Принято выделять следующие виды деловых писем.
По тематическому
признаку:
Коммерческие – используются
при подготовке к заключению коммерческой
сделки, а также при выполнении
условий договоров:
- оферта (письмо-предложение) – заявление лица о желании заключить сделку с указанием конкретных условий сделки;
- письмо-запрос - обращение одной стороны к другой о желании заключить сделку, как правило, без указания условий сделки либо уточнить какой-то вопрос при осуществлении сделки;
- рекламация (письмо-претензия) - претензии к стороне сделки, которая нарушила принятые на себя по договору обязательства, и требование возмещение убытков.
Некоммерческие (собственно
деловые письма) – используются
при решении различных организационных,
правовых вопросов, экономических взаимоотношений:
- благодарственное письмо – содержит выражение благодарности по какому-то поводу;
- гарантийное письмо – содержит в себе подтверждение определенных обязательств;
- информационное письмо (письмо-извещение, письмо-сообщение, письмо-уведомление) - предполагает информирование о каких-то событиях либо фактах, которые составляют интерес либо могут заинтересовать адресата;
- письмо-напоминание - содержит напоминание о выполнении договоренностей, обязательств и меры, которые будут приняты в случае их невыполнения;
- письмо-подтверждение – содержит подтверждение получения какого-товара, согласия с чем-либо, какого-то факта и т.п.;
- письмо-поздравление – содержит поздравление по какому-то поводу;
- письмо-приглашение – содержит приглашение на какое-то мероприятие;
- письмо-просьба – содержит просьбу совершить либо прекратить какое-то действие, побудить к действию и т.п.;
- письмо-соболезнование – содержит сочувствие по какому-то поводу;
- сопроводительное письмо – составляется для сообщения адресату о направлении каких-то сопроводительных документов, материальных ценностей и т.п.
По функциональному
признаку:
- письма-ответы – ответы на инициативные письма;
- инициативные письма – составляются по инициативе адресанта с определенной целью;
- письма, требующие ответа (письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация, письмо-просьба, письмо-обращение);
- письма, не требующие ответа (письмо-напоминание, письмо-предупреждение, письмо-извещение, сопроводительное письмо, письмо-подтверждение).
По признаку получателя:
- циркулярные письма – письма, адресованные нескольким получателям одновременно;
- обычные письма - адресованные одному конкретному получателю.
По композиционному
признаку:
- одноаспектные – рассматривают один вопрос;
- многоаспектные – затрагивают несколько вопросов одновременно.
По структуре:
- регламентированные – составляются по определенному установленному образцу;
- нерегламентированные – содержат авторский текст и составляются в свободной форме, не имеют установленного образца.
По форме отправления:
- конвертные – отправленные с помощью почты в конверте;
- электронные – отправленные в электронном виде на e-mail;
- факсовые – отправленные по факсу
Принято выделять следующие виды деловых писем.
По тематическому
признаку:
Коммерческие – используются
при подготовке к заключению коммерческой
сделки, а также при выполнении
условий договоров:
- оферта (письмо-предложение) – заявление лица о желании заключить сделку с указанием конкретных условий сделки;
- письмо-запрос - обращение одной стороны к другой о желании заключить сделку, как правило, без указания условий сделки либо уточнить какой-то вопрос при осуществлении сделки;
- рекламация (письмо-претензия) - претензии к стороне сделки, которая нарушила принятые на себя по договору обязательства, и требование возмещение убытков.
Некоммерческие (собственно
деловые письма) – используются
при решении различных организационных,
правовых вопросов, экономических взаимоотношений:
- благодарственное письмо – содержит выражение благодарности по какому-то поводу;
- гарантийное письмо – содержит в себе подтверждение определенных обязательств;
- информационное письмо (письмо-извещение, письмо-сообщение, письмо-уведомление) - предполагает информирование о каких-то событиях либо фактах, которые составляют интерес либо могут заинтересовать адресата;
- письмо-напоминание - содержит напоминание о выполнении договоренностей, обязательств и меры, которые будут приняты в случае их невыполнения;
- письмо-подтверждение – содержит подтверждение получения какого-товара, согласия с чем-либо, какого-то факта и т.п.;
- письмо-поздравление – содержит поздравление по какому-то поводу;
- письмо-приглашение – содержит приглашение на какое-то мероприятие;
- письмо-просьба – содержит просьбу совершить либо прекратить какое-то действие, побудить к действию и т.п.;
- письмо-соболезнование – содержит сочувствие по какому-то поводу;
- сопроводительное письмо – составляется для сообщения адресату о направлении каких-то сопроводительных документов, материальных ценностей и т.п.
По функциональному
признаку:
- письма-ответы – ответы на инициативные письма;
- инициативные письма – составляются по инициативе адресанта с определенной целью;
- письма, требующие ответа (письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация, письмо-просьба, письмо-обращение);
- письма, не требующие ответа (письмо-напоминание, письмо-предупреждение, письмо-извещение, сопроводительное письмо, письмо-подтверждение).
По признаку получателя:
- циркулярные письма – письма, адресованные нескольким получателям одновременно;
- обычные письма - адресованные одному конкретному получателю.
По композиционному
признаку:
- одноаспектные – рассматривают один вопрос;
- многоаспектные – затрагивают несколько вопросов одновременно.
По структуре:
- регламентированные – составляются по определенному установленному образцу;
- нерегламентированные – содержат авторский текст и составляются в свободной форме, не имеют установленного образца.
По форме отправления:
- конвертные – отправленные с помощью почты в конверте;
- электронные – отправленные в электронном виде на e-mail;
- факсовые – отправленные по факсу