Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 16:55, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть структурирование управления организационными структурами.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
изучить структуры управления организацией
проанализировать достоинства и недостатки структур
сформулировать практические рекомендации по совершенствованию
управления организацией
Введение …………………………………………………………………….……... 2
Глава 1. Основные понятия организационной структуры……………….……….4
Структурирование управления организацией……………….……...4
Организация работы предприятия………………………….….….....6
Глава 2. Понятие и принципы построения управленческих структур……….….8
2.1. Процесс формирования организационной структуры…………….….8
2.2. Основные металогические принципы………………………….….…...9
2.3. Виды и характеристики основных организационных структур……..10
Глава 3. Анализ и оценка организационных систем……………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….....20
Список используемой литературы……………………………………………...…22
• использование квалифицированных специалистов на всех уровнях исполнения;
• соблюдение иерархии управления, т.е. нижестоящий уровень должен подчиняться вышестоящему уровню;
• наличие формальных правил и норм для выполнения персоналом своих задач;
• разработка квалификационных требований для каждого должностного лица.
Со временем понятие "бюрократия" превратилось в нарицательный термин. Бюрократическая система утратила многие черты своей рациональности и превратилась в целый слой людей, связанных с управлением (чиновников).
В настоящее время это
понятие определяет тип управления,
при котором работники
Современный тип иерархической структуры управления имеет много разновидностей.
На современных предприятиях наиболее распространена иерархическая структура управления. Такие структуры управления были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными Ф.Тейлором в начале XX в. Немецкий социолог М.Вебер, разработав концепцию рациональной бюрократии, дал наиболее полную формулировку шести принципов[9,с.56].
1. Принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим уровнем и подчиняется ему.
2. Вытекающий из предыдущего принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии.
3. Принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям.
4. Принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.
5. Принцип, вытекающий из предыдущего — обезличенности выполнения работниками своих функций.
6. Принцип квалифицированного отбора, в соответствии с которым прием и увольнение с работы производятся в строгом соответствии с квалификационными требованиями.
Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры.
Всех сотрудников можно
дифференцировать на три основные категории:
руководители, специалисты, исполнители.
Руководители — лица, выполняющие
главную функцию (ГФ) и осуществляющие
общее руководство
В структуре управления различных
предприятий много общего. Это
дает возможность менеджеру в
определенных пределах использовать так
называемые типовые структуры. Необходимым
условием при этом должен быть учет
специфики производства продукции
предприятия, для которого разрабатывается
вариант организационной
структур.
Линейная структура управления (Рис. 2.2) является наиболее приемлемой лишь для простых форм организаций. Отличительная черта: прямое воздействие на все элементы организации и сосредоточение в одних руках всех функций руководства. Схема хорошо работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя.
Рис. 2.2. Линейная структура управления.
В небольших организациях с четким распределением функциональных обязанностей получили также распространение структуры в виде кольца, звезды и колеса (рис. 2.3, а, б, в).
Рис. 2.3.Варианты
структур:
а - кольцо; б - звезда; в - колесо. Р - руководитель;
И - исполнитель
Достоинства структуры: четкая система взаимных связей, ясная ответственность, быстрая реакция и обратная связь в ответ на указания вышестоящего руководства.
Недостатки структуры: отсутствие подразделений по планированию производства и подготовке решений, тенденция к волоките при решении смежных проблем подразделений, перегрузка менеджеров верхнего уровня.
Линейно-функциональная структура управления (Рис. 2.4) основана на так называемом "шахтном" принципе построения и специализации управленческого процесса в зависимости от обязанностей, возложенных на заместителей руководителя - функциональных руководителей. К их числу относятся: коммерческий директор, заместители директора по кадрам, по производству, руководители информационного отдела, отдела маркетинга и т.д.
Рис. 2.4. Линейно-функциональная структура управления
Достоинства структуры: освобождение
линейных руководителей от несвойственных
им функций обеспечения
Недостатки структуры: необходимость для линейных руководителей постоянного согласования при решении текущих вопросов производства, экономики, кадров как с соответствующими функциональными службами, так и высшим руководством; длинная цепь команд и, как следствие, искажение коммуникаций.
Линейно-штабная структура управления (Рис. 2.5) представляет собой комбинированную структуру, сочетающую свойства линейных и линейно-функциональных структур. Она предусматривает создание специальных подразделений (штабов) в помощь линейным руководителям для решения тех или иных задач. Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Штабы не наделяются исполнительной властью. Руководитель сам принимает решение и доводит его до всех подразделений. Штабная схема наиболее целесообразна, если необходимо осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым позициям организации.
Рис. 2.5.
