Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:20, курсовая работа
Цель – изучение роли и структуры штатного расписания организации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- систематизировать информацию о документационном обеспечении управления персоналом;
- изучить понятие и структуру штатного расписания;
- выявить роль штатного расписания организации.
Введение
3
ГЛАВА 1. Документационное обеспечение службы управления персоналом
5
1.1. Организационно-правовые документы
6
1.2. Распорядительные документы
16
1.3. Информационно-справочные документы
20
Выводы по первой главе
26
ГЛАВА 2. Штатное расписание как организационно-правовой документ
28
2.1. Понятие и структура штатного расписания
28
2.2. Роль штатного расписания
39
Выводы по второй главе
44
Заключение
45
Библиографический список
46
Приложения
50
Количество исполнителей по каждому пункту (подпункту) не ограничивается.
Приказы подписываются руководителем
организации или его
1.3. Информационно-справочные документы
Информационно-справочные документы
являются неотъемлемой частью кадровой
документации. Документы этой группы
играют служебную, вспомогательную
роль по отношению к другим кадровым
документам. Они не содержат распоряжений,
не обязывают, а сообщают сведения,
побуждающие принимать
Информационно-справочные документы предоставляют основания для издания приказов по личному составу.
Этот комплекс кадровой документации имеет много разновидностей, классификаций, поэтому у каждого конкретного работодателя состав и порядок оформления информационно-справочной документации определяются самостоятельно в локальных нормативных актах по делопроизводству. В состав информационно-справочных документов, как правило, включают докладные, служебные и объяснительные записки, представления, предложения, заявления, акты, справки, заключения, отзывы, перечни, списки, переписку. Рассмотрим некоторые информационно-справочные документы, имеющие наиболее важное значение для кадровых вопросов.[14]
Докладная записка - это документ, адресованный руководству и излагающий какой-либо вопрос с выводами и предложениями составителя. Обычно докладная записка информирует руководство об имевших место событиях, фактах, сложившейся ситуации, выполненной работе, требующих принятия решения.
Текст докладной записки состоит из трех смысловых разделов:
- в первом разделе излагаются причины, факты или события, послужившие поводом для ее написания;
- во втором - анализируется
сложившаяся ситуация и
- в третьем - содержатся
выводы и предложения о
При этом второй раздел в
докладной записке может
Обязательными реквизитами докладной записки являются: наименование организации (для внутренней - наименование структурного подразделения), наименование вида документа, дата и регистрационный номер, место составления (для внешней докладной записки), адресат, заголовок к тексту, текст, подпись.[14]
Служебная записка близка к докладной записке по своему назначению служебная записка, но в отличие от нее имеет внутренний, служебный характер.
Служебная записка - это документ, содержащий информацию о выполнении какой-либо работы, направляемый должностным лицом другому должностному лицу. Она составляется работником или руководителем структурного подразделения на имя руководителя или специалиста другого структурного подразделения.[14]
Служебные записки могут информировать руководство по вопросам материально-технического, хозяйственного и организационного обеспечения. Текст служебной записки, как правило, состоит из обоснования (изложения причин составления) и предложения, просьбы, заявки и т.п. Служебную записку подписывает составитель (специалист или руководитель подразделения). Обязательными реквизитами служебной записки являются: наименование структурного подразделения, наименование вида документа, дата, регистрационный номер, заголовок к тексту, текст, подпись.
Объяснительная записка - это документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа (плана, отчета, проекта), а также сообщение должностного лица, поясняющее какое-либо действие, факт, происшествие, представляемое вышестоящему должностному лицу.[14]
Объяснительная записка
в трудовых отношениях, согласно ст.
193 ТК РФ, является обязательным документом,
сопровождающим документирование дисциплинарных
взысканий. В такой объяснительной
записке работник объясняет причины
нарушения трудовой дисциплины. Объяснительная
записка является основанием для
оценки работодателем тяжести
Текст объяснительной записки, как правило, состоит из двух разделов:
- первый содержит факты,
послужившие поводом к ее
- второй - причины, объясняющие сложившуюся ситуацию.
Объяснительную записку подписывает ее составитель. Обязательными реквизитами объяснительной записки являются: наименование организации, наименование вида документа, дата, регистрационный номер, место составления, заголовок к тексту, текст, адресат, подпись.
Представление - это документ,
содержащий предложение о назначении,
перемещении или поощрении
- фамилия, имя, отчество (представляемого);
- дата рождения;
- образование;
- занимаемая должность;
- наименование структурного подразделения;
- стаж работы (общий, в
данном подразделении, в
- оценка трудовой деятельности;
- оценка служебной деятельности;
- оценка политических, деловых и моральных качеств;
- повышение профессионального уровня;
- информация об участии в общественной работе;
- мотив назначения, перемещения или поощрения;
- наименование должности,
на которую предлагается
- структурное подразделение,
в которое предлагается
Обязательными реквизитами представления являются: наименование подразделения, наименование вида документа, дата, регистрационный номер, адресат, заголовок к тексту, текст, подпись.
