Трудовой коллектив организации как средство достижения целей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 13:37, статья

Описание работы

В статье рассматривается понятие трудового коллектива, его влияние на формирование социальной стратегии организации. Так же приводятся примеры типов межличностных отношений в коллективе и их влияние на достижение целей организации в целом.

Файлы: 1 файл

Статья. Григорьева К.С..docx

— 33.39 Кб (Скачать файл)

К.С. Григорьева

Научный руководитель – Е.Л. Соколова

Сибирский государственный аэрокосмический

университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия,

Красноярск

 

ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ

 

В статье рассматривается понятие трудового коллектива, его влияние на формирование социальной стратегии организации. Так же приводятся примеры типов межличностных отношений в коллективе и их влияние на достижение целей организации в целом.

 

Как следует из общего определения стратегии предприятия, социальная стратегия – это система стратегических решений, затрагивающих состав коллектива, содержание и условия работы его членов. [1] Следовательно, необходимой частью формирования социальной стратегии организации является тип отношений в коллективе. От этого зависит и условие реализации всей стратегии предприятия в целом. Коллектив играет огромную роль, как в жизни человека, так и для жизнедеятельности организации.

Под трудовым коллективом понимается объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность. Они взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других лиц и одновременно находится под их влиянием. Это объединение обладает организационным единством и связано общими целями. [4]

Важнейшей характеристикой трудового коллектива является единство целей его деятельности, которые вытекают из общественных потребностей и интересов. Поэтому трудовой коллектив - это не только социальная категория, но одновременно и средство достижения целей. [2] Естественно, цели объединяющие людей в коллективе, не дают гарантий отсутствия разногласий среди членов трудового коллектива, так как люди различаются уровнем образования, жизненным опытом, особенностями характера и другими индивидуальными признаками. И все же, для эффективной работы организации, необходимо выстроить такие отношения в коллективе, в которых будет комфортно работать, тем самым повысив работоспособность каждой единицы коллектива.

В литературе встречается пять типов отношений в трудовом коллективе:

 Вариант «Стая»: Положение в коллективе отдельного работника определяется его отношениями с «вожаком», в отношениях с коллегами характеризуется напряженностью, соᴨерничеством. Референтную группу для каждого работника образуют члены руководства, в нее не входят остальные члены коллектива. Руководителем является «победитель» - человек, обладающий непререкаемой властью. От его благосклонности зависят уровень и благосостояние каждого работника.

Вариант «Семья»: Коллектив, связанный неформальными дружескими отношениями взаимопомощи, общности интересов. Руководитель «семьи» не избирается, им является либо наиболее авторитетный член коллектива. Недостаток - возможность ослабления стимулов и интереса к интенсивному труду; при определенных обстоятельствах неизбежен регресс коллектива к более низкому уровню производительности труда и конкурентоспособности продукции.

Вариант «Автобус»: Коллектив может рассматриваться как временное сообщество людей, заинтересованных лишь в достижении конечной цели движения, которая от них по существу не зависит. Благосостояние сотрудников определяется лишь состоянием предприятия в целом. При этом не имеют значения ни отношения с руководством, ни отношения с коллегами. В связи с этим взаимоотношения внутри коллектива сведены к минимуму. Способ назначения или избрания руководителя не имеет особого значения.

Вариант «Улей»: Постоянное сообщество работников, место каждого из котоҏыҳ в иерархии определяется в соответствии с его трудовой активностью, функциональными возможностями. Руководителями коллектива являются наиболее достойные этого члены сообщества. Жестко структурированный коллектив, встречающийся наиболее часто на предприятиях с мехаʜᴎϲтической структурой управления. Недостаток - отсутствие гибкости при изменении внешних условий работы предприятия.

Вариант «Стадо»: Относительно устойчивое сообщество, ведомое безусловным внешним лидером и повинующееся силе традиций, привычек или инстинкта. Характеризуется минимальными взаимоотношениями между членами «стада» и отсутствием у них выраженных индивидуальных функций.

Выбор одного из указанных типов коллективов в качестве желательного - необходимая часть формирования социальной стратегии и условие реализации всей стратегии предприятия в целом. [1]

Ориентируясь на тот или иной вид коллектива, можно повысить эффективность работы организации в целом. Например, в коллективе вида «улей» или «семья», руководитель может положиться на своих подчиненных и делегировать им часть управленческих функций, или создать из соответствующих специалистов целевые группы для решения сложных профессиональных проблем, или расширить круг вопросов, решение которых возможно на основе самоуправляемости. Тем самым можно добиться улучшения доверительных отношений с руководством, проявления творческой инициативы каждого работника, выдвижения новых идей, рационалистических предложений.

Важно отметить, что эта типология отношений в коллективе относительна, так как коллектив может проявить себя по-разному в той или иной ситуации. Уделяя особое внимание отношениям в трудовом коллективе, регулируя их, в зависимости от ситуации можно скорректировать работу организации в целом и добиться желаемого результата, успешной реализации поставленных задач.

 

Библиографический список

  1. Айвазян С.А., Балкинд О.Я., Баснина Т.Д. и др. / Под ред. Г.Б. Клейнера., Стратегии бизнеса: Аналитический справочник, 2005.- стр. - 312.
  2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента [Текст]: Пер. с англ. - М.: Дело, 1999, 2001;
  3. Романов П.В., Социология менеджмента и организации., учебное пособие, 2003.
  4. Семенов А. К., Набоков В. И. . Основы менеджмента: Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». — 556 с. , 2008.- стр. - 485.

 

K.S. Grigorieva

Siberian State Aerospace Univercity named after academic M.F. Reshetnev

Krasnoyarsk, Russia

 

LABOUR COLLECTIVE OF THE ORGANIZATION AS A MEANS OF ACHIEVING GOALS

The article considers the concept of labour collective, its influence on the formation of the social strategy of the organization. Also provides examples of the types of interpersonal relations in the team and their impact on achieving the objectives of the organization as a whole.

 

 


Информация о работе Трудовой коллектив организации как средство достижения целей