Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 21:13, реферат
Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
1. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
1.1. Общение: понятие,
виды
Общение — это прежде всего коммуникация,
т. е специфический обмен информацией
эмоционального и интеллектуального содержания,
значимой для участников общения1.
Субъектами общения являются живые существа,
люди. В принципе общение характерно для
любых живых существ, но лишь на уровне
человека процесс общения становиться
осознанным, связанным вербальными и невербальными
актами. Человек, передающий информацию,
называется коммуникатором, получающий
ее – реципиентом.
В общении можно выделить ряд аспектов:
содержание, цель и средства. Рассмотрим
их подробнее.
Содержание общения – информация, которая
в межиндивидуальных контактах передается
от одного живого существа другому. Это
могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном
и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке
во внешней среде. Наиболее разнообразно
содержание информации в том случае, если
субъектами общения являются люди.
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради
чего существо вступает в акт общения?».
Здесь имеет место тот же принцип, что
уже упоминался в пункте о содержании
общения. У животных цели общения не выходят
обычно за рамки актуальных для них биологических
потребностей. У человека же эти цели могут
быть весьма и весьма разнообразными я
являть собой средства удовлетворения
социальных, культурных, творческих, познавательных,
эстетических и многих других потребностей.
Средства общения – способы кодирования,
передачи, переработки и расшифровки информации,
которая передается в процессе общения
от одного существа к другому. Кодирование
информации – это способ ее передачи.
Информация между людьми может передаваться
с помощью органов чувств, речи и других
знаковых систем, письменности, технических
средств записи и хранения информации2.
Типы и виды общения. В психолого-педагогической
литературе используются понятия «типы»
и «виды» общения как определенные разновидности
этого феномена. При этом у ученых, к сожалению,
нет единого подхода к тому, что считать
типом, а что видом общения.
Б.Т. Парыгин под типами общения понимает
различия в общении по его характеру, т.е.
по специфике психического состояния
и настроения участников коммуникативного
акта. По мнению ученого, типологические
разновидности общения носят парный и
одновременно альтернативный характер:
деловое и игровое общение; безлично-ролевое
и межличностное общение; духовное и утилитарное
общение; традиционное и инновационное
общение.
Видовые различия общения обусловлены
их предметной направленностью. В этой
связи правомерно говорить об особенностях
и специфике политического, религиозного,
экономического общения.
Например, предметом политического общения
выступает сфера политики, взаимодействие
политических партий и их лидеров с представителями
различных партий и общественных объединений
при решении тех или иных политических
вопросов.
При таком подходе, очевидно, что педагогическое
общение представляет собой один из видов
общения. Предметом такого общения является
сфера образования, в которой осуществляется
взаимодействие учителей и воспитателей
со своими коллегами, учениками и их родителями
вокруг вопросов, связанных с обучением
и воспитанием учащихся.
Несколько иного взгляда на описание разновидностей
общения придерживается А.А,Леонтьев.
Автор утверждает, что в исследовании
общения неправомерно принимать за простейшую
«клеточку» анализа «чистое» межличностное
общение в диаде, поскольку каждый человек
представляет собой совокупность (ансамбль)
общественных отношений. Поэтому автор
исходит из того, что общение – это процессы,
осуществляющиеся внутри определенной
социальной общности – группы, коллектива,
общества в целом, процессы, по своей сущности
не межиндивидуальные, а социальные. Они
возникают в силу общественной потребности,
общественной необходимости и реализуют
общественные отношения. На основе этого
автор выделяет три вида общения: социально-ориентированное
общение, групповое предметно-ориентированное
общение и личностно-ориентированное
общение.
Примером социально-ориентированного
общения могут служить лекция, оклад, телевизионное
выступление, где лектор или докладчик
выступает как представитель общества
и решает со своей аудиторией конкретные
социальные задачи. Например, рассматривает
экологические проблемы конкретного города
или региона.
Групповое предметно-ориентированное
общение также нацелено на решение социальных
задач – организацию коллективного взаимодействия
в процессе совместной деятельности. Это
общение членов конкретного коллектива
другс другом или с представителями другого
коллектива. В центре такого общения –
проблемы, стоящие перед коллективом,
совместная деятельность его представителей.
Личностно-ориентированное общение, представляющее
взаимодействие одного человека с другим,
далеко не однородно. Это может быть еловое
общение партнеров, обслуживающее конкретную
совместную деятельность (например, подготовку
к экзамену, соревнованию или концерту).