Заявление - это документ,
содержащий просьбу или предложения
лица (лиц) учреждению либо должностному
лицу. Заявление адресуется конкретному
должностному лицу (руководителю организации,
его заместителю или
В трудовых отношениях заявление выступает в качестве документа, фиксирующего инициативу работника по совершению какого-либо действия, имеющего для него определенные правовые последствия, или согласие работника с какими-либо действиями работодателя. ТК РФ содержит многочисленные упоминания об этом документе, например в ст. ст. 80, 89, 122, 124, 126, 127, 128, 131, 229.1 ТК РФ и др.
Личное заявление работника по кадровым вопросам (о приеме, переводе, увольнении и т.д.) пишется, как правило, от руки, в произвольной форме. В заявлении указываются: наименование структурного подразделения, наименование вида документа, дата, адресат (должность, фамилия, инициалы руководителя организации или работодателя), текст, дата документа, личная подпись, расшифровка подписи. В дальнейшем на заявлении может проставляться резолюция руководителя и отметка об исполнении документа.[14]
Заявление может иметь приложения (например, к заявлению о приеме на работу прилагаются копии документов об образовании, анкета, автобиография и др.).
Текст любого заявления начинается с существа вопроса, обращения ("Прошу принять...", "Прошу проверить состояние..."), а затем идет детализация затронутого вопроса. Форма изложения текста свободная.
Заявление подписывается автором и передается руководству для принятия решения. Решение руководства выражается резолюцией. Заявление с резолюцией служит основанием к изданию приказа по личному составу или другого документа (письма автору о принятии решения, приказа о проведении экспертизы, проверки и т.п.).
Обязательными реквизитами
заявления (в трудовых отношениях) являются:
наименование вида документа, дата, регистрационный
номер, адресат, фамилия, должность
заявителя и структурное
Справка - это документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов и событий, а также документ, подтверждающий факты биографического или служебного характера.[14]
Работники, как правило, обращаются к работодателю или в кадровую службу организации с просьбой выдать справки, подтверждающие факты биографического или служебного характера. Их основная цель - подтвердить наличие или отсутствие определенного факта, например: место работы; должность, профессию, специальность; стаж работы в определенной должности (по профессии, специальности); размер заработной платы; размер начисленных и фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Обязательными реквизитами справки являются: наименование организации (для внутренней - наименование структурного подразделения), наименование вида документа, дата и регистрационный номер, место составления (для внешней справки), адресат, подпись, оттиск печати. Учет выданных справок с места работы ведется с помощью специального журнала (книги). В данном журнале (книге) фиксируют: номер выданной справки (ему соответствует порядковый номер записи в журнале (книге)), краткое содержание справки ("о заработной плате", "о стаже" и т.д.), адресат.
Акт - это документ, составленный
несколькими лицами и подтверждающий
установленные факты или
- приема-сдачи (материальных ценностей, документов);
- обследования (состояния техники безопасности, противопожарной безопасности; условий труда);
- испытаний (образцов, систем, технологий);
- выделения к уничтожению документов;
- о списании материальных ценностей;
- о нарушении установленных правил;
- ревизии, инвентаризации;
- расследования аварий, несчастных случаев;
- о нарушении дисциплины
труда и несоблюдении правил
внутреннего трудового
- об отказе от подписи,
свидетельствующей об
- об отказе от дачи объяснений по факту нарушения трудовой дисциплины.[14]
Акт составляется коллегиально (не менее двух составителей). Ведущим принципом для составителей акта является установление фактического состояния дел и достоверное их отражение в акте. Во время работы комиссии ведутся черновые записи, которые содержат фактические данные, количественные показатели и другие сведения, они являются основой составления актов.
Выводы по первой главе
Организационно-правовые документы – это комплекс взаимосвязанных документов, которые регламентируют структуру, задачи и функции предприятия, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководства и специалистов предприятия. Организационные документы имеют правовой характер, так как основаны на нормах административного права и соответственно обязательны для исполнения. Изучив структуру текста данного вида документации, можно сделать вывод о том, что в здесь отражены правила, положения, которые непосредственно определяют статус организации; ее компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, а также функциональное содержание деятельности организации в целом, ее подразделений и рабочего персонала.
Распорядительные документы – это документы, в которых фиксируются решения административных и организационных вопросов деятельности организации. Эти документы регулируют и координируют деятельность, позволяют органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач.
Распорядительные документы содержат решения, идущие сверху вниз по системе управления: от управляющего органа к управляемому, от руководителя организации к структурным подразделениям и работникам. Именно эти документы реализуют управляемость объектов по вертикали.
В юридическом плане
Информационно-справочная документация служит основанием для принятия распорядительных документов и является самой массовой документацией, отправляемой из учреждения. Справочно-информационные документы не содержат поручений, не обязывают действовать строго определенным образом, как распорядительные документы, но сообщают сведения, побуждающие принимать определенные решения, иначе говоря, инициируют управленческие решения.
Информация о работе Роль и структура штатного расписания в организации