Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:34, реферат
Целью реферата является исследование особенностей аудита акционерных обществ в теоретическом аспекте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) описать нормативно-правовую базу аудиторской проверки акционерного общества;
2) рассмотреть особенности планирования аудита акционерных обществ;
3) описать методику аудита акционерных обществ.
1) организационный статус: положение службы внутреннего аудита в системе управления экономического субъекта, ее возможности и способность соблюдать объективность и независимость, наличие или отсутствие иных обязанностей, действие сдерживающих факторов и ограничений, накладываемых руководством и (или) собственниками экономического субъекта на внутренний аудит;
2) компетентность: профессиональное образование и навыки (опыт работы) аудиторов, политика найма, обучения и повышения квалификации сотрудников службы внутреннего аудита, степень понимания ими стоящих задач и проблем;
3) профессиональный уровень:
состояние планирования, контроля
и документирования работы
4) функциональные рамки: содержание и объем работы, которую выполняет служба внутреннего аудита;
5) уровень значимости: рассматриваются и принимаются ли к исполнению руководством и (или) собственниками экономического субъекта рекомендации внутреннего аудита.
После оценки деятельности внутреннего аудита на стадии планирования аудиторская организация должна решить: может или не может быть использована работа внутреннего аудита для целей внешнего аудита.
Если аудиторская организация решит использовать работу внутреннего аудита, она должна продолжить ее изучение, ознакомиться с рабочими документами внутреннего аудита и убедиться в том, что:
1) соответствующие программы и объем работы внутреннего аудита отвечают целям внешнего аудитора;
2) работа внутренних аудиторов проводится по плану и документально оформляется;
3) выводы (заключения) внутренних
аудиторов достаточно
4) зоны повышенных рисков, известные специалистам экономического субъекта, учитываются при планировании работ и проверяются внутренним аудитом;
5) отношение руководства и (или) собственников к замечаниям, предложениям и вопросам, поставленным внутренними аудиторами, конструктивное.
Содержание, сроки и объем проверок конкретной работы внутреннего аудита зависят от оценки внешним аудитором аудиторского риска, существенности объекта проверки и предварительной оценки службы внутреннего аудита. Такие проверки могут включать тестирование объектов, уже проверенных внутренним аудитом, проверку других интересующих объектов, наблюдение за процедурами внутреннего аудита, иные приемы проверки по усмотрению аудитора.
Аудиторская организация в ходе аудита акционерного общества должна иметь право свободно и в полном объеме общаться с внутренними аудиторами.
Поскольку задачи внутреннего аудита определяются руководством и (или) собственниками экономического субъекта, они отличаются от задач внешнего аудита, который обязан дать независимую оценку представленной бухгалтерской отчетности. Вместе с тем средства решения специфических задач, стоящих перед внешним и внутренним аудитом, могут в ряде случаев совпадать и быть использованы при определении содержания, сроков и объема внешних аудиторских процедур. Если в результате предварительной оценки внутреннего аудита достигнуто взаимопонимание и принято решение использовать работу внутренних аудиторов, аудиторская организация должна найти дополнительные доказательства эффективности этой работы.
Для эффективного использования работы внутреннего аудита аудиторской организации следует:
1) рассмотреть план
работы службы внутреннего
2) определить порядок встреч с сотрудниками службы внутреннего аудита;
3) заранее договориться о сроках проведения работ, объеме аудиторской выборки, уровнях тестов, методах определения выборки и порядке документального оформления выполненной работы, которая будет проведена внутренними аудиторами.
В случае использования работы внутренних аудиторов на эффективность аудиторской проверки может повлиять выполнение следующих действий:
1) взаимная координация планов аудиторской проверки;
2) обмен отчетами;
3) регулярные рабочие встречи;
4) свободный и открытый взаимный доступ к рабочей документации;
5) совместное представление отчетов руководству и (или) собственникам экономического субъекта;
6) общий порядок
Аудиторская организация должна иметь доступ к интересующим ее отчетам внутреннего аудита акционерного общества и быть информирована по любому важному вопросу, который, по мнению внутреннего аудитора, может повлиять на работу аудиторской организации. Аудиторская организация должна информировать руководство и (или) собственников акционерного общества и, возможно, руководителя службы внутреннего аудита о любых обнаруженных факторах, которые могут быть использованы для повышения эффективности и результативности работы внутреннего аудита в будущем. При этом аудиторская организация в ходе своей проверки акционерного общества не должна полностью полагаться на работу внутренних аудиторов. Необходимо проводить контрольные проверки статей и операций, уже проверенных внутренними аудиторами.
