Современные тенденции обустройства офисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: современный офис-это не только место, где сотрудники проводят по 8 - 12 часов в сутки, но и важная составляющая имиджа компании. Поэтому офисный интерьер должен сочетать почти домашний комфорт, эргономичность и яркий стиль, который становится выражением идеологии компании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
1. СОВРЕМЕННЫЙ ДИЗАЙН ОФИСОВ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ……............5
1.1 Современный дизайн офиса………………..............................................5
1.2 Современный интерьер……………………………………...…………....7
2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБУСТРОЙСТВА ОФИСОВ………….….10
2.1 Ампир и классика…………………………………………………….….10
2.2 Модерн и Ар Деко…………………………………………………..…...11
2.3 Функционализм и Hi – Tech……………………………………..……...12
2.4 Стиль, как образ жизни……………………………………………..…...13
3. РОССИЙСКИЙ OPEN SPACE………………………........................................16
3.1 Open Space.................................................................................................16
3.2 Европейский и американский стили……………………….…………..17
3.3 Восточный или японский стиль………………………...………….…17
4. ОФИСНЫЙ ФЭН – ШУЙ…………………………………………….…...........19
4.1 Картины и постеры в соответствии с Фэн – Шуй………………….….19
4.2 Стол по Фэн – Шуй……………………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….22

Файлы: 1 файл

курсоваяя.doc

— 486.50 Кб (Скачать файл)

Если обратиться к истории, еще не так давно интерьер рабочих помещений всегда следовал духу эпохи в меньшей степени, чем приватные помещения. Сегодня же офисная обстановка зачастую становится образцом для жилья, и это неслучайно: с развитием средств коммуникации грань между домом и офисом стала существенно тоньше. Есть и обратный процесс-эпоха казенных дерматиновых стульев ушла в прошлое, конторские помещения становятся все более уютными. В нашей статье мы рассмотрим современные тенденции в обустройстве офисного пространства и попробуем разобраться, для какого рода бизнеса подходят те или иные из них.

2.1. Ампир и классика

Интерьеры офисов дизайнерского бюро и солидного банка должны различаться. Критерием зачастую является некий эмоциональный посыл, заключенный в каждом элементе интерьера. Есть сферы деловой деятельности, где консерватизм является лучшей рекомендацией для клиента – это уже упомянутые банки, адвокатские и нотариальные конторы, кабинеты высоких чиновников.

Именно здесь во всей красе появляется знаменитый «имперский» стиль – классицизм и его высшее проявление-ампир. По сути, это прямое и скрытое цитирование римской классики – чистота линий, плавные переходы, дорогие материалы. Это аристократизм и олицетворение некрикливого богатства. Декор используется скромно, это геральдика, медь, бронза, серебро – все, что говорит о славе и гордости владельца. Вариантами классицизма являются более легкий бидермеер и строгий английский стиль. Традиции в таком стиле неприкосновенны, но при этом за резными дубовыми панелями может скрываться суперсовременный сервер, а на зеленом сукне стола «чиппендель» располагаться мощная компьютерная станция.

Для этих классических «конторских» интерьеров характерно использование больших неделимых пространств, некоторая тяжеловесность и ярко выраженная консервативность. В наше суетное время такие интерьеры как бы говорят посетителю: «мы – оплот стабильности в этом меняющемся мире, нам можно доверять безоговорочно!».

Именно поэтому такой дизайн не выходит из офисной моды уже более трех веков и, похоже, продержится еще столько же. Президенты банков, нефтяных корпораций, высокопоставленные политики обычно предпочитают именно имперский стиль.

2.2. Модерн и Ар Деко

Искусство народу никогда, по большому счету, не принадлежало. А сейчас оно превратилось в достаточно прибыльный вид бизнеса. Успешные антикварные и художественные салоны и галереи, театральные офисы тяготеют к артистичной обстановке, не скованной условностями «большого стиля». Здесь, как нигде, ярко проявляются преимущества стиля «модерн» или «ар нуо». Легкие, изящные интерьеры, ширмы, драпри и вычурная мебель – все это сохранилось с начала ХХ века, давшего жизнь этому чудесному направлению, и по сегодняшний день.

