Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 10:41, статья
Исследование качества жизни населения предполагает дополнение критериальных оценок системой научного обоснования и планомерного, организованного наблюдения. Сбора и анализа данных.
Разноплановость понятия «качество» жизни обусловлена многообразием показателей. Последние могут характеризовать отдельный элемент качества жизни или всю совокупность. Соответствующие показатели включают:
Факторы, влияющие на качество трудовой жизни.
1.3 Критерии качества жизни
Исследование качества жизни населения предполагает дополнение критериальных оценок системой научного обоснования и планомерного, организованного наблюдения. Сбора и анализа данных.
Разноплановость понятия «качество» жизни обусловлена многообразием показателей. Последние могут характеризовать отдельный элемент качества жизни или всю совокупность. Соответствующие показатели включают:
1. Здоровье
-Возможность вести здоровый образ жизни на всех ступенях жизненного цикла;
-Влияние нарушения здоровья на отдельных лиц;
2. Индивидуальное развитие путём обучения
-Усвоение детьми основных
знаний и навыков, а так же
ценностей, необходимых для их
индивидуального развития и
-Возможность продолжения
самообразования и умение
-Использование и развитие
индивидуумами своих знаний, навыков
и мобильности, требующихся для
реализации их экономического
потенциала и при желании
-Сохранение и развитие
культурного развития
3. Занятость и качество трудовой жизни
-Наличие выгодной работы для тех, кто стремится её получить;
-Характер трудовой
-Удовлетворенность
4. Время и досуг
-Возможность выбора своего времяпрепровождения
5. Возможность приобретения товаров и пользования услугами
-Личная возможность
-Количество людей, испытывающих материальные лишения;
-Степень равенства в распределении товаров и услуг;
-Качество, возможности выбора
и доступность товаров и услуг,
производимых в частном и
-Защита индивидуумов и их семей при возникновении экономических трудностей;
6. Личная безопасность и правовые органы
-Насилие, преследование, и беспокойства, причиненные индивидууму;
-Справедливость и гуманность правовых органов;
-Степень доверия, оказываемого индивидуумом правовым органам;
7. Социальные возможности и социальная активность.
Степень возможного участия в общественной жизни, в тех или иных общественных институтах и принятии решений Статистическая оценка уровня жизни населения предусматривает использование системы показателей, способных измерить уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах (продуктах питания, одежде, обуви, предметах культуры и быта, в жилье), бытовых услугах в широком понимании (в том числе в услугах транспорта, связи, служб быта, а так же в медицинских услугах) и культурных услугах (в том числе предоставляемых учреждениями культуры, искус.[1]1
Заключение
Важнейшим приоритетом правительственной политики в социальной сфере является увеличение инвестиций в человеческий капитал, прежде всего образование и здравоохранение. Начиная с 2000 года, каждый год в рамках федерального бюджета повышается объём средств, выделяемых на эти сферы. В связи с этим в образовании одной из важнейших мер станет повышение эффективности использования средств, выделяемых на образование из бюджетов всех уровней, продолжение эксперимента по внедрению единого государственного экзамена, в здравоохранении - разборка программы обязательного медико-социального страхования.
Важными приоритетами политики Правительства в сфере трудовых отношений, занятости и миграции являются создание современного трудового законодательства, отвечающего требованиям динамично развивающейся рыночной экономики, гармонизация интересов и работников, работодателей, создание цивилизованной системы решения трудовых споров. Важными задачами являются реализация его на практике и стимулирование работодателями улучшения охраны труда.
В условиях сложившихся негативных демографических тенденций (старение населения, снижение в ближайшем будущем доли трудоспособного населения) важнейшим приоритетом политики правительства является обеспечение устойчивой системы пенсионного обеспечения населения при росте реального дохода пенсионеров.
