Предметом саморегулирования
является предпринимательская или
профессиональная деятельность субъектов,
объединенных в саморегулируемые организации.
Согласно закону "О саморегулируемых
организациях", под саморегулированием
понимается «самостоятельная и инициативная
деятельность, которая осуществляется
субъектами предпринимательской или профессиональной
деятельности и содержанием которой являются
разработка и установление стандартов
и правил указанной деятельности, а также
контроль за соблюдением требований указанных
стандартов и правил».2 Таким образом, основной идеей
введения саморегулирования является
распределение функций контроля и надзора
за деятельностью субъектов в определенной
профессиональной сфере, а так же ответственности
за их действия между государством и участниками
рынка, что дает возможность минимизировать
участие государства в деятельности субъектов,
при сохранении ответственности бизнеса.
Саморегулирование в соответствии
с настоящим Федеральным законом
осуществляется на условиях объединения
субъектов предпринимательской
или профессиональной деятельности
в саморегулируемые организации.
Функции саморегулирования
Саморегулируемая организация
осуществляет следующие основные функции:
- разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;
- применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
- образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
- осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
- представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
- организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
- обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.
Субъекты предпринимательской
деятельности могут создать саморегулируемую
организацию (СРО). Законом определены
общие требования к СРО:
- СРО создается в форме некоммерческой организации;
- объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности
- наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами СРО;
- обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями.
Преимущества
саморегулирования
- нормы саморегулирования, как правило, гибче норм, устанавливаемых государством, легче адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, позволяют быстро заполнить имеющиеся пробелы в законодательстве;
- участники рынка имеют больше легальных возможностей воздействовать на нормотворчество и на политику организаций саморегулирования, чем на политику государственных органов, в том числе путем выборов руководящих лиц организаций саморегулирования и "голосования ногами" (если членство в организации саморегулирования является необязательным);
- механизмы разрешения споров обычно дешевле для сторон и занимают меньше времени, чем судебное разбирательство;
- процедуры разрешения споров лучше адаптированы к условиям конкретной сферы и особенностям трансакций между участниками рынка, чем стандартные судебные процедуры;
- для государства возможна экономия бюджетных средств, если определенные функции государственных органов передаются органам саморегулирования, финансируемым самим бизнесом;
- создание организаций саморегулирования может позитивно сказываться на отношении общества к бизнесу, в том числе благодаря усилению бизнеса;
- санкции, применяемые организациями саморегулирования, при определенных условиях вызывают меньше отторжения, чем санкции, применяемые государством (нет противостояния "хороший бизнес" - "плохое государство").
Недостатки саморегулирования:
- требования, предъявляемые к членам организации саморегулирования, как правило, не распространяются на аутсайдеров (если только в отрасли есть аутсайдеры);
- в случае, если членство в организации саморегулирования является формальным или неформальным условием занятия профессиональной деятельностью в определенной сфере, имеется сильная тенденция к ограничению конкуренции, созданию входных барьеров в отрасль, что может привести к повышению цен на продукцию членов организаций саморегулирования. Этот эффект может перевешивать пользу от введения саморегулирования;
- зачастую формальные требования к членам со стороны организаций саморегулирования на практике не выполняются;
- организации саморегулирования могут применять к нарушителям стандартов ведения деятельности только ограниченный набор санкций (предупреждение, публичное заявление о нарушении, в редких случаях штрафы, исключение). Зачастую даже этот ограниченный набор санкций практически не применяется;
- существует определенное недоверие со стороны общества к способности бизнеса самостоятельно обеспечить регулирование определенной сферы и контроль за соблюдением установленных правил;
- объективно существует противоречие между задачей защитить интересы собственных членов и бизнеса в целом и необходимостью действовать в интересах всего общества;
- существование неэффективной системы саморегулирования может служить препятствием к введению эффективного государственного регулирования.
Таким образом, организации
саморегулирования обладают объективными
сравнительными преимуществами в плане
обеспечения эффективного контроля
поведения производителей и продавцов.
Но в ряде случаев эти преимущества
перевешивают недостатками. Впрочем, значительная
часть недостатков может быть
компенсирована путем создания специальных
механизмов в рамках организаций
саморегулирования.
Условия эффективности
саморегулирования:
- Саморегулирование обязано реально поддерживать высочайшие стандарты функционирования бизнеса в предопределенной сфере, другими словами иметь созданный свод верховодил, систему контролирования за соблюдением данных верховодил и использования наказаний.
- Саморегулирование не может творить преграды действенной конкурентной борьбе на рынке.
- Саморегулирование не может гарантировать соблюдение интересов фактически члено<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New