Линейно-штабная структура
Достоинства структуры: более
глубокая, чем в линейной, проработка
стратегических вопросов; некоторая
разгрузка высших руководителей; хороший
первый шаг к более эффективным
органическим структурам управления при
условии наделения штабных
Недостатки структуры: недостаточно четкое распределение ответственности в связи с тем, что лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении; тенденция к чрезмерной централизации управления; многие недостатки аналогичны недостаткам линейной структуры, частично в более ослабленном виде.
Матричная структура управления (Рис. 2.6) представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг, знаний. Такая структура управления называется также программно-целевой .
Программно-целевая структура управления предусматривает создание специальных органов управления краткосрочными и долгосрочными программами [7,с.141]. Она ориентирована на обеспечение всей полноты линейных полномочий в рамках реализуемых программ.
Рис. 2.6. Матричная структура управления
Достоинства структуры: ориентация
на выполнение конечной цели программы;
межфункциональная координация
работы; эффективное текущее
Недостатки структуры: трудности в обеспечении баланса власти между руководителями вертикального и горизонтального уровней; нарушение коммуникаций между постоянными и временными участниками работы; сложность отчетности и контроля за работой; угроза двойного подчинения для сотрудников; высокие требования к квалификации персонала.
Продуктовая структура управления является одним из вариантов программно-целевой структуры. Она предусматривает возложение на руководителя, ответственного за программу выпуска конкретного продукта, всей ответственности за качество и сроки выполнения работ. Этот руководитель наделяется всеми правами распоряжения в части производственной, сбытовой и вспомогательной деятельности, связанной с изготовлением конкретного продукта или ассортимента продуктов [5,с.79].
Проектная структура управления формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе управления или в организации в целом, например, модернизация производства, освоение новых технологий, строительство объектов и т.п. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения - проектной команды, работающей на временной основе.
Достоинства структуры: высокая гибкость и сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.
Недостатки структуры: весьма
высокие требования к квалификации,
личным и деловым качествам
Функционально-объектная структура управления предусматривает выделение в функциональных подразделениях наиболее квалифицированных специалистов, которые в дополнение к их функциональным обязанностям назначаются руководителями конкретных работ или объектов в данном подразделении. Внутри подразделения эти специалисты являются старшими при выполнении порученной работы не только в рамках постоянно закрепленных за ними функций, но и по всем другим вопросам.
Достоинства структуры: освобождение
руководителей производственных подразделений
от необходимости решения
Недостатки структуры: усложнение взаимосвязей, затруднение координации действий по управлению, проявление тенденций к чрезмерной координации.
Разновидностью иерархического
типа организации управления является
весьма сложная и разветвленная
структура, получившая название дивизиональной
структуры управления (от английского
слова division - отделение), первые разработки
которой относятся к 20-м годам,
а пик практического
Достоинства структуры. Такая
структура способна обеспечить управление
многопрофильными предприятиями с
общей численностью сотрудников
порядка сотен тысяч и
Недостатки структуры: большое количество «этажей» управленческой вертикали; разобщенность штабных структур отделений со штабами компании; основные связи — вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки, например, волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений, и так далее; дублирование функций на разных «этажах», и как следствие, очень высокие затраты на содержание управленческой структуры; в отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно-штабная структура со всеми ее недостатками.
Глава 3. Анализ и оценка организационных систем.
В условиях рыночной экономики и острой конкурентной борьбы наиболее интенсивно развиваются структуры управления органического типа. Главным достоинством таких гибких структур является их способность быстро приспосабливаться к меняющимся внешним условиям и изменению целевых установок.
К гибким структурам можно отнести проектные и матричные структуры. Для них характерна самостоятельная работа отдельных подразделений, что дает возможность руководителям подразделений самим принимать решения и налаживать функциональные связи по горизонтали [9,с.201].
Несмотря на то, что иерархические структуры управления в настоящее время признаны во всем мире наиболее эффективными, они обладают рядом существенных недостатков, а именно:
• порождают между людьми отношения подчинения, зависимости экономического и социального характера;
• дают преимущественное право одним работникам принимать решения в отношении других, ставя последних в личную зависимость от первых;
• допускают, чтобы меньшинство принимало решение за большинство;
• не позволяют полностью регламентировать деятельность работника управленческого звена;
• решение ряда вопросов отдается на личное усмотрение руководителя, что может быть использовано им в корыстных целях.
Наличие
в любой иерархической системе указанных
недостатков ведет к тому, что со временем
в работе деловой организации накапливается
влияние отрицательных тенденций. Часто
их называют патологиями системы управления
по аналогии с медицинским термином, характеризующим
наличие болезненных отклонений в человеческом
организме. Если не принять своевременных
мер по коррекции действия системы управления
организацией, то начинают возникать проблемные
ситуации, которые, в конечном счете, могут
привести к гибели всей организации [13,с.96].