Правила получения, обработки, хранения и передачи персональных данных государственных служащих. Защита персональных данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие вопросов, связанных с правовым регулированием сбора, хранения, передачи и использования персональных данных в РФ.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
- изучить обработку персональных данных работника;
- рассмотреть хранение и использование персональных данных работника;
- исследовать защиту персональных данных государственного служащего.

Содержание работы

Введение
1. Обработка персональных данных работника
2. Хранение и использование персональных данных работника
3. Защита персональных данных государственного служащего
Заключение
Список использованных нормативных правовых актов и литературы

Файлы: 1 файл

ЗащитаПерсональныхДанныхГосслужащих(КР)Миша7.03.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА  И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина:

Кадровое делопроизводство и информационные технологии

Тема:

Правила получения, обработки, хранения и передачи персональных данных государственных служащих. Защита персональных данных

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент

 

 группы

 

Ф. И.О.

ПРОВЕРИЛ:

 

ученая степень, звание

 

Ф. И.О.

Оценка

 

Подпись

 

«

 

»

 

2014г.


 

 

 

 

Барнаул 2014

Содержание

 

Введение

1. Обработка персональных  данных работника

2. Хранение и использование  персональных данных работника

3. Защита персональных  данных государственного служащего

Заключение

Список использованных нормативных правовых актов и литературы

3

5

9

15

25

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время Россия является активным участником международного информационного обмена, что сделало задачу защиты частной жизни граждан от контроля со стороны государства, коммерческих организаций и преступного мира особенно актуальной. Правовой режим защиты персональных данных работника в современных условиях приобретает актуальное значение в виду того, что российским законодательством, и, прежде всего Конституцией РФ провозглашен принцип невмешательства в частную жизнь лица, который предполагает предоставление каждому члену общества гарантированной государством возможности контролировать сбор и обработку информации о его частной жизни.

В связи с этим работодатели могут получать от работников информацию только в добровольном порядке и строго ограниченную целями, определенными в законодательстве. Появление главы 14 в Трудовом Кодексе Российской Федерации (далее ТК РФ)1 свидетельствует о том, что законодателем была осознана необходимость защиты персональных данных работника. Несмотря на то, что правовая база, регулирующая обращения с персональными данными работника, достаточно обширна (включает ст. 23, 24 Конституции РФ2; глава 14 ТК РФ; Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»3; Федеральный закон «О персональных данных»4 и отдельные положения иных нормативных актов), законодатель не дает ответов на целый ряд вопросов.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в современных социально-экономических условиях в связи с формированием в стране рыночной экономики и обострением социальных проблем роль защиты персональных данных работника значительно возрастает. В литературе по трудовому праву вопросы охраны персональных данных работника уже подвергались научному анализу, однако в настоящее время все еще остается потребность в изучении этого института, что и предопределило выбор темы курсовой работы.

Объектом данного исследования выступают общественные отношения, связанные с оборотом персональных данных работника.

В качестве предмета данной работы является совокупность нормативных правовых актов, определяющих понятие и виды персональных данных, условия и принципы их обработки, правовое положение субъектов, участвующих в обороте персональных данных, а также место персональных данных в системе информации ограниченного доступа; материалы судебной и иной правоприменительной практики по исследуемой теме.

Целью данной работы является раскрытие вопросов, связанных с правовым регулированием сбора, хранения, передачи и использования персональных данных в РФ.

Для достижения указанной цели определены следующие задачи:

- изучить обработку персональных данных работника;

- рассмотреть хранение и использование  персональных данных работника;

- исследовать защиту персональных данных государственного служащего.

Над изучением данного института трудового права работали такие ученые как Борисова С.А., Вельдер И.А., Кухаренко Т.А., Лушников А.М., Новичкова Ю. В., Соколова О.С., Цыганов А., Шнайдер С.   и другие.

 

 

 

 

1. Обработка персональных  данных работника

 

Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации" установлен порядок обработки персональных данных без использования средств автоматизации.

Так, п. 1 ст. 86 ТК РФ требует, чтобы обработка персональных данных работника осуществлялась исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества. Аналогичным образом решается вопрос о целях сбора персональных данных и в системе государственной службы.

Первое из таких требований гласит, что обработка персональных данных гражданского служащего осуществляется в целях обеспечения соблюдения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содействия гражданскому служащему в прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации, в обучении и должностном росте, обеспечения личной безопасности гражданского служащего и членов его семьи, а также в целях обеспечения сохранности принадлежащего ему имущества и имущества государственного органа, учета результатов исполнения им должностных обязанностей»5.

В Трудовом кодексе Российской Федерации объем и характер персональной информации о работнике, которую работодатель должен получить, определяются ст. 65, которая устанавливает перечень документов, представляемых гражданином работодателю при поступлении на работу, и запрещает требовать от лица, поступающего на работу, иные документы помимо предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.

 «Пункт 3 ст. 86 ТК РФ обязывает работодателя получать все персональные данные работника у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие на это. При этом работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных о нем, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение»6.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что работодатель обязан разработать такой локальный нормативный акт, а также ознакомить работников с ним под роспись.

 «Информация о работнике в ряде случаев может быть получена работодателем от третьих лиц без участия и инициативы в этом как работодателя, так и работника. Работодатель обязан дать ответ на этот запрос, но в соответствии с требованиями трудового права должен проинформировать работника о поступившем запросе, ознакомить его под подпись с документами, направляемыми работодателем по запросу суда и других органов»7.

Пункт 5 ст. 86 ТК РФ фактически дополняет содержание п. 2 и 4 ст. 86, устанавливая, что работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

 Например, работодатель должен  получить информацию о членстве  работника в профсоюзе и о  его профсоюзной деятельности  при рассмотрении его в качестве  кандидата на увольнение в связи с сокращением численности или штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), поскольку ст. 82 ТК РФ в этом и некоторых других случаях обязывает работодателя получить мотивированное мнение выборного профсоюзного органа относительно его увольнения. Также увольнение руководителей выборных профсоюзных органов и их заместителей по ряду оснований допустимо только с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа (ст. 373 ТК РФ).

 «Пункт 6 ст. 86 ТК РФ закрепляет правило, в соответствии с которым при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения»8.

 Под автоматизированной обработкой персональных данных понимаются операции, полностью или частично осуществляемые с применением автоматизированных средств. Информация при автоматизированной обработке может храниться в виде разрозненных, относительно самостоятельных блоков, компьютерных файлов. Кроме того, она в большей мере, чем информация, содержащаяся на бумажном носителе, доступна для неправомерного постороннего внедрения и несанкционированной корректировки, подвержена риску повреждения в результате сбоя в компьютерной программе.

Таким образом, работодателю следует организовать места хранения персональных данных (материальных носителей), установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ.

Пункт 7 ст. 86 ТК РФ устанавливает, что защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами.

Пункт 8 ст. 86 ТК РФ требует, чтобы работники и их представители были ознакомлены под подпись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

 Такими документами, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников у конкретного работодателя, могли бы быть Положение или Инструкция, принятые в виде самостоятельного локального нормативно-правового акта либо в виде приложения к коллективному договору. Однако, как свидетельствует практика кадровой работы, во многих крупных организациях, не говоря уже о субъектах малого предпринимательства и работодателях — физических лицах, таких документов нет. Учитывая это, было бы целесообразно установить наиболее важные правила обработки персональных данных работников федеральным актом, например, постановлением Правительства РФ.

 Пункт 9 ст. 86 ТК РФ среди общих  требований, подлежащих учету при  обработке персональных данных  работника, устанавливает требование, согласно которому «работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны».

Наконец, последний п. 10 ст. 86 ТК РФ устанавливает: «Работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников».

 Данный пункт сам по себе, как и предыдущий, представляется призывом, обращенным к работодателю и работникам, чтобы они сотрудничали и совместно вырабатывали меры по защите персональных данных работников. Каждый отдельный работник вряд ли сможет внести вклад в реализацию этого призыва.

Согласно ст. 10 Закона о персональных данных обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается, если субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных.

Таким образом, в положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемых без использования средств автоматизации, утверждено постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 6879. обработка персональных данных, содержащихся в информационной системе персональных данных либо извлеченных из такой системы, считается осуществленной без использования средств автоматизации (неавтоматизированной), если такие действия с персональными данными, как использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных в отношении каждого из субъектов персональных данных, осуществляются при непосредственном участии человека.

Требования, предъявляемые к работодателю по поводу обработки персональных данных работника, не ограничиваются нормами о передаче информации внутри организации и за ее пределами. Конкретные права и обязанности работника и работодателя раскрываются при анализе содержания правоотношения по защите персональных данных.

 

2. Хранение и  использование  персональных данных  работника 

 

«Установленные в ст. 86 ТК РФ общие требования при обработке персональных данных работника призваны обеспечивать безопасное хранение и использование работодателем конфиденциальной информации о работниках. Основное назначение этих требований - обеспечение соблюдения конституционных прав работников на неприкосновенность персонифицированных сведений о них. Эти общие требования работодатель должен знать и учитывать прежде всего при разработке правил их получения, обработки, хранения, использования, передачи третьим лицам»10.

Информация о работе Правила получения, обработки, хранения и передачи персональных данных государственных служащих. Защита персональных данных