Фирма как основной субъект конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

Функции фирмы:
1)Концентрация и использование ресурсов – фирма осуществляет соединение и использование основных факторов производства в рыночной Э. Фирме необходимо получить в свое распоряжение ресурсы, добившись при этом, чтоб по своим качественным и стоимостным характеристикам они были пригодны для производства конкурентоспособной продукции.

Содержание работы

Фирма как основной субъект конкуренции. 3
Критерий эффективности специализированного производства. 4
Конкурентное вытеснение неэффективного крупного производства мелким бизнесом. 6
Задача 5. 8
Задача 9 9
Список литературы 10

Файлы: 1 файл

теория конкуренции.docx

— 33.51 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Курский филиал

 

Кафедра «Экономика и финансы»

 

 

Контрольная работа

По дисциплине Теория конкуренции

 

 

 

Выполнила:

Студентка

Направление Экономика

 Курс 2

Группа №1

Личное дело №100.15/130052

Преподаватель:

 к.э.н., доцент

 

 

 

