Виды стандартов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:11, реферат

Описание работы

Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.
ГОСТ Р 1.0 установил следующие основные виды стандартов:
стандарты основополагающие;
стандарты на продукцию;
стандарты на услуги;
стандарты на процессы (работы);
стандарты на методы контроля;
стандарты на термины и определения.

Файлы: 1 файл

реферат Виды стандартов.docx

— 13.85 Кб (Скачать файл)

Виды стандартов 

Вид стандарта —  характеристика, определяющаяся его  содержанием в зависимости от объекта стандартизации.  

ГОСТ Р 1.0 установил следующие основные виды стандартов:

стандарты основополагающие;

стандарты на продукцию;

стандарты на услуги;

стандарты на процессы (работы);

стандарты на методы контроля;

стандарты на термины  и определения.

Основополагающий  стандарт — стандарт, имеющий широкую  область распространения и/или  содержащий общие положения для  определенной области.

Основополагающий  стандарт может применяться непосредственно  в качестве стандарта или служить  основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических  документов.

Существует два  подвида стандартов — организационно-методические и общетехнические.

При стандартизации организационно-методических и общетехнических  объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации; разработка и постановка продукции  на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической  документации; общие правила обеспечения  качества продукции и другие общетехнические  правила.

Основополагающие  организационно-методические стандарты  устанавливают общие организационно-технические  положения по проведению работ в  определенной области (например, ГОСТ Р 1.2—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены»).

Основополагающие  общетехнические стандарты устанавливают: научно-технические термины, многократно  используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных  объектов стандартизации — коды, метки, символы ( например, ГОСТ 14192—96 «Маркировка  грузов»); требования по обеспечению  единства измерений (ГОСТ Р 8.000—2000 «Государственная система обеспечения единства измерений») и пр.

Стандарт на продукцию  — стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция  или группа однородной продукции, с  тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению .

На продукцию разрабатывают  следующие основные подвиды стандартов: 1.стандарт общих технических условий; 2. стандарт технических условий. В  первом случае стандарт содержит общие  требования к группам однородной продукции, во втором — к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных  этапах жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности.

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной  среды при проведении технологических  операций.

На современном  этапе большое значение приобретают  стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) — управление документацией, закупками продукции, подготовкой  кадров и пр. Имеются в виду стандарты  по системам менеджмента качества.

Стандарты на методы контроля должны в первую очередь  обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые  в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени  зависит от наличия в стандарте  сведений о погрешности измерений  и других характеристиках, предусмотренных  комплексом стандартов, выполненных  на основе международных стандартов ИСО.

Для каждого метода в зависимости от специфики его  проведения устанавливают:

средства испытаний  и вспомогательные устройства;

порядок подготовки к проведению испытаний;

порядок проведения испытаний;

правила обработки  результатов испытаний;

правила оформления результатов испытаний;

допустимую погрешность  испытаний. 
 

Стандарты могут  быть узкого назначения — проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения — проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость  разработки стандартов смешанного вида — стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».

Стандарт на услугу устанавливает требования, которым  должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация  гостиниц, грузовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.

Стандарт на термины  и определения — стандарт, устанавливающий  термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные  признаки понятия. Терминологические  стандарты выполняют одну из главных  задач стандартизации — обеспечение  взаимопонимания между всеми  сторонами, заинтересованными в  объекте стандартизации.

Терминологические стандарты выполняют одну из главных  задач стандартизации — обеспечение  взаимопонимания между всеми  сторонами, заинтересованными в  объекте стандартизации.

Информация о работе Виды стандартов