Но это может быть также общение, в центре
которого находится не какая-либо деятельность,
личностные проблемы общающихся, например,
выяснение отношений между друзьями или
объяснение в любви между юношей и девушкой.
Говоря о видах общения, многие исследователи
выделяют деловое и личностное общение.
Эти термины довольно часто встречаются
как в педагогической литературе, так
и в обиходе.
Деловое общение (его также называют ролевым
или функционально-ролевым общением) направлено
на организацию какой-либо совместной
деятельности, того или иного дела. В центре
такого общения – интересы дела, функциональные
обязанности партнеров, вклад каждого
из них в достижение результата, а личностные
особенности партнеров: их симпатии или
антипатии, чувства, настроение, психическое
или физическое состояние как бы отодвигаются
на задний план.
В центре личностного (или межличностного)
общения , напротив, находятся психологические,
физиологические, нравственные и иные
личные проблемы партнеров: их интересы
, склонности, настроение, отношения с
окружающими, самочувствие и т.п. Деловые
проблемы в таком общении не столь значимы
для партнеров, дело может подождать, его
можно завершить и после решения личных
вопросов.
В педагогическом процессе деловое и личностное
общение довольно тесно переплетаются
и неотрывны друг от друга. Учитель не
только обращает внимание на то, выполняет
или нет ученик задания учителя, какими
способами он получил правильный ответ.
От взгляда опытного педагога не скроется
физическое или психическое состояние
ученика, его радостное или подавленное
настроение, наличие внутренней тревоги,
озабоченности чем-либо.
1. 2. Понятие и сущность
вербальной коммуникации
Вербальная коммуникация представляет
собой словесное взаимодействие сторон
и осуществляется с помощью знаковых систем,
главной среди которых является язык.
Язык как знаковая система является оптимальным
средством выражения человеческого мышления
и средством общения. Система языка находит
свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует
в нас постоянно в со-стоянии возможности.
Термин «речь» используется в двух значениях.
Во-первых, речью называется один из видов
коммуникативной деятельности чело-века:
использование языка для общения с другими
людьми. В этом смысле речь - это конкретная
деятельность человека, выражающаяся
либо в устной, либо в письменной форме.
Во-вторых, речью называется результат
деятельности в за-висимости от условий
и целей коммуникации (деловая речь, официальная
речь и т.д.)3.
Отличия речи от языка состоят в следующем.
Во-первых, речь конкретна, неповторима,
актуальна, развертывается во времени,
реализуется в пространстве. Во-вторых,
речь активна, в отличие от языка менее
консервативна, более динамична, подвижна.
В-третьих, речь отражает опыт говорящего
человека, обусловлена контекстом и ситуацией,
вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена.
Каждое высказывание в процессе коммуникации
выполняет ту или иную функцию (установление
контакта, привлечение внимания, передача
информа-ции и др.). Частные функции конкретных
высказываний могут быть объединены в
более общие, которые и называются функциями
речи. Обычно выделяют следующие функции
речи:
1) Коммуникативную, или репрезентативную
(репрезентация - представление, изображение),
которая является доминирующей;
2) Аппелятивная (аппеляция - призыв, обращение,
т. е. воздействие), кото-рая грамматически
выражается в основном в повелительном
наклонении и зва-тельной форме;
3) Экспрессивная - выражение выразительности
речи;
4) Фатическая, т.е. контактоустанавливающая.
Затрагивает область речевого этикета
и осуществляется посредством обмена
ритуальными формулами;
5) Метаязыковая, т.е. функция толкования,
когда говорящему или слушающему необходимо
проверить, пользуются ли они при общении
одним и тем же кодом;
6) Волюнтативная, т. е. функция волеизъявления4.
Итак, функции, которые выполняет речь
в каждой конкретной ситуации общения,
определяют внешний вид высказывания,
в первую очередь отбор слов и синтаксических
конструкций. Мы отметили, что доминирующей
функцией речи является коммуникативная
функция, т.е. обслуживание процесса коммуникации.
Коммуникационный процесс можно рассматривать
как обмен информацией между людьми, а
его целью считать осознание и понимание
передаваемой и получаемой информации.
Информация, содержащаяся в речи, определяется
как вербализованная передача уже добытых,
осмысленных и организованных фактов
объективной действительности.
