Структура муниципального хозяйства, особенности, виды и типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 04:55, реферат

Описание работы

Наиболее верной считается позиция, которая позволяет выделить ряд особенностей муниципального хозяйства. Муниципальное хозяйство носит черты частного хозяйства, поскольку организации, предприятия и учреждения выступают на рынке как равноправный самостоятельный субъект. Однако, в отличие от обычного частного хозяйства, целью муниципального хозяйства является решение местных вопросов, связанных с удовлетворением общественных потребностей.
Целью работы является изучение муниципального хозяйства, его структуры и видов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Основная часть:
1.1. Понятие и сущность муниципального хозяйства............................................................4
1.2. Структура муниципального хозяйства...........................................................................6
1.3. Виды муниципального хозяйства………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………………..…...10
Список литературы………………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

Структура муниципального хозяйства, особенности, виды и типы.docx

— 25.96 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Национальный исследовательский  Иркутский государственный технический  университет

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Муниципальное управление и  социальное планирование в отрасли

«Структура муниципального хозяйства, особенности, виды и типы»

 

 

 

Выполнил: студент группы ГСХ-08-1 Янулевич А.С.

подпись_________________дата_________________

Принял: Казаков В.Д.

подпись_________________дата_________________

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2012

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

1. Основная  часть:

1.1. Понятие и сущность муниципального хозяйства............................................................4

1.2. Структура муниципального хозяйства...........................................................................6

1.3. Виды муниципального хозяйства………………………………………….8

Заключение…………………………………………………………………..…...10

Список литературы………………………………………………………………11

 

 

Введение

В основе развития местного сообщества, как правило, лежат экономические  процессы. Поэтому экономическую  деятельность местного сообщества чаще всего описывают с помощью  понятий «муниципальная экономика» и «муниципальное хозяйство». При  этом соотношение этих терминов, как  и их содержание, имеет различное  толкование. Инструментом, с помощью  которого органы местного самоуправления осуществляют экономическую и хозяйственную  деятельность, является муниципальное  хозяйство.

Местное самоуправление имеет двойственную природу. С одной стороны, органы местное самоуправление — это органы власти, решения которых обязательны для всех физических и юридических лиц, расположенных на территории муниципального образования, с другой — это специфический хозяйствующий субъект (собственник), управляющий специфическим производственным процессом по удовлетворению потребностей жителей данной территории. Эта двойственность порождает различные точки зрения среди специалистов по поводу определения муниципального хозяйства.

Наиболее верной считается позиция, которая позволяет выделить ряд  особенностей муниципального хозяйства. Муниципальное хозяйство носит  черты частного хозяйства, поскольку  организации, предприятия и учреждения выступают на рынке как равноправный самостоятельный субъект. Однако, в  отличие от обычного частного хозяйства, целью муниципального хозяйства  является решение местных вопросов, связанных с удовлетворением  общественных потребностей.

Целью работы является изучение муниципального хозяйства, его структуры и видов.

 

 

Понятие и сущность муниципального хозяйства

Для того, чтобы дать научное определение  муниципального хозяйства, нужно прежде всего установить родовое понятие "хозяйство", чтобы затем на основе отличия данного вида хозяйства дать определение термина "муниципальное хозяйство".

Как правило, под хозяйством понимают некую  совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.

Государственное хозяйство любой современной  страны ограничено ее границами, а сами права государства при осуществлении  хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности  хозяйствующих на его территории субъектов.

С этой точки зрения государство имеет  ряд особенностей при осуществлении  хозяйственной деятельности, поскольку  оно, с одной стороны, выступает  как равноправный субъект хозяйственных  отношений (собственник), с другой стороны — как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории. Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта.

Существуют  подходы к определения понятия муниципального хозяйства.

Первая группа исследователей данного вопроса рассматривает муниципальное хозяйство лишь как совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство), и подходит к решению вопроса с позиции, кому принадлежит данная собственность. Подобный подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

Вторая группа исследователей относит к муниципальному хозяйству всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего, с частным сектором на территории муниципального образования.

Кроме того, при подобном походе происходит размывание понятия власти и подрыв ее авторитета, так как происходит подмена ориентиров, что в свою очередь приводит к недобросовестному  исполнению местным самоуправлением  той части общественных дел, исполнение которых возложено на нее законом. В связи с этим известный российский исследователь Л. Велихов указывает  на особенность муниципального хозяйства, которая лежит прежде всего в его целях. По его определению муниципальное хозяйство  - это "деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения".

В данном определении присутствует тот критерий, по которому можно развести две предыдущие точки зрения, определив, что в понятие муниципального хозяйства включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.

Таким образом, муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

 

 

Структура муниципального хозяйства

 

Для того, чтобы раскрыть содержание изложенного выше понятия, необходимо рассмотреть вопрос о структуре муниципального хозяйства и провести некоторую классификацию тех связей, которые возникают внутри муниципального хозяйства между его элементами.

Методика, предложенная при  определении самого понятия "муниципальное  хозяйство", предлагает подход, исходящий  из того, что:

1. Муниципальное хозяйство  — это совокупность предприятий  и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

2. Деятельность, осуществляемая  этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение  общественных интересов.

3. Поскольку деятельность  осуществляют разнородные по  своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому можно классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей.

И с этой точки зрения можно выделить следующие элементы:

•муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);

•иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана  с реализацией общественных интересов  населения муниципальных образований;

•органы местного самоуправления.

Роль каждого из названных  элементов различна. Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.

Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию — функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования.

Ценность данной классификации  в том, что она позволяет на основе выделения этих трех групп определить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости от этого цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности.

 

 

Виды муниципального хозяйства

 

1. Коммунальная  модель муниципального хозяйства.

Характеризуется тем, что  основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее "благополучных" странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.

2. Коммунально-рентная  модель муниципального хозяйства.

Данная модель по сравнению  с предыдущей отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.

3. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства.

Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению  вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность  стать полноценным хозяйствующим  субъектом на своей территории. Безусловно, та или иная модель не существует в  чистом виде, однако роль и место  того или иного элемента в различных  странах серьезно отличаются друг от друга.

Существование той или  иной модели зависит от некоторых главных факторов:

1. Объем компетенции органов  местного самоуправления, определенный  законодательством.

2.    Наличие и   характер основных ресурсов территории.

3. Наличие квалифицированных  кадров в органах местного  самоуправления и муниципальных  предприятиях.

4. Налогоспособность населения.

В зависимости от этих факторов формируется конкретный вид муниципального хозяйства.

 

Заключение

1. Муниципальное хозяйство  в результате двойственности  своей природы занимает промежуточное  положение между государственными  и частными формами хозяйственной  жизни.

2. В силу своего особого  места оно несет черты как  государственного, так и частного  хозяйства.

3. Способы приобретения  доходов ставят его в один  ряд с иными хозяйствующими  субъектами, а право на регулирование  хозяйственных отношений на своей  территории и общественный характер  распределения прибыли свидетельствует  о принадлежности данного вида  хозяйства к общественному сектору  и властным отношениям.

4. Развитие муниципального  хозяйства невозможно без закрепления  за ним ресурсов, соответствующих  виду и объемам задач, стоящих  перед муниципальным образованием.

 

Список литературы

  1. Велихов Л.  Основы городского хозяйства, 2000.
  2. Королев С.В. Теория муниципального управления. М., 1999.
  3. http://ecsocman.hse.ru/ Федеральный образовательный портал ЭСМ.
  4. Широков А.Н., Лапин В.А., Воронин А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством. М., 1997.

 


Информация о работе Структура муниципального хозяйства, особенности, виды и типы