Принципы государственного регулирования и саморегулирования предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Роль малого и среднего предпринимательства с каждый годом становится все более актуальной. Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленно на систематическое получение прибыли от производства или продажи товаров, оказания услуг.
В последние время в нашей стране предпринимаются действия по развитию, совершенствованию предпринимательства.
Так же, функционирование малых предприятий невозможно представить без саморегулирования. Саморегулирование опирается на законодательстве и является одним из легитимных способов самоорганизации предпринимателей и защиты их законных прав и интересов.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
Государственное регулирование. Понятие, задачи, функции ........................... 4
Цель государственного регулирования………………………………………….7
Функции государственного регулирования……………………………………..8
Методы государственного регулирования………………………………………9
Саморегулирование. Понятие, функции……………………………………….12
Функции саморегулирования…………………………………………………...14
Преимущества саморегулирования…………………………………………….16
Недостатки саморегулирования ………………………………………………..17
Условия эффективности саморегулирования …………………………………19
Взаимодействие государственного регулирования с саморегулированием…20
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы. ………………………

Файлы: 1 файл

Принципы государственного регулирования и саморегулирования предпринимательской деятельности.docx

— 100.86 Кб (Скачать файл)

Предметом саморегулирования  является предпринимательская или  профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.

Согласно закону "О саморегулируемых организациях", под саморегулированием понимается «самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил».2 Таким образом, основной идеей введения саморегулирования является распределение функций контроля и надзора за деятельностью субъектов в определенной профессиональной сфере, а так же ответственности за их действия между государством и участниками рынка, что дает возможность минимизировать участие государства в деятельности субъектов, при сохранении ответственности бизнеса.

Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом  осуществляется на условиях объединения  субъектов предпринимательской  или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции саморегулирования

 

Саморегулируемая организация  осуществляет следующие основные функции:

  1. разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;
  2. применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
  3. образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  4. осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
  5. представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  6. организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
  7. обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.

 

Субъекты предпринимательской  деятельности могут создать саморегулируемую организацию (СРО). Законом определены общие требования к СРО:

    • СРО создается в форме некоммерческой организации;
    • объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности
    • наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами СРО;
    • обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преимущества  саморегулирования

 

  • нормы саморегулирования, как правило, гибче норм, устанавливаемых государством, легче адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, позволяют быстро заполнить имеющиеся пробелы в законодательстве;
  • участники рынка имеют больше легальных возможностей воздействовать на нормотворчество и на политику организаций саморегулирования, чем на политику государственных органов, в том числе путем выборов руководящих лиц организаций саморегулирования и "голосования ногами" (если членство в организации саморегулирования является необязательным);
  • механизмы разрешения споров обычно дешевле для сторон и занимают меньше времени, чем судебное разбирательство;
  • процедуры разрешения споров лучше адаптированы к условиям конкретной сферы и особенностям трансакций между участниками рынка, чем стандартные судебные процедуры;
  • для государства возможна экономия бюджетных средств, если определенные функции государственных органов передаются органам саморегулирования, финансируемым самим бизнесом;
  • создание организаций саморегулирования может позитивно сказываться на отношении общества к бизнесу, в том числе благодаря усилению бизнеса;
  • санкции, применяемые организациями саморегулирования, при определенных условиях вызывают меньше отторжения, чем санкции, применяемые государством (нет противостояния "хороший бизнес" - "плохое государство").

 

 

 

Недостатки саморегулирования:

 

  • требования, предъявляемые к членам организации саморегулирования, как правило, не распространяются на аутсайдеров (если только в отрасли есть аутсайдеры);
  • в случае, если членство в организации саморегулирования является формальным или неформальным условием занятия профессиональной деятельностью в определенной сфере, имеется сильная тенденция к ограничению конкуренции, созданию входных барьеров в отрасль, что может привести к повышению цен на продукцию членов организаций саморегулирования. Этот эффект может перевешивать пользу от введения саморегулирования;
  • зачастую формальные требования к членам со стороны организаций саморегулирования на практике не выполняются;
  • организации саморегулирования могут применять к нарушителям стандартов ведения деятельности только ограниченный набор санкций (предупреждение, публичное заявление о нарушении, в редких случаях штрафы, исключение). Зачастую даже этот ограниченный набор санкций практически не применяется;
  • существует определенное недоверие со стороны общества к способности бизнеса самостоятельно обеспечить регулирование определенной сферы и контроль за соблюдением установленных правил;
  • объективно существует противоречие между задачей защитить интересы собственных членов и бизнеса в целом и необходимостью действовать в интересах всего общества;
  • существование неэффективной системы саморегулирования может служить препятствием к введению эффективного государственного регулирования.

Таким образом, организации  саморегулирования обладают объективными сравнительными преимуществами в плане  обеспечения эффективного контроля поведения производителей и продавцов. Но в ряде случаев эти преимущества перевешивают недостатками. Впрочем, значительная часть недостатков может быть компенсирована путем создания специальных  механизмов в рамках организаций  саморегулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия эффективности  саморегулирования:

 

  1. Саморегулирование обязано реально поддерживать высочайшие стандарты функционирования бизнеса в предопределенной сфере, другими словами иметь созданный свод верховодил, систему контролирования за соблюдением данных верховодил и использования наказаний. 
  2. Саморегулирование не может творить преграды действенной конкурентной борьбе на рынке.
  3. Саморегулирование не может гарантировать соблюдение интересов фактически члено<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New

Информация о работе Принципы государственного регулирования и саморегулирования предпринимательской деятельности