Собеседование как частная форма делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:14, контрольная работа

Описание работы

Фактом рыночных отношений становится необходимость самостоятельного поиска подходящей в индивидуальном и профессиональном плане работы. Для этого надо проявить настойчивость и умение убеждать собеседников в том, что именно вы тот человек, который им нужен. Логика обретения работы может выглядеть следующим образом: объявление должности вакантной – составление личного резюме – собеседование – прием на работу. Чтобы достичь последнего звена данной цепочки, кандидату на вакантную должность необходимо учитывать протокольные, этико-психологические особенности реализации предыдущих составляющих цепочки, а именно: правила составления резюме и технологию проведения собеседования при приеме на работу.

Содержание работы

1. Личное резюме.
2. Факторы успеха собеседования.
3. Технология собеседования при приеме на работу.

Файлы: 1 файл

0280040_F28C2_sobesedovanie_kak_chastnaya_forma_delovoy_besedy.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

СОБЕСЕДОВАНИЕ КАК ЧАСТНАЯ  ФОРМА ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ

 

План

1. Личное резюме.

2. Факторы успеха собеседования.

3. Технология собеседования  при приеме на работу.

 

       Ключевые  слова: собеседование, резюме, личные качества, технология собеседования.

 

    1. Личное резюме.

Фактом рыночных отношений становится необходимость самостоятельного поиска подходящей в индивидуальном и профессиональном плане работы. Для этого надо проявить настойчивость и умение убеждать собеседников в том, что именно вы тот человек, который им нужен. Логика обретения работы может выглядеть следующим образом: объявление должности вакантной – составление личного резюме – собеседование – прием на работу. Чтобы достичь последнего звена данной цепочки, кандидату на вакантную должность необходимо учитывать протокольные, этико-психологические особенности реализации предыдущих составляющих цепочки, а именно: правила составления резюме и технологию проведения собеседования при приеме на работу.

Резюме или СV (от лат. – curriculum vitae – «путь жизни») – своеобразная форма делового контакта, которая находит в нашей стране все более широкое распространение. Резюме позволяет заочно познакомит работодателя с кандидатом. Единого стандарта универсального резюме не существует. Однако это не означает отсутствие общего принципа. В любом резюме присутствует 6 базовых разделов:

Объективные данные. Резюме начинается с Ф.И.О., которые набирают крупным шрифтом и размещают по центру страницы. Саму номинацию «Фамилия. Имя. Отчество» писать не стоит, если возможны сомнения «что есть что», то фамилию следует подчеркнуть или выделить жирным шрифтом. В этот же блок попадают личные данные соискателя. Дата рождения (обычно указывается полностью, например, 7 марта 1972 г.),  семейное положение (достаточно указать – холост или женат (замужем/не замужем)), информация для контакта с вами (почтовый адрес, телефон с пометкой «рабочий», «домашний», «сотовый» с указанием кода страны и города; электронная почта, факс и т.д.)

Предложение. Здесь размещают информацию о том, в каком качестве претендент желает сотрудничать с работодателем. Необходимо четко сформулировать свою специальность, учитывая, что зарубежные компании предпочитают специалистов узкого профиля (универсальность не приветствуется как признак дилетантизма).

Достижения. Этот блок должен обосновывать претензию на то, чтобы считаться квалифицированным специалистом. Здесь коротко сообщают о соответствующем образовании, навыках, опыте работы, владении оборудованием, языками, знанием рынка и т.д.

Образование. Начинать со школьной скамьи следует только в том случае, если специализация школы прямо соотноситься с характером искомой работы. То же самое относиться к последующему обучению. Перечислять учебные заведения или курсы принято с точным указанием периода обучения (месяц, год поступления и окончания) и полученной квалификации (аттестат, диплом, сертификат), придерживаясь обратной хронологической последовательности.

Опыт работы. Это основной блок резюме. На него, как и на раздел «Образование», распространяется правило обратного хронологического порядка. Указывается период поступления и ухода (причин ухода касаться не надо), наименование организации, название должности, коротко обрисовать круг обязанностей и профессиональные достижения. Интерес работодателя, как правило, сосредотачивается на 3 – 5 последних местах работы или периоде занятости примерно в 10 лет.

Личные качества. Здесь следует сообщать о таких свойствах характера как общительность, пунктуальность, умение работать в команде, увлечения и т.п.

Все вышеперечисленное постарайтесь уместить на одной стороне листа А4 (предельный объем резюме – 2 страницы). С левой стороны оставляйте поля, чтобы просматривающий ваше резюме мог делать свои пометки. Резюме должно быть написано доступным языком. Проверяйте то, что вы написали. Начинайте с конца страницы. При чтении в обратном порядке вы увидите описки и ошибки в написании слов. В составлении и оформлении резюме важно все – формат, стиль, содержание, даже размер, которым оно отпечатано. По резюме будут судить, стоит ли с вами встречаться.

    1. Факторы успеха собеседования.

При личной встрече необходимо создать  о себе положительное впечатление. Именно от этого зависит многое. Известно, что около 90% впечатлений о человеке приходится на первые минуты общения. К собеседованию нужно подготовиться, не полагаясь только на свое природное обаяние и остроту ума. Перечитайте еще раз объявление о вакансии и подумайте, что вы им можете предложить в соответствии с их требованиями. Фирмы, отбирая кандидатов, редко встречают идеального претендента, и ваша задача – убедить их в том, что ваша кандидатура наиболее подходящая. Работодатель обращает внимание, во-первых, на то, что вы говорите, во-вторых, на вашу манеру поведения и, в-третьих, на вашу манеру одеваться.