В сфере социальной поддержки в числе важнейших приоритетов деятельности Правительства были и остаются снижение масштабов бедности, усиление адресности социальной поддержки, обеспечение эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем, повышение эффективности социального обслуживания населения, решение проблем беспризорности. В 2007 году политика Правительства в этой сфере была направлена на рост реальных доходов, поддержку малоимущих семей – многократно индексировались заработная плата бюджетников и пенсии пенсионеров.
В сфере модернизации экономики приоритетными направлениями являются меры по повышению инвестиционной привлекательности российской экономики, окончательное решение земельного вопроса, продолжение реформирования естественных монополий, создание условий для широкого развития малого бизнеса, проведение банковской реформы. Для стимулирования процесса притока инвестиций необходимо принять комплекс дополнительных мер по улучшению инвестиционного климата.
Принятие в 2007 году ряда поправок в корпоративное законодательство, разработка законов о банкротстве и о национализации должны укрепить законодательные основы системы защиты прав собственников.
Проблема качества жизни является приоритетной для решения социально – экономических проблем любого уровня.
Анализ показал, что понятие «качество жизни» является комплексной производной от исторических, географических, экономических, социальных и иных факторов, определяющих положение человека в обществе. В практическом применении концепции качества жизни необходимо разграничивать понятия «качества жизни», «образ жизни», «условия» и «уровень жизни». Качество жизни показывает результативность образа жизни людей. Уровень и условия жизни являются структурными составляющими качества жизни.
В соответствии с концепцией качества жизни сформулированы основные социально – экономические цели развития страны – обеспечение надлежащего уровня и качества жизни населения и всестороннее развитие личности. Население рассматривается как потребитель благ и услуг, создаваемых в стране, а качество жизни – как индикатор его обеспеченности услугами инфраструктуры и мера удовлетворения духовных, интеллектуальных и эстетических потребностей.
На качество жизни населения влияет государственная политика, регулирование экономических процессов.
Государственное регулирование экономики требует высокого профессионализма. Годы реформ показали, что в период перехода к рынку особенно важно компетентное регулирование, так как государство является первопричиной изменения функционирования экономики. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые на микроуровне.
В целом, трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создаёт условия для экономической деятельности, обеспечивают социальную защиту малообеспеченных слоёв населения и способствует развитию рыночных отношений, что положительно влияет на измерение качества жизни населения.
1.4. Факторы формирования и
Внимание к проблемам формирования качества
трудовой жизни и систематизации факторов,
оказывающих влияние на КТЖ, ограничивается
в современной науке очень незначительным
количеством научных работ и противоречивостью
научных взглядов.
Cложившаяся разобщенность взглядов и
подходов к рассмотрению категории «качество
трудовой жизни» в научной и учебной литературе,
оценке взаимосвязи данной категории
с категориями «трудовой потенциал», «трудовой
процесс» и «социально-трудовые отношения»,
к систематизации и классификации факторов,
влияющих на формирование КТЖ, послужили
основанием для разработки классификации
на основе систематизации ранее существовавших
классификаций (рис.1.)
Рис.1 Система факторов, формирующих качество
трудовой жизни
Как показывает логический анализ, на
качество трудовой жизни может влиять
множество факторов, одна часть из которых
способствуют повышению КТЖ, другая часть
может препятствовать его росту, а в определенных
случаях и снижать уже существующий уровень
КТЖ. В свою очередь, качество трудовой
жизни, несомненно, оказывает влияние
на развитие, трудового процесса, социально-трудовые
отношения и в итоге на качество жизни
вообще.
Традиционно принято подразделять все
факторы по следующим признакам: внешние
и внутренние; основные и дополнительные
(второстепенные); объективные и субъективные.
Отдавая дань традициям, считаем возможным,
сохранить такое деление и в предлагаемой
систематизации.