Рассмотрим особенности основной модели
передачи информации с точки зрения вербальной
коммуникации. Источником информации
в вербальной коммуникации выступает
говорящий или пишущий субъект. Каналом
информации может быть голосовой аппарат
создателя сообщения, а также технические
средства распространения информации.
Код в случае речевого общения - это сама
речь. При этом, кодирование определяется
как перевод информации в языковые единицы,
а декодирование - как обратный ему процесс
восприятия и понимания высказывания.
Выбор кода при передаче вербальной коммуникации,
как правило, происходит автоматически.
Обычно кодом является родной язык говорящего.
Однако, код можно рассматривать и как
средство зашифровки сообщения. Помехи
и искажения - следующий важный элемент
рассматри-ваемой модели вербальной коммуникации.
В данном случае искажения могут быть
обусловлены лингвистическими, экстралингвистическими
и акустико-произносительными причинами
или графическим обликом сообщения в письменной
речи. Лингвистические искажения связаны
с недостаточной отточенностью фразы,
чрезмерной усложненностью сообщения,
неправильным синтаксическим оформлением
и т.д. Экстралингвистические помехи обусловлены
запасом знаний получателя сообщения.
Также психологи замечают, что защитные
механизмы человеческой психики выбирают
ту информацию, которая соответствует
предрасположениям индивида и не воспринимают
то, что противоречит взглядам и убеждениям
человека. Чтобы придать сообщению помехоустойчивость,
любая информация должна обладать некоторой
долей избыточности. Избыточность информации
- это полное или частичное повторение
сообщения, которое сопровождает получение
новых данных и служит для проверки и кор-ректировки
наших представлений. Подсчитано, что
избыточность должна составлять от 50 до
95 % запаса знаний в рассматриваемой области5.
Очень важная характеристика вербальной
информации - ценность. Под ценностью понимается
новая информация, получаемая от реализации
информативности, содержащейся в языковом
знаке. Ценность информации содержа-тельного
характера определяется ее новизной и
неожиданностью.
Таким образом, мы кратко охарактеризовали
основные особенности передачи вербальной
информации. Однако, в реальном общении
целью акта вербальной коммуникации выступает,
как правило, не собственно передача информации,
а некоторое воздействие на собеседника.
По этой причине выделяют три основных
типа результатов коммуникации:
а) изменения в знаниях получателя;
б) изменение установок получателя, т.е.
изменение относительно устойчи-вых представлений
индивида;
в)изменение проведения получателя сообщения.
Формы речевой коммуникации. В зависимости
от направленности речевого потока при
коммуникации выделяют диалогическую
и монологическую речь. Диалогом называется
форма речи, состоящая из обмена высказываниями
- репликами, характеризующаяся ситуативностью
(зависимостью от речевой ситуации), контекстуальностью
(обусловленностью предыдущими высказываниями),
малой степенью организованности.
К основным языковым особенностям диалога
относят: наличие повторов в реагирующих
репликах, синтаксическую неполноту реплик,
экспрессивность, обилие вопросительных
и побудительных предложений. Выделяют
следующие типы диалога: информативный
диалог; прескриптивный диалог (содержит
просьбу, приказ, обещание или отказ выполнить
предлагаемое действие); диалог - обмен
мнениями (это обычно спор или дискуссия);
диалог с целью установления или регулирования
межличностных отношений; праздноречивый
диалог (это может быть эмоциональное
общение или интеллектуальный разговор).
Цель вербализации - поддержать единство
функциональных образований, возникающих
в процессе делового общения, расположить
к себе людей, побудить их к большей душевной
щедрости. Вследствие этого важное значение
для имиджа менеджера имеет развитие способности
к красноречию, употреблению нормированной
речи.
Особое место в вербальном общении занимает
выявление и поощрение человеком потенциальных
возможностей собеседника. Умение говорить
доброжелательно и красиво обладает притягательной
силой и создает условия для возникновения
взаимоотношений с людьми, основанных
на взаимной симпатии, необходимой для
благоприятной психологической атмосферы
в коллективе.
Речь - основной, присущий только человеку
способ коммуникации6.
Речь прежде всего подразделяется на внутреннюю,
т. е. разговор человека мысленно с самим
собой, через который осознаются мотивы
его поведения, планируется и управляется
деятельностью и т.д., и внешнюю, направленную
на партнера по общению. Внешняя речь существует
на основе внутренней. Перевод содержания
внутренней речи во внешний план связан
с возникновением трудностей проговаривания
вслух.