Собственно модерн тяготеет к вычурности и оригинальности форм. Для него характерно использование необычных материалов в необычных вещах. Ковка, узорчатое стекло, гнутое дерево, неяркие пастельные тона - все это признаки модерна. Это стиль – игра, ярче всего выразившийся в рисунках Бердслея, имитирующий «идеальную природу» внутри помещения, удивительно красивый и позволяющий посетителю сразу окунуться в мир утонченного искусства.

Естественное продолжение модерна – стиль Ар Деко – стремится к более ярким, насыщенным тонам и зрительной нелинейности.

Элементы экспрессионизма, четкие и ясные линии – все настраивает на Несмотря  модерн и Ар Деко тяготеют к делению пространства на зоны, что для повседневной офисной жизни немаловажно. Популярные сегодня ажурные офисные перегородки, особенно из узорчатого стекла или витражей, как нельзя лучше соответствуют самой идее этого изящного стиля и помогают создать необходимое количество приватных зон, делая офис мобильным и удобным. 

2.3. Функционализм и Hi – Tech

Начало ХХ века породило огромное количество направлений в прикладном искусстве. Мир после Первой Мировой войны изменился так кардинально, что потребовал совершенно другого подхода к интерьерам, в том числе и к офисным. Революционеры от дизайна (Ле – Корбюзье или немецкая школа Баухаус) провозгласили: «Форма определяется функцией!». Строгость и кажущаяся сухость стиля с лихвой компенсировались удобством и простотой. Это стиль инженеров и ученых, яркий свет и насыщенные тона, геометричность формы, современные материалы - вот основные отличия функционализма. До наших дней он дожил в конструкторских бюро и компьютерных фирмах, плавно трансформировавшись в самый «острый» стиль рубежа тысячелетий Хай – тек (приложение 3). (8, с. 158)

Хай – тек – это воплощенная современность. Бешеный темп городской жизни, успешность, высокие технологии – все нашло свое отражение в этих своеобразных интерьерах.

Hi – Tech предпочитают, прежде всего, динамичные фирмы, занимающиеся творческой деятельностью на стыке искусства и науки. Это, безусловно, IT, дизайн, реклама и тому подобные виды бизнеса. При этом функциональность не становится самоцелью – главное, человек в интерьере, а не сам интерьер.

Один из самых известных мировых дизайнеров Карим Рашид как-то сказал: «Дизайн Hi – Tech – это нечто неизмеримо большее, чем декорирование стен, окон и подбор мебели. Это создание целой инфраструктуры, в которой соединяются аспекты физического, физиологического и социального опыта человека». Действительно, это именно тот случай, когда неординарность и технологичность интерьера говорит о его хозяевах больше, чем любой рекламный буклет. (5, с. 51)

Тяготение стиля к большим помещениям компенсируется особым моделированием офисного пространства, включающим в себя все три измерения. Особое внимание уделяется эргономике и зонированию офиса.

По мнению экспертов, наилучшие результаты дает зонирование рабочего пространства при помощи стационарных или мобильных перегородок. С их помощью можно сконфигурировать рабочие, переговорные и рекреационные зоны, выделить коридор, и главное обеспечить визуальный и акустический комфорт для сотрудников. При этом конструктивные элементы перегородок, помимо структурирования объема, несут дополнительную практическую нагрузку, зачастую выполняя функцию крепления офисной мебели и каналов для коммуникаций.

2.4. Стиль, как образ жизни

В начале статьи мы уже говорили о том, что стиль офиса - это не только удобство и красота. Истинный стиль – это овеществленный корпоративный дух. И чем более ярко он выражен, тем отчетливей будет «месседж» клиенту - «Да, вы попали по адресу! Мы именно то, что вы так долго искали!». При этом не должно возникать путаницы: консерватизм не к лицу рекламному агентству, а модерн не вызовет доверия у посетителя банка.

Но чтобы правильно позиционировать свою компанию, необходима кропотливая и профессиональная работа. Именно поэтому такой популярностью сегодня пользуются дизайнерские бюро. Хороший специалист не только поймет и объяснит, что нужно конкретной компании, но и создаст готовый проект и поможет в его практическом осуществлении.

При этом надо учесть, что обустройство офисов в нашей стране это сравнительно новое направление в деятельности профессиональных дизайнеров. Офисным дизайном у нас пока занимается гораздо меньше специалистов, чем дизайном частных домов, коттеджей и квартир. Однако постепенно ситуация в этой сфере выправляется, в доказательство чему можно привести массу примеров.

