.58

6 Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система Гарант, 2008

7Литвак Б. Г. О закономерностях эволюции делопроизводственной документации в XIX веке. // Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. – М.: Наука, 1984 – С.52.


Информация о работе Порядок регистрации, контроля и ревизии в системе министерского делопроизводства второй половины xix века