Сложно дать определенный совет в отношении одежды, поскольку многое зависит от того, какую сферу деятельности вы выбрали. Но поскольку существует стереотип делового человека, постольку существует и стереотип деловой одежды.

Чтобы показать себя с лучшей стороны, необходимо соблюдать  некоторые правила:

  • Спланируйте свою поездку по времени. Ни в коем случае не допускайте опоздания на встречу. Приезжайте немного раньше, чтобы подготовиться к беседе. Если вы прибыли слишком рано – подождите на улице. Некоторые руководители расценивают ранний приезд как неумение распоряжаться своим временем.
  • Разговаривая с секретарем, помните, что его могут спросить о впечатлении, произведенном вами.
  • Держитесь уверенно, не забывайте о хорошей осанке, улыбайтесь и будьте настроены приветливо и дружелюбно по отношению к лицам, проводящим собеседование.
  • Будьте вежливы, тактичны и не болтайте лишнего: говорите только по теме, конкретно и лаконично отвечайте на вопросы, сами задавайте уместные вопросы.
  • Помните о невербальных сигналах общения, будьте наблюдательны, а именно: не вторгайтесь в личное пространство собеседника; поддерживайте зрительный контакт; не сидите со скрещенными руками – они создают физический барьер и дают посылку собеседнику: «Я Вам не доверяю»; подстраивайтесь под собеседника, подражайте его жестам, создавая «эффект зеркала». Не лишним будет знать, что означают некоторые жесты вашего собеседника: теребит мочку уха – «продолжайте, я Вас внимательно слушаю»; изучает свой манжет или ремешок от часов, – скучает (Вы ему не  интересны); сидит, откинувшись назад, – хочет послушать, что Вы еще скажете; отклоняется назад, сложив руки за головой, – хочет, чтобы Вы убедили его; неожиданно потирает подбородок, – заинтересован тем, что Вы говорите.

7.3.Технология собеседования при приме на работу.

Личная беседа представляется наиболее тонким и всеобъемлющим методом  анализа характера кандидата  и определения его пригодности  для выполнения профессиональных задач. Вместе с тем беседа имеет и  свои границы – психологические барьеры, которые необходимо преодолеть как кандидату, так и беседующему с ним представителю фирмы. Для кандидата это имеет особое значение. Чтобы облегчить и ускорить взаимное знакомство, представитель фирмы должен стремиться в ходе собеседования создать такую атмосферу, которая помогла бы и кандидату быстро установить контакт со своим собеседником.

Собеседование состоит из двух частей: 1) получение информации от претендента на должность; 2) информирование кандидата о деятельности организации. Иногда предпочитают прежде ознакомить кандидата с содержанием деятельности на вакантной должности. Но все чаще руководители отдела кадров склоняются к убеждению в необходимости сначала познакомиться с кандидатом, а затем рассказать ему о предстоящем месте работы. Такая последовательность имеет для кандидата определенные преимущества. Часто в ходе собеседования выясняется, что кандидат может больше подойти для другой вакантной должности. В этом случае обе стороны своевременно получают возможность более обстоятельно обсудить данный вопрос. Руководителям рекомендуется во время собеседования включать в рассмотрение следующие вопросы и в следующем порядке:

  • Получение информации от кандидата: образование и курсы повышения квалификации; профессиональный опыт и интересы; причины поиска нового места работы; семейное и общественное положение; финансовые требования; состояние здоровья.
  • Информирование кандидата о фирме: фирма (общественная форма, отрасль деятельности, важнейшие задачи в сфере деятельности, филиалы фирмы, система руководства); должность, рабочее место, полномочия нового сотрудника, территориальное место работы; продолжительность рабочего времени; сотрудники и коллеги (непосредственный начальник, положение в иерархической лестнице, сотрудничество с другими подразделениями); система оплаты труда (зарплата в период испытательного срока, продолжительность отпуска, условия командировок, их оплата, работа по совместительству); другие материальные гарантии (пенсионное обеспечение по старости, система оплаты больничных листов и т.п.); возможность повышения своего профессионального уровня и развития.

Данный перечень вопросов не исключает более тщательной конкретизации интересующих обе стороны проблем.

При условии правильной дифференциации и составления результатов собеседований с кандидатами на различных фирмах можно прийти к выводам и обобщениям, которые облегчат принятие соответствующих решений.

Задания для самостоятельной  подготовки и самопроверки знаний студентами:

  1. Дайте общую характеристику принципов составления резюме и составьте свое.
  2. Какие блоки личного резюме представляют особое значение?
  3. Какими являются основные факторы успеха собеседования?
  4. Почему личная беседа является наиболее эффективным методом анализа характера и профессиональных качеств кандидата?
  5. Раскройте суть технологии проведения собеседования.
  6. Контактная информация о соискателе указывается:

а) в начале резюме;

б) в середине резюме;

с) в конце  резюме.

  1. При перечислении в резюме мест работы и учебы следует начинать:

а) с первого;

б) с последнего.

  1. Объем хорошего резюме должен:

а) быть чем больше, тем лучше;

б) около 3-х листов формата А4;

с) не более 1 листа  формата А4.

  1. Собеседование состоит из следующих частей:

а) формальная и неформальная;

б) получение  информации от кандидата и его  информирование о работе фирмы;

с) беседа и краткая  экскурсия по предприятию.

  1. В личном резюме необходимо указывать причины ухода с предыдущих мест работы:

а) да;

б) нет.


Информация о работе Собеседование как частная форма делового общения