Подразделяя факторы формирования КТЖ
на две больших группы: технико-организационные
и социально-экономические факторы, трудно
решить какая из этих двух групп может
рассматриваться в качестве основной,
особенно в современных социально-экономических
условиях. Если учитывать то, что научно-технический
прогресс, развитие техники и технологии
всегда были определяющими в развитии
общества, то конечно приоритет должен
принадлежать первой группе факторов
и, прежде всего, технико-технологическим
факторам, входящим в нее.
На организацию труда как один из важнейших
факторов его качества указывает большинство
экономистов. Новые прогрессивные формы
организации труда, безусловно, позволяют
решать проблемы адаптации процесса труда
к растущим потребностям человека, являются
непременным условием обеспечения более
высокого качества трудовой жизни на рабочих
местах.
В то же время на качество трудовой жизни
отрицательно влияют различные нарушения
нормального хода трудового процесса.
Сбои в нем ведут к нарушению его ритмичности,
потерям рабочего времени, отклонениям
от требований технологии. Сверхурочные
работы в сочетании с частыми простоями,
использование работников не по специальности,
являются одной из главных причин неудовлетворенности
трудом и, следовательно, приводят к снижению
качества трудовой жизни.
Группа социально-экономических факторов
представляется не менее значимой благодаря
возрастанию роли этих факторов в современных
условиях. Деление этой комплексной группы
факторов на экономико-правовые и социально
индивидуальные можно считать условным,
но необходимым. Такое деление позволяет
разграничить и более детально исследовать
влияние отдельных факторов и их комплекса
в пределах группы на качество трудовой
жизни. Кроме того, различное сочетание
отдельных факторов может существенно
влиять на КТЖ, поскольку они могут взаимно
усиливать влияние друг друга, либо наоборот
снижать итоговое воздействие.
Экономико-правовые факторы включают
в себя комплекс законодательных актов
и нормативных материалов, которые в современных
условиях динамичного развития экономики
постоянно изменяются и дополняются. На
государство в рыночной экономике возлагается
важная задача по защите прав граждан,
поскольку современное общество немыслимо
без отлаженной правовой системы и власти
закона. Законы обеспечивают права собственности,
ограничивают власть монополий, защищают
права потребителей, интеллектуальную
собственность и т.д. В сфере труда ведущая
роль отводится трудовому кодексу, который
постоянно трансформируется с целью более
эффективного регулирования социально-трудовых
отношений. Комплекс работ по законотворчеству
призван создавать более стабильную обстановку
в стране, способствовать более быстрому
экономическому росту.
В группу социально-индивидуальных факторов
объединены факторы, призванные обеспечить
работнику необходимые социальные гарантии,
как в период его трудовой деятельности,
так и за ее пределами, сохранение здоровья
на протяжении всей жизни, возможность
постоянно повышать образовательный и
профессионально-
Такое сочетание факторов социальной
направленности, дополненное личностными
характеристиками, необходимыми при выполнении
конкретных видов работ по нашему мнению
должно положительно отражаться на трудовой
активности работника. Возможность профессионального
роста, уверенность в будущем, хорошие
взаимоотношения в трудовом коллективе,
осознание социальной полезности работы,
интерес к выполняемой работе в совокупности
призваны обеспечить работнику такую
удовлетворенность трудом, при которой
работа в данном коллективе может стать
для него жизненной необходимостью.
Рассматривая всю систему факторов, следует
помнить, что реальную оценку качества
трудовой жизни можно получить только
при анализе и оценке как объективной,
так и субъективной составляющей каждого
из рассматриваемых факторов, а значит
необходимо знать, как работающие сами
оценивают влияние факторов КТЖ. Именно
субъективная оценка, основанная на результатах
исследования мнения работающих, позволяет
оценивать удовлетворенность трудом отдельного
работника, группы работников, всего трудового
коллектива.
Комплексное и системное исследование
факторов формирования КТЖ позволяет
своевременно принимать организационно-управленческие
решения, направленные на повышение качества
трудовой жизни, лучшее использование
трудового потенциала, совершенствование
социально-трудовых отношений, а в итоге
на повышение социально-экономической
эффективности работы отдельных звеньев
и всей экономики в целом.