Надо учесть, что аудиторская организация несет полную ответственность за выдачу аудиторского заключения, письменной информации аудитора руководству акционерного общества по результатам проведения аудита, а также и за определение содержания, сроков и объема аудиторских процедур. Эта ответственность не уменьшается, если используются какие-либо результаты работы внутреннего аудита. При составлении аудиторского заключения по итогам проверки акционерного общества аудитор должен руководствоваться нормами Правила (стандарта) аудиторской деятельности "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности"
Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности акционерного общества представляет мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности. Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской фирмой соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
Мнение аудиторской
фирмы о достоверности
В соответствии с Правилом
(стандартом) аудиторской деятельности
"Порядок составления
1) в безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации;
2) в условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации;
3) в отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации;
4) отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключении означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить и не выражает свое мнение.
Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности акционерного общества должно быть выражено так, чтобы этому субъекту и пользователям были очевидны содержание и его форма.
Цель данной работы достигнута. В результате проделанной работы была рассмотрена нормативно-правовая база аудиторской проверки акционерного общества, методика аудита акционерных обществ, а также рассмотрены особенности планирования аудита акционерных обществ.
Выводы из данной работы можно сделать следующие:
1. В РФ система нормативного регулирования аудита акционерных обществ имеет многоуровневое строение. Первый уровень включает Федеральный закон РФ "Об аудиторской деятельности" от 07.08.2001 № 119. Второй уровень включает федеральные стандарты аудиторской деятельности (по мере разработки и принятия Правительством РФ) и ныне действующие российские правила (стандарты) аудиторской деятельности. Третий уровень составляют правила (стандарты) аудиторских аккредитованных профессиональных объединений, которые регулируют специфические вопросы аудиторской деятельности на уровне объединений, министерств, и ведомств. Четвертый уровень составляют внутрифирменные аудиторские стандарты;
2. Перед началом аудита акционерного общества особенно важным
является согласовать в договоре или письме-обязательстве
условия проведения аудита, права и обязанности
аудиторской организации и экономического
субъекта. При этом следует руководствоваться
требованиями правил (стандартов) аудиторской
деятельности "Права и обязанности
аудиторских организаций и проверяемых
экономических субъектов","Письмо-
3. Акционерные общества, так же как любой другой экономический субъект, имеет право выбора аудиторской организации для проведения обязательной аудиторской проверки, и аудиторской организации или индивидуального аудитора для проведения инициативных проверок;
4. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности акционерного общества представляет мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности. Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской фирмой соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта не может и не должно трактоваться этим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как-либо иначе.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: Часть вторая от 26.01.1996 N 15-ФЗ в редакции от 17 июля 2009 года.
2.Федеральный закон РФ от 07.08.2001 № 119 "Об аудиторской деятельности".
3.Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
4. Правила (стандарты) аудиторской деятельности.-М: Юрайт-М,2009.-328 с.
5. Медведев А.Н. Аудиторская проверка предприятия: Учебник [Текст] – М.: Юрайт-М, 2009.-130 с.
6. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Основы аудита: Учебник [Текст] – М.: ИНФРА-М, 2011.- 623 с.
7. Старостин С.Н. Аудиторская проверка и ответственность аудитора: Учебник [Текст] – М.: ИНФРА-М, 2009.-250 с.
8. Фомичева Л.П. Аудиторская проверка открытого акционерного общества: Учебник [Текст] – М.: ИНФРА-М, 2011.- 423 с.
9. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебное пособие [Текст] – М.: Инфра-М, 2010. - 600 с.
10. Юдина Г.А., Черых М.Н. Основы аудита: Учебник [Текст] – М.: Проспект, 2010. – 340с.
11.Яковлева А.С. Аудиторская проверка: Учебник [Текст] – М.: Ника-Центр, 2010.- 220 с.