Внешняя речь представлена в двух формах:
устной и письменной7.
2. ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
2.1. Устно-речевые
средства коммуникации
Очень важной способностью, связанной
с устной речью, является умение удерживать
внимание слушателей. Если, выступая с
докладом, вы будете смотреть кому-либо
из слушателей прямо в глаза, то его
ответное внимание вам будет гарантировано.
И наоборот, если вы будете излагать
свои мысли монотонным голосом, уткнувшись
в заранее подготовленную бумажку,
то очень скоро обнаружите, что
аудитория не слушает вас. Визуальный
контакт с аудиторией полезен
еще и потому, что позволяет
докладчику оценить реакцию слушателей.
Самым эффективным, как правило,
бывает личное общение, то есть коммуникация,
в которой участвуют два
2.2. Письменно-речевая коммуникация
Письменная речь: это речь, графически
закрепленная; она может быть заранее
обдумана и исправлена; для нее
характерны некоторые языковые особенности
(преобладание книжной лексики, наличие
сложноподчиненных предложений, строгое
соблюдение языковых норм, отсутствие
внеязыковых элементов)
Отличие писменной речи от устной заключается
в характере адресата. Письменная речь
обычно обращена к отсутствующим. Тот,
кто пишет, не видит своего партнера по
общению, а может лишь мысленно представить
его. На письменную речь не влияет реакция
тех, кто ее читает9.
Люди пользуются письменной коммуникацией
реже, чем устной. Но с приходом электронной
почты важность письменного общения сильно
возросла.
Работодатели при отборе кандидатов на
вакантные места все большее внимание
обращают на их умение грамотно излагать
свои мысли на бумаге. Если при поступлении
на работу вам предлагается заполнить
анкету, то это может означать, что работодатель
таким образом предполагает проверить
ваши знания грамматики и орфографии.
Любое письменное сообщение имеет одно
несомненное преимущество перед устным.
Составляя его, вы имеете возможность
подумать, привести в порядок свои мысли
и в случае необходимости даже переписать
набело. Однако нужно отметить и два недостатка
письменной коммуникации. Во-первых, письменное
сообщение не может передать интонации
вашего голоса и жестикуляцию (часто, но
не всегда: смайлики - большое достижение
человечества), а во-вторых, вы лишены мгновенной
обратной связи с читателем. Чтобы устранить
первый недостаток, имеет смысл привнести
в ваше послание эмоциональную нотку.
Здесь, как и в устной коммуникации, хорошую
службу вам может сослужить богатый словарный
запас. Вторая проблема легко решается,
если вам известны образовательный уровень,
интересы и словарный запас людей, к которым
вы обращаетесь. Короткое сообщение, написанное
простым языком, как правило, более понятно
людям.
Различия между письменной и устной речью
заключается также и в том, что произнесенное,
сказанное недолговечно, сохраняется
в памяти лишь частично, а написанное может
долго сохраняться10.
2.3. Слушание, как
средство вербальной коммуникации
Слушать в нашей жизни не менее важно,
чем говорить: через слух человек получает
примерно 25 % всей информации об окружающем
мире.
Люди слушают что-либо с разной целью.
Прежде всего они хотят получить новую
смысловую информацию. Таково слушание
лекции, доклада, информации по радио и
телевидению, выслушивание делового партнера
и т.д. Нередко слушают и для получения
эмоциональной, эстетической информации.
Таково слушание стихов, художественной
прозы.
По способу осуществления различают два
вида слушания: рассеянное, пассивное
(нерефлексивное), когда человек чем-либо
отвлечён, и сосредоточенное, активное
(рефлексивное), когда предельно включены
механизмы внимания.
Уметь слушать - одно из самых сложных
коммуникативных явлений, непосредственно
относящихся к культуре общения.
Нерефлексивное слушание не всегда бывает
уместным. Ведь молчание можно принять
за знак согласия. Поэтому честнее сразу
прервать собеседника, открыто высказать
свою точку зрения, чтобы впоследствии
избежать недоразумений.
Рефлексивное слушание заключается в
активном вмешательстве в речь собеседника,
в оказании ему помощи выразить свои мысли
и чувства, в создании благоприятных условий
для общения.
Важно уметь выбрать вид слушания, наиболее
уместный в данной ситуации общения.
Познакомьтесь с основными «правилами»
слушания собеседника. Они изложены Иствудом
Атватером в книге «Я вас слушаю...» (М.,
1989г.)