Так, крупное и быстро развивающееся международное рекламное агентство «DMB&B» обустроило свой офис в стиле хай – тек, обыграв инженерные коммуникации (которые обычно стараются спрятать), как элемент интерьера. Получилось весьма нетривиально и креативно, что соответствует духу и стилю компании.

Интересным образцом современного офисного стиля стало исполнение кабинета руководителя в небольшой туристической компании «Дэн Эппи». В нем, согласно сегодняшним модным тенденциям, остекленные перегородки с жалюзи дают возможность, сохраняя обособленность, работать в команде и эффективно управлять персоналом. (9, с. 384)

Как утверждают специалисты офисный интерьер становится все более «прозрачным». Если еще несколько лет назад в нашей стране предпочтение отдавалось недорогим каркасным системам с гипсокартонными панелями, то сегодня модный стиль хай – тек диктует необходимость использования больших поверхностей из тонированного или матированного стекла. Благодаря развитию технологий стало возможным создавать конструкции из стекла размерами до нескольких метров, что позволяет моделировать яркие и запоминающиеся интерьеры.

Итак, современные дизайнерские тенденции в области обустройства офисов стремятся к превращению офисного пространства в идеальную среду для работы в современном высокотехнологичном мире. Окно – дисплей, стол – компьютер, стены – трансформеры. Все это должно сделать офисный труд максимально продуктивным и творческим. Уже упоминавшийся знаменитый дизайнер Карим Рашид как-то заметил: «По мере того, как мы все больше живем в виртуальном мире, наш физический мир приобретает новое значение». Предметы обстановки вокруг нас становятся объектом особого внимания, более привлекательными, более разнообразными и более персональными. Предметы обстановки будущего будут технологическими объектами. Высокие технологии (hi – tech) и низшие технологии (low – tech) объединятся. (20)

 


 

 

 

3. РОССИЙСКИЙ OPEN SPACE

В современной организации офисного пространства господствуют два основных направления – закрытое(кабинетно – коридорная система )и открытое (так называемый Open Space). Первое подходит для компаний с линейно - функциональной организационной структурой, второе несет в себе демократические начала, что соответствует новым формам управленческого менеджмента. Встречается и смешанный способ оформления офиса, который сочетает в себе классический и современный подходы и предполагает наличие функциональных зон с офисными перегородками.

3.1 Open Space

Концепция Open Space ( от. англ. «открытое пространство» ) воплощает идею демократической организации офисного пространства, позволяющую внедрять новые способы внутренних коммуникаций (приложение 4). Формат  Open Space может быть различным, помещение трансформируется в зависимости от поставленных задач, незыблемым остается одно: сотрудники, независимо от направления деятельности, работают не в кабинетах, а в общем помещении, не разделенном капитальными стенами.

Для создания функциональных зон применяются мобильные и стационарные, шумоизолирующие и звуконепроницаемые офисные перегородки, стеллажи, жалюзи, декоративные конструкции, осветительные приборы. Существуют отдельные примеры офисов Open Space, в которых рабочее пространство общее, без персонализации рабочего места: компьютеры и столы используются любым из сотрудников, наличие личных вещей не допускается. Однако то скорее исключение из правил.

Причины по которым Open Space так популярен:

    • Экономия средств: меньшие аренды и ремонтные затраты, т.к в арендную ставку не включаются входные группы, холлы и коридоры;
    • Рациональность: размещение большего количества сотрудников, быстрота организации новых рабочих мест, смен конфигурации офиса, мобильность.
    • Адаптация под общие задачи компании: формирование команды, повышение уровня корпоративной культуры, коммуникации, контрольных функций и т.п. (6, с. 230)

3.2. Европейский и американский стили

Европейский стиль характеризуется наличием отдельных кабинетов для руководящего состава, комнат для деловых встреч, более либеральным интерьерным  стилем, отсутствием излишней строгости. Офисное пространство зонируется перегородками, что привносит ощущение легкости и света. Интерьер мобилен, оформление рабочих зон корректируется передвижными модулями с целью повышения их комфортности и функциональности. В противовес американскому хай – теку европейцы выбирают более основательную, но вместе с тем эргономичную офисную мебель, картины, книги, предметы антиквариата, цветы, поддерживая атмосферу легкости и непринужденности разнообразными цветовыми решениями с акцентом на корпоративных расцветках.

Американскому стилю присущи открытость пространства, минимализм, деловая хватка, исключение намеков на свободу, фамильярность. Основное правило: ничего лишнего, только то, что необходимо для эффективного производительного труда. (1, с. 81)

3.3. Восточный или японский стиль

Восточный, или японский, стиль отличается простотой, функциональностью и гармонией: много света, простор, лаконичная мебель, натуральные материалы (приложение 5). Офисное зонирование строится строго по иерархическому принципу в соответствии с занимаемой должностью. Рядовые сотрудники располагаются в Open Space, не имеющем перегородок, руководитель напротив, за легкой прозрачной перегородкой, откуда осуществляет всеохватывающий контроль.

В России Open Space используют в основном крупные международные компании. Для Российских компаний, в которых по устоявшейся традиции оформление офиса зависит от личных предпочтений руководителя, более привычна иерархическая коридорно - кабинетная система, особенно часто используемая в государственных структурах. Классический стиль, царящий а просторном кабинете руководителя, сопровождается массивной мебелью, картинами, дорогостоящими аксессуарами и памятными подарками. Однако и современные европейские дизайнерские находки в оформлении офиса не чужды современному российскому бизнесу. С каждым днем все больше и больше российских компаний обустраивают офисы открытым способом.

Выбор стиля организации офисного пространства зависит от специфики бизнеса, видов деятельности и технологии рабочего процесса. Наиболее активно Open Space используют крупные компании в сфере услуг, например телекоммуникационные корпорации, туристические копании, фирмы, занимающиеся оптовыми продажами, сетевые торговые компании и банковский сектор. (9, с. 384)

 

4. ОФИСНЫЙ ФЭН – ШУЙ

4.1. Картины и постеры в соответствии с правилами Фэн – Шуй

В любом офисе нужны энергичность, концентрация, поэтому изображения активного проспекта или рынка, густонаселенного леса или яркого поля, что – то абстрактное активное, но с ясным центром, с ясной точкой концентрации энергии-это всегда хорошо. Если при первом взгляде на картину невозможно определить центр, самое важное место, тогда ее не стоит вешать на стену. Конкретную тематику нужно подбирать в зависимости от специфики бизнеса. Организация, сфера интересов которой имеет отношение к образованию, обучению, воспитательной работе, должна использовать в интерьере живописные полотна, выполненные в мягких тонах.

Для предприятий и фирм, занимающихся торговлей, как оптовой, так и розничной. Подойдут пейзажи и натюрморты, изображающие лилии, пионы, другие крупные и яркие цветы.

В военных учреждениях будут хорошо смотреться черно – белая каллиграфия, мудрые изречения, сентенции. Если картина висит рядом со столом делопроизводителя, секретаря-референта, то она обязательно должна быть выполнена в естественных тонах и изображать что-то конкретное, не абстрактное. Если постер предполагается повесить в кабинете у руководителя, нужно избегать темных и неоновых цветов, странных композиций в стиле Сальвадора Дали. В этом случае чем проще и понятнее, тем лучше.

4.2. Стол по Фэн – Шуй

Смотря чей это стол. Размер стола имеет немало важное значение: он как бы определяет нынешний статус и сигнализирует о перспективных возможностях своего владельца. Фэн – шуй советует руководителям высшего звена приобретать стол не менее полутора метров в длину и метра в ширину. Меньшие размеры как бы занижают ваш статус, а большие намекнут на необоснованные претензии. У руководителей рангом поменьше и стол должен быть соответственно меньших размеров. Исключение составляют только секретари-они могут позволить себе иметь любой стол, т.к все время сидят «по уши» в бумагах и оргтехнике. Если вы правша, поставьте телефон рядом справа, если левша в дальний левый угол.  Это поможет вам привлечь удачу, завести полезные контакты, добиться финансового успеха. Не стоит тянуться за телефонной трубкой правой рукой налево и левой направо. В таком положении рука блокирует положительную энергию.

Энергия старых и лишних вещей не позволяет войти в жизнь энергии обновления. Пусть на вашем столе останется лишь то, чем вы пользуетесь хотя бы несколько раз в день. Все остальное уберите.

Ненужные бумаги накапливают отрицательную энергию, провоцируют застой в делах, а беспорядок вносит сумятицу и разброд в мысли. Держите на своем рабочем столе стакан с чистой питьевой водой. Расположив его на правом краю стола, вы активизируете творческие силы и изобретательность, на левом-знания. Но вода должна быть всегда свежей застоявшаяся жидкость аккумулирует отрицательную энергию. При необходимости из этого же стакана можно пить – это полезно и для здоровья. (10, с. 327)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги курсовой работы, можно выделить основные актуальные концепции в оформлении офисных интерьеров – простота, креативность и эргономичность. Мода, на первый взгляд, стремящаяся лишь к самовыражению, имеет сильный рациональный базис. Сегодня важнее всего создать дружественное человеку пространство, в котором можно было бы много и плодотворно работать. Кто-то из дизайнеров настаивает на необходимости правильной планировки помещений и эргономичной мебели, кто-то - на психологически выверенной цветовой гамме, кто-то на важности фитодизайна. Однако где – то между этими крайними аспектами находится золотая середина.(17) Александр Майоров

«Мода, как и архитектура, – вопрос пропорций» (Коко Шанель)

Дизайн офиса – это особая работа и она включает множество важных нюансов, на которые мы всегда делаем акценты при проектировании. Дизайн офиса красноречивее любых слов свидетельствует о компании своем владельце, ее статусе,  характере, политике в отношении к клиентам и гостям. Он с первых минут должен давать четкое ощущение и представление о ней, передавая ее характерные черты: инновационность, настрой на традицию,  задорный нрав, опытную зрелость, респектабельность, динамичность, состоятельность. Работая над интерьерами офисов, люди, прежде всего, стремятся, чтобы они стали отражением ее стиля.

С другой стороны, офис – это место работы, где должна царить деловая атмосфера, способствующая полной реализации профессиональной деятельности всех ее сотрудников. Мы видим свою задачу в том, чтобы найти баланс между функциональностью и эстетикой, делая упор на исходные факторы проектирования

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Тарасова, М. Е. Жизнь за стеклом [Текст]: М. Е. Тарасова. -М.: Секретарь-референт, 2012. -81 с.
  2. Арустамов, Э. А. Банковское, таможенное и офисное оборудование [Текст]: Э. А .Арустамов. -М.:Маркетинг,  2005 . -23 с.
  3. Финдель, И. Г. Современный офис: необходимые элементы для успешной работы [Текст]: И. Г. Финдель. -СПб.: Феникс, 2001. -14 с.
  4. 208 Портал «Всё для дома и офиса» -всё об офисных товарах и услуг [Текст]. Статьи по теме «Аксессуары для офиса». -26-28
  5. Афанасьев, В. Г. Человек в управлении обществом [Текст]: В. Г. Афанасьев. -М.: Март, 2003. -51 с.
  6. Турьянский, А. Г. Дизайн офиса и рабочего места [Текст]: А. Г. Турьянский. -М.: Просвещение, 1999. -230 с.
  7. Бердник,И. О. [Текст]И. О. Бердник. -Ростов н\д.:Феникс, 2000. -98 с.
  8. Рунге, В. Ф. Эргономика и оборудование интерьеров [Текст]: В. Ф. Рунге/-М.: 2004. -158 с.
  9. Браиловская, Л. В. Дизайн интерьера в восточном стиле: Япония,Китай [Текст]: Л. В. Браиловская. -Ростов н\д.: Феникс.2004. -384 с.
  10. Вайдра,Н. Фэн-Шуй. 150 советов, как создать гармонию и уют в вашем      доме и офисе [Текст]: Н. Вайдра. -М.:1999. -327 с.
  11. Ковешникова, Н. А. Дизайн: история и теория [Текст]: Н. А. Ковешникова. -М.: Омега-Я. 2005. -224 с.
  12. Серов, Н. В. Лечение цветом. Мода и гармония [Текст]: Н. В. Серов. -СПб.: «ЛИСС». 1993. -48 с.
  13. Райн, Э. Раскрась свою жизнь [Текст]: Э. Райн. -М.: 2006. -242 с.
  14. Нестеренко, О. И. «Краткая энциклопедия дизайна» [Текст]: О. И. Нестеренко. -М.:1994. -45 с.
  15. Раннев, В. И. Интерьер [Текст]: В. И. Раннев. -М.: 1987. -113 с.
  16. Холмянский, Л. Дизайн [Текст]: -М.: 1985. -198 с.   
  17. www.vira/ru
  18. strana-sovetov/com
  19. www.vashofice.ru
  20. www.eremont.ru
  21. fpsliga.ru

Информация о работе Современные тенденции обустройства офисов