Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 22:15, контрольная работа
Новая система управления - министерская, основанная на принципе единоначалия, зародилась в недрах старой коллежской системы: в коллегиях конца XVIII в. президенты имели более широкие права, чем ранее. Создание министерств с единолично управляющими министрами было необходимо для более гибкой и оперативной системы управления. Коллегиальный принцип принятия решений не был исключен вовсе из новой системы: сначала коллегии ввели в состав вновь созданных министерств; позже при министрах создали советы, имевшие статус коллегиального совещательного органа. Тем не менее, отношение к министрам как к единоличным исполнителям воли царя и определило делопроизводство министерств как «исполнительное»
Введение…………………………………………………………………………......
3
Порядок регистрации документов…….....................................................….
7
Ревизия дел……………………………….......................................................
9
Контроль в системе министерского делопроизводства............................
11
Заключение…………………………………………………………………………..
13
Список использованных источников и литературы ……………………………..
18
Последняя стадия «производства дел» по «Общему учреждению министерств» - отчеты. Законом устанавливалось три вида отчетов: отчеты в суммах, отчеты в делах и отчеты в «видах и предположениях».
«Отчеты в суммах» являлись финансовыми отчетами и предполагали исполнение сметы министерства, т.е. денежные вопросы. За законностью распорядительных и исполнительных действий «по приходу, расходу и хранением капиталов» подотчетных учреждений осуществлял наблюдение Государственный контроль. Необходимость правительственного контроля над государственным хозяйством, который бы заключался, прежде всего, в «полной и самостоятельной проверке движения капиталов», в проверке действий, как исполнителей, так и распорядителей, предопределяла востребованность функций Государственного контроля.
«Отчеты в делах - отчетами о деятельности и представлялся как годовой отчет о состоянии управления в отведенной министерству отрасли. Составление данного отчета поручалось департаментам, из чьих отчетов «складывался» общий отчет «под особенным руководством министра»5. Отчеты готовились отделениями, каждым по своему направлению, затем обобщались в департаментах. На основе отчетов департаментов директор канцелярии составлял сводные отчеты по министерству7. В ст. 144 Учреждения министерств в Своде законов Российской империи (изд. 1900 г.) указывается, что общий отчет о делах министерства представляется непосредственно Его Императорскому Величеству.
Кроме указанных общих отчетов каждый министр представлял непосредственно на Высочайшее усмотрение особый отчет. Это отчет «о видах и предложениях» к усовершенствованию каждой части управления, которые представляли собой планы работы на следующий год. Такие отчеты предполагали обязанность каждого министра представить на высочайшее одобрение план будущего управления и регулярно отчитываться (в назначенное время) об исполнении этого плана с предложениями о необходимых изменениях и дополнениях. Это была своего рода политическая программа министра. Составленный министром план оставался у Государя для осуществления текущего контроля за его исполнением.6
Все указанные три
вида отчетности являлись средством
«надзора за деятельностью министерств»,
средством наблюдения за подчиненным
императору управлением и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Окончательно единоличное министерское начало победило лишь с изданием 28 января 1811г. «Общего учреждения министерств» - законодательного акта, определившего всю систему министерского устройства, включая их делопроизводство и систему взаимоотношений с другими учреждениями и лицами. В соответствии с этим актом увеличилось число министерств, и произошли некоторые изменения в перераспределении дел между ними.
Процесс регистрации был сложным. Поступившие документы регистрировались на всех ступенях движения: в канцелярии министерства, в департаменте, отделении.
Впервые в истории российского делопроизводства появляется этап – ревизия дел – это проверка ведения дел в министерствах и абсолютно самостоятельный этап делопроизводства. Ревизия дел была функцией начальников и директоров департаментов, а в губерниях – администрации губернатора.
Министры и их министерства являлись объектами надзора со стороны вышестоящих инстанций и отвечали за работу «подчиненных им мест», будучи в то же время субъектами контроля. Кроме того, министры были субъектами юридической ответственности за совершаемые преступления.
Министерское делопроизводство стремится к созданию эффективной системы контроля, а также унификации и стандартизации всех процедур принятия решения, а значит, и их документирования. Здесь преобладают вертикальные документопотоки, основную часть которых составляют распорядительные документы — приказы, указания, распоряжения и проч., фиксирующие персональную ответственность за принятие и реализацию решений.
Несмотря на существенные
изменения, которые претерпела система
министерского
Эпоха министерского делопроизводства сформировала современное делопроизводство.
В XIX в. появилась литература по делопроизводству. Большое значение приобрели письмовники (учебно-методические пособия по письмоводству, где содержались сборники образцов документов), была заложена современная научно-методическая база по делопроизводству, начинают закладываться основы отраслевых систем документации.
Список использованных источников и литературы
1 Голикова Н. Б. Кисляева Л. Г. Система государственного управления XIX века. // Очерки русской культуры XIX века. – М.: Изд. МГУ, 2002 – Ч.2 – С.44 - 109.
2 Голикова Н. Б. Кисляева Л. Г. Система государственного управления XIX века. // Очерки русской культуры XIX века. – М.: Изд. МГУ, 2002 – Ч.2 – С.44 - 109.
3 Ильюшенко М. П. История делопроизводства в дореволюционной России. – М.: Российский Государственный Гуманитарный Университет, 2003 – С.35 – 49.
4 Илюшенко М.П. История делопроизводства в России (до 1917 г.): Учебное пособие. М. 2007.
5Ст.198 Общего учреждения министерств от 25 июня 1811 года/Министерская система Российской империи: к 200-летию министерств в России. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН),2007. - С.58
6 Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система Гарант, 2008
7Литвак Б. Г. О закономерностях эволюции делопроизводственной документации в XIX веке. // Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. – М.: Наука, 1984 – С.52.