1. Не принимайте молчание за внимание.
Если собеседник молчит, то это не значит,
что он слушает. Он может быть погружен
в собственные мысли.
2. Будьте физически внимательны.
Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте
с ним визуальный контакт, убедитесь в
том, что ваша поза и жесты говорят о том,
что вы слушаете.
3. Не притворяйтесь, что слушаете.
Это бесполезно: как бы вы не притворялись,
отсутствие интереса и скука неминуемо
проявятся в выражении лица и жестах.
4. Дайте собеседнику время высказаться.
Сосредоточьтесь на том, что он говорит.
Старайтесь понять не только смысл слов,
но и выводы собеседника.
5. Не перебивайте без надобности.
Большинство из нас в социальном общении
перебивают друг друга, делая это подчас
неосознанно. Руководители чаще перебивают
подчиненных, старшие - младших, чем наоборот.
Мужчины перебивают чаще, чем женщины.
Если вам необходимо перебить кого-нибудь
в честной беседе, помогите затем восстановить
прерванный вами ход мыслей собеседника.
6. Не делайте поспешных выводов.
Это один из главных барьеров эффективного
общения. Воздерживайтесь от оценок и
постарайтесь понять точку зрения собеседника
или ход его мыслей до конца.
7. Не будьте излишне чувствительны к эмоциональным
словам11.
Слушая сильно взволнованного собеседника,
будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию
его чувств, иначе можно пропустить смысл
общения.
8.Убедитесь, что нет неясностей и недопониманий.
Если собеседник уже высказался, повторите
главные пункты его монолога своими словами
и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду.
Не заостряйте внимание на разговорных
особенностях собеседника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вербальная коммуникация использует в
качестве знаковой системы человеческую
речь, естественный звуковой язык, то есть
систему фонетических знаков, включающую
два принципа: лексический и синтаксический.
Речь является самым универсальным средством
коммуникации, поскольку при передаче
информации при помощи речи менее всего
теряется смысл сообщения. Правда, этому
должна сопутствовать высокая степень
общности понимания ситуации всеми участниками
коммуникативного процесса.
При помощи речи осуществляется кодирование
и декодирование информации: коммуникатор
в процессе говорения кодирует, а реципиент
в процессе слушания декодирует эту информацию.
Последовательность действий говорящего
исследована достаточно подробно. С точки
зрения передачи и восприятия смысла сообщения
схема «коммуникатор – сообщение – реципиент»
асимметрична.
Для коммуникатора смысл информации предшествует
процессу кодирования, так как «говорящий»
сначала имеет определённый замысел, а
затем воплощает его в систему знаков.
Для «слушающего» смысл принимаемого
сообщения раскрывается одновременно
с декодированием. В этом случае особенно
отчётливо проявляется значение ситуации
совместной деятельности: её осознание
включено в сам процесс декодирования;
раскрытие смысла сообщения немыслимо
вне этой ситуации.
Точность понимания слушающим смысла
высказывания может стать очевидной для
коммуникатора лишь тогда, когда произойдёт
смена «коммуникативных ролей», т.е. когда
реципиент превратится в коммуникатора
и своим высказыванием даст знать о том,
как он раскрыл смысл принятой информации.
Диалог как специфический вид «разговора»
представляет собой последовательную
смену коммуникативных ролей, в ходе которой
выявляется смысл речевого сообщения.
Мера известной согласованности действий
коммуникатора и реципиента в ситуации
попеременного принятия ими этих ролей
в большой степени зависит от их включённости
в общий контекст деятельности. Успешность
вербальной коммуникации в случае диалога
определяется тем, насколько партнёры
обеспечивают тематическую направленность
информации, а также её двусторонний характер.
Точно так же всесторонне исследованы
способы повышения воздействия текста
сообщения. Именно в этой области применяется
методика контент-анализа, устанавливающая
определённые пропорции в соотношении
различных частей текста. Особое значение
имеют работы по изучению аудитории.
В социальной психологии существует большое
количество экспериментальных исследований,
выясняющих условия и способы повышения
эффекта речевого воздействия, достаточно
подробно исследованы как формы различных
коммуникативных барьеров, так и способы
их преодоления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология
и педагогика: Учеб. Пособие / Под ред. Э.В.
Островского. – М.: Вузовский учебник,
2005. – 384 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности М.,
2004. - 414 с.