Деловые игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 08:06, доклад

Описание работы

Особое внимание следует уделить теоретико-игровым моделям, которые предназначены для обоснования решений в условиях неопределенности, неясности (неполноты информации) обстановки и связанного с этим риска. Способы принятия решений, которые предлагаются в рамках этого типа моделей, можно назвать продуктивными. К теоретико-игровым методам относятся теория игр и теория статистических решений.
Теория игр - это теория конфликтных ситуаций. Она применяется в тех случаях, когда неопределенность обстановки вызывается возможными действиями конфликтующих сторон.

Файлы: 1 файл

деловые игры.docx

— 26.07 Кб (Скачать файл)

Важной особенностью большинства  игр является наличие ролевого взаимодействия. Роли структурируют группу. Это означает закрепление за каждым участником игры определенной позиции в группе, предписанных функций. Как правило, роль понимается не только как сумма функций, но и  образцов поведения. Участники игры формируют у себя некоторую систему  ожиданий от носителя определенной роли. Желательно, чтобы эти ожидания совпадали  у всех игроков. В этих целях в  инструкции игроку достаточно полно  описываются нормы поведения. Это  организует взаимодействие в группе, упорядочивает и регулирует межличностные  отношения и уменьшает вероятность  возникновения конфликтов.

Способность действовать  в соответствии с ролью зависит  от индивидуальных особенностей игрока. Тревожность, ригидность затрудняют приятие  роли. Влияют на этот процесс и социально-психологические  характеристики личности. Средний социометрический статус более благоприятен для принятия роли в сравнении с низким.

Как правило, наблюдаются  три основные стратегии поведения  игроков. При первой стратегии игрок  все решения принимает от лица некоторого обобщенного образа - эталона, который является продуктом понимания  игроком особенностей личности представителей данной роли (например, директора). При  этом главным становится соблюдение некоторых формальных и неформальных норм, которыми руководствуется реальный прототип. Вторая стратегия может  быть охарактеризована как азартная. Главная цель - выигрыш. Приемлемыми  здесь являются и нарушения соглашений, действия на грани "фола". Однако при удачном управлении игроки, следующие  этой стратегии, могут даже положительно повлиять на игру, оживив ее. Им следует предлагать осуществлять связь с внешним миром, разыгрывать случайные события. Третья стратегия отличается интересом к тому, что произойдет в результате определенного действия, какие решения принимают другие участники. Описанные стратегии не являются жесткими, они могут сменять друг друга.

Можно выделить и другие особенности поведения игроков. Руководитель игры должен уметь наблюдать  за ними, вовремя их фиксировать  для того, чтобы поддерживать необходимый  уровень эмоциональной и интеллектуальной напряженности. Для интенсификации интеллектуальной деятельности можно  вводить специальные методы коллективного  творчества (мозговой штурм, синектика и др.), психогимнастические упражнения. Некоторые психогимнастические упражнения могут быть направлены на регуляцию эмоционального состояния игроков, развитие их коммуникативных умений. Они используются ведущим исходя из анализа ситуации, сложившейся в игре.

Можно выделить основные виды трудностей, которые возникают в  ходе проведения деловой игры. Сбои в начальном периоде ее разворачивания чаще всего объясняются интенсивным  протеканием процесса формирования группы. Участники стремятся обеспечить себе достаточно высокий социометрический статус и для этого могут избрать  стратегию критики. Наиболее естественным объектом для критики им представляется игра. Процесс формирование группы лучше вывести за рамки игры. Например, предварительно провести дискуссию, ходом  которой легче управлять. Если сбой все же возник, задача руководителя - противодействие сплочению группы на основе недовольства игрой. Необходимо показать, что к неудачам приводит не плохая конструкция игры, а неучет игроками каких-либо факторов. Игроки должны убедиться, что результат появляется не случайно и не просто по воле разработчиков, а есть следствие имитации реальных процессов.

Нарушение течения игры может  также происходить вследствие потери двуплановости. На игру могут переноситься личные взаимоотношения. Руководитель должен подчеркнуть ее условный характер, а в случае необходимости перераспределить роли, изменить правила. Еще одна ситуация связана с утратой понимания игрового контекста одним из участников и его попытками решить личные проблемы (например, доминирование) в игре. Такого участника руководитель должен замкнуть на себе, минимизировать его контакты.

Трудности в управлении игрой  могут быть вызваны некоторыми индивидуальными  особенностями ее участников, выражающимися  в неспособности к групповой  деятельности и неспособности принять  игровую ситуацию. В первом случае причиной являются, как правило, гипертрофированная значимость для участника оценка его действий, связанная с неадекватностью Я-концепции, завышенной или заниженной самооценкой. Поведенческие проявления этих особенностей, демонстративное поведение, постоянное вмешательство, навязывание своей точки зрения, ссоры, уход из игры. Во втором случае причиной являются либо невротические блокировки проявлений самостоятельного, спонтанного поведения, высокая тревожность, либо ригидность. Участие таких игроков нежелательно. Однако отбор для участия в деловых играх неприемлем, имеющиеся данные следует учитывать при распределении ролей.

После окончания игры проводится ее обсуждение, выясняется, почему принимались  те или иные решения, к каким результатам  они привели, каким стратегиям отдавалось предпочтение.

Важным преимуществом  игрового метода является максимальное эмоциональное вовлечение участников в события. В основе игры лежит  групповая работа, которая дает навык  коллективных действий, развивает интуицию и воображение, учит осознавать свою и чужую роль, мобилизует умения и знания. Возникает феномен групповой  сплоченности, которая притягивает  участников друг к другу после  игры, давая ресурс для реального  внедрения наработанных результатов.

Контактирующие друг с  другом группы составляют мнение о  себе и о других группах, которое  может осложнить взаимоотношения  между ними или, наоборот, даст возможность  вступать в компромисс и коалиции. Научные исследования малых групп  называют этот процесс созданием  стереотипов и исходят из того, что мнение о членах своей группы оказывается более положительным, чем мнение о чужой группе, причем, чем дальше находятся группы друг от друга, тем больше разница в оценке своей и чужой группы. В условиях конкурентной борьбы за человеческие ресурсы и идеи неизбежно возникают конфликты между группами. Угроза со стороны чужой группы приводит к агрессивному отношению к ней и одновременно к повышенной солидарности внутри своей группы.

Этот процесс является важным механизмом мотивации деятельности в игре. Находясь под давлением  принятия решений, группы вынуждены  строить и развивать собственные  структуры коммуникации и принятия решения и доказывать их пригодность  другим участникам.

Но главное в игре –  это радикальное сокращение времени  накопления опыта; возможность повернуть  ход событий, попробовать другую стратегию в отличие от реальных условий жизни. Конструктивными  элементами деловой игры являются моделирование реальности, конфликт, активность участников, общение, решение поставленных проблем.

Характерным для деловой  игры является возможность действовать  в ситуации “если, то”, исключая при этом реальный риск. Рамками игры является исходная заданная ситуация с обязательными конкретными данными и фактами социально-экономической деятельности предприятия. В игре формируется модель, которая отражает реалии жизни с ее главными элементами и структурами. Если все существенные и значимые величины и определяющие факторы включены в объявленное игрой жизненное пространство, то игровой опыт может равняться жизненному. Свободное от санкций игровое пространство способствует экспериментальному характеру деятельности и открывает возможности критической оценки собственных навыков и знаний.


Информация о работе Деловые игры