1.5. Оценка качества трудовой жизни.
Для оценки качества трудовой жизни в
организации могут быть использованы
показатели, приведенные в табл. 1.
| ||
|
|
|
|
|
|
Оценка параметров качества трудовой
жизни представляет собой наиболее объективный
этап в реализации принципов концепции
качества трудовой жизни. Важность его
заключается в том, что без разработки
конкретного инструментария оценки качества
трудовой жизни невозможны установление
стартовых позиций, разработка мероприятий
и определение степени эффективности
повышения качества трудовой жизни. Без
этого инструментария научные принципы
качества трудовой жизни выглядят как
набор субъективных представлений, оторванных
от жизни.
Каждый показатель приведенной системы
оценок имеет количественное выражение
либо в статистической форме, либо в виде
результатов социологических опросов.
Анализ этих показателей позволяет выявить
главные направления развития качества
трудовой жизни.
К показателям, характеризующим качество
трудовой жизни в организации, можно отнести:
1. Общеэкономические показатели:
· объем производства;
· производительность труда;
· эффективность труда и оценки реальных
перспектив организации на выживание;
· численность;
· показатели балансовой прибыли и использование
ее (на потребление и накопление);
· себестоимость продукции;
· использование основных фондов.
2. Показатели, характеризующие количество
занятых, степень использовании рабочего
времени, движение и подготовку кадров:
· изменение численности по различным
категориям и социально-возрастным группам
(в частности, по пенсионерам);
· текучесть кадров, увольнение за нарушение
трудовой дисциплины и в связи с сокращением
персонала;
· масштабы, характер и направление движения
скрытой безработицы;
· соотношение занятых и незанятых рабочих
мест, увеличение количества новых рабочих
мест;
· масштабы подготовки и переподготовки
кадров, меры по государственной поддержке,
а также источники финансирования, как
федеральные, так и местные (включая фонды
занятости).
3. Показатели, характеризующие условия
и охрану труда, льготы и компенсации за
работу в неблагоприятных условиях:
численность работников организации,
занятых на работах, не отвечающих санитарно-гигиеническим
нормам, и занятых тяжелым физическим
трудом;
· численность работников, занятых на
оборудовании, не отвечающем требованиям
безопасности;
· коэффициент частоты и тяжести производственного
травматизма;
· число работников, страдающих профессиональными
заболеваниями;
· уровень и динамика общей профессиональной
заболеваемости;
· материальные затраты в связи с несчастными
случаями (в том числе выплаты по листку
нетрудоспособности);
· финансовые расходы на мероприятия по
охране труда;
· объем и размеры льгот и компенсаций
за работу в неблагоприятных условиях
труда;
· фиксация факта заключения коллективных
договоров, анализ его содержания и степень
выполнения за анализируемый период.
4. Показатели, характеризующие фонд потребления
и фонд оплаты труда:
· удельный вес тарифа в общем фонде заработной
платы;
· среднемесячная заработная плата по
отдельным категориям трудящихся: руководителям,
специалистам, служащим, рабочим и ее динамика;
· показатели дифференциации заработной
платы.
5. Социальная поддержка персонала организации:
· распределение средств по направлениям
материальной помощи (компенсация в связи
с удержанием стоимости питания; материальная
помощь и льготы по оплате коммунальных
услуг; оплата путевок на лечение и проезд
к месту отдыха, содержание детей в детских
дошкольных учреждениях; надбавки к пенсиям
и т.д.);
· размеры основных производственных
фондов и структура социальных фондов.
1 Анимца Е.Г., Ёлохов А.Н., Сухих В.А. Качество жизни населения крупнейшего города. Часть 1- Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2000г.- 262с.
Информация о работе Факторы, влияющие на качество трудовой жизни