Структурная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:04, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование понятия структурная политика, а так же рассмотрение её целей и задач. И конечно же рассмотрим особенности структурной политики в России и механизмы реализации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………3
1. Понятие структурной политики………………………………….…………..4
2. Цели и задачи структурной политики…………………………….…………5
3. Особенности структурной политики в России…………………….………..9
4. Механизм реализации структурной политики…………………….……….11
Заключение…………………………………………………………….…….….13
Список литературы…………………………………………………….……….14

Файлы: 1 файл

структурная политика 2.docx

— 36.16 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

 И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

          

 

 

 

 

 

 

Оценка __________

Подпись

преподавателя ________

«___»__________ 20__г.


                                                              

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Бисеров Э.А.

Слушатель:

Сабитова А.В. ГМУ-641

 

 

 

 

 

 

ЕКАТЕРИНБУРГ 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….………3

1. Понятие структурной политики………………………………….…………..4

2. Цели и задачи структурной политики…………………………….…………5

3. Особенности структурной политики в России…………………….………..9

4. Механизм реализации структурной политики…………………….……….11

Заключение…………………………………………………………….…….….13

Список литературы…………………………………………………….……….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Структурная политика представляет собой систему мероприятий, проводимых государством для достижения определенных социально-экономических целей: обеспечение сбалансированного развития экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальная защита населения и рост его благосостояния. Государство влияет на каждую часть структуры народного хозяйства, формирует наиболее оптимальное их соотношение. Поэтому актуальность этой проблемы в современной экономике очень велика, т. к. модернизация страны в решающей мере зависит от структурной перестройки её экономики. При этом следует учитывать, что подобные реформы не могут быть осуществлены на основе исключительно механизмов рыночного саморегулирования.

     Структурная политика играет очень важную роль в общей экономической политике государства. Те страны, которые действительно совершили экономический прорыв и превратились из развивающихся в экономически развитые, совершили это при помощи успешной структурной (промышленной) политики.

     В современной России, где целью экономических реформ является переход к социально-ориентированной модели рынка, способной обеспечить подъем и развитие экономики, весьма актуальным стал вопрос о проведении необходимых преобразований в каждом секторе национального хозяйства, что и является сутью структурной политики.

     Целью данной работы является исследование понятия структурная  политика, а так же рассмотрение её целей и задач. И конечно же рассмотрим особенности структурной политики в России и механизмы реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

  

      Структурная политика – это система мер, направленных на перестройку структуры общественного производства в соответствии с прогрессивными сдвигами в науке, технике и технологии с учетом общественных и индивидуальных потребностей.

     Структурную политику можно рассматривать в широком и узком смысле. В первом случае подразумевается воздействие на всю совокупность структурных элементов в экономике. Речь идет о влиянии на отраслевые, территориальные и организационно-институциональные пропорции. Ко второму случаю относятся действия государства по косвенному регулированию соотношения размеров фирм, нахождению наиболее оптимальной пропорции между их размерами.

     При более узкой трактовке данного термина принято понимать воздействие лишь на изменения отраслевых и производственных пропорций. Региональные аспекты деятельности государства получают самостоятельное лексическое обозначение «региональная политика». Меры по отношению к организационно-институциональным пропорциям не получили в литературе специального термина.

     Важным компонентом структурной политики является нацеливание - скоординированные государственные мероприятия по мобилизации производственных ресурсов в целях помощи национальным производителям в избранных отраслях стать более конкурентоспособными на мировом рынке.

     Основными формами осуществления структурных преобразований являются налоговая политика, в частности налоговые льготы новым и другим приоритетным отраслям, прямое финансирование некоторых новейших отраслей, в том числе их развитие в рамках государственного сектора, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и выделение на их основе перспективных направлений развития производства для поддержки государства.

     Данное направление политики стимулирует научно-технический прогресс, повышает конкурентоспособность национальной экономики, решает ряд социальных проблем. Смысл  структурной политики состоит  в том, чтобы заменить или продублировать частную экономику, так как основной побуждающей силой в данном направлении является рынок, которому помогает государство.

 

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

   

     В российской экономике есть сектора и отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировых рынках. Реализации конкурентных преимуществ этих секторов (наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п.) препятствуют как несовершенство и неразвитость рыночных механизмов и институтов, так и сложившиеся к настоящему времени стартовые условия в этих секторах, неблагоприятные для экспансии производства, модернизации производственной базы и повышения эффективности.

     Общеэкономическая задача структурной политики - поддержание макроэкономического равновесия в рыночном хозяйстве.

     Основной целью структурной политики государства является формирование оптимальной структуры хозяйственного комплекса для наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении общества ресурсов, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов.

     При решении этих задач существенно повыситься доля производств с высокой степенью переработки, производящих высокую добавленную стоимость на единицу используемых ресурсов, а также сферы услуг; изменится место России в мировой системе разделения и кооперации труда – от вывоза сырья к вывозу высоких технологий и современных услуг.

     Основным направлением структурной политики государства является повышение конкурентных преимуществ экономики страны через достижение четырех взаимосвязанных целей:

1.Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

2.Исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям, решение проблем монопрофильных городов.

3.Завершение трансформации существующих малоэффективных институтов экономики "переходного типа" (структуры государственной собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.

4.Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.

     Основными  факторами, сдерживающими развитие  потенциально конкурентоспособных  предприятий, помимо изложенных в предыдущем разделе, являются:

  • низкий уровень управления на предприятиях, связанный как с небольшим опытом функционирования в условиях рыночной экономики, так и слабым развитием консалтинговых услуг и системы подготовки менеджеров;
  • низкий уровень интеграции отечественной экономики в мировую экономическую систему, определяемый не только низкой конкурентоспособностью, но и институциональными факторами: недостаточно активным участием России в деятельности международных экономических организаций, неразвитостью инфраструктуры содействия экспорту;
  • недостаточное развитие инфраструктуры: автодорог, портов, телекоммуникаций и т.п.;
  • неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию и освоение инноваций;
  • недостаточная гибкость рынка труда, связанная с барьерами на пути межрегиональной миграции рабочей силы и недостатками системы профессионального образования и переквалификации.

     В этих условиях первоочередными задачами структурной политики становятся:

  • повышение инновационной активности и опережающее развитие высокотехнологичного сектора экономики;
  • стимулирование экономического роста и повышение эффективности производства на микроуровне через поддержку формирующихся цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использование других косвенных инструментов;
  • снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет развития институтов рынков товаров, услуг, труда и капитала, формирования инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности;
  • прекращение прямого и косвенного субсидирования неэффективных предприятий, эффективная селекция работоспособных предприятий, повышение действенности института банкротств, реструктуризация неэффективного сектора экономики, решение проблем монопрофильных городов;
  • стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, в том числе через развитие рынка консалтинговых услуг, содействие процессам интеграции и образования крупных эффективных и конкурентоспособных компаний при всемерном содействии развитию малого и среднего бизнеса;
  • окончательное снятие с предприятий бремени содержания некоммерческих звеньев;
  • сокращение и оптимизация государственного сектора при росте эффективности управления государственным имуществом;
  • повышение эффективности естественных монополий путем обеспечения большей информационной прозрачности и ужесточения контроля за их издержеками; организационного разделения естественно-монопольных и немонопольных сегментов; формирования конкурентной среды в немонопольных сегментах; обеспечения равного доступа к сетям; обеспечения контроля за поддержанием необходимого уровня инвестиций;
  • реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций, формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России, как в масштабе всей экономики, так и на конкретных отраслевых рынках.

     В целом в современных условиях структурная политика должна реализовываться на основе применения следующих базовых принципов:

  • конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития;
  • минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику;
  • открытость экономики;
  • либерализация экономической деятельности на микроуровне.

     Необходимость обеспечить решение основных социально-экономических задач - таких, как достижение устойчивых темпов экономического роста при позитивных сдвигах в структуре экономики и обеспечение роста реальных доходов населения делает экономически рациональной и реализуемой стратегию структурного маневра, основанного на сценарии "активного позиционирования на рынках". Эта стратегия базируется на постепенном изменении сложившейся структуры экономики за счет имеющихся преимуществ отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке, при последовательном распространении импульсов роста в смежные отрасли промышленности и другие народнохозяйственные комплексы.

     Структурная политика будет направлена на опережающее развитие тех отраслей и подотраслей, продукция и услуги которых пользуются спросом на мировом рынке. В рамках такого подхода можно выделить "традиционные" экспортные отрасли (прежде всего, в сырьевом секторе и перерабатывающей промышленности), а также "новые" экспортные отрасли в сфере услуг.

     Стимулирование экспортеров на использование прибыли и амортизации для вложений в техническое перевооружение своих предприятий, должно сопровождаться мерами по повышению участия в этом перевооружении отечественного машиностроения. Дополнительные заказы и финансовые инвестиции со стороны экспортеров, создают предпосылки для роста внутреннего спроса, в первую очередь на продукцию отечественного инвестиционного машиностроения.

     Будет поощряться переход компаний с крупными государственными пакетами акций (прежде всего естественных монополий) к закупкам оборудования на основе открытых конкурсов.

     Основная задача, которую придется решать в отношении монопрофильных городов, состоит в том, чтобы создать механизм изменения ситуации в моногородах, адекватный рыночной экономической системе и потому обеспечивающий возможность саморазвития этих населенных пунктов и их гибкой адаптации к изменениям окружающей среды без постоянного обращения к ресурсам государства.

Информация о работе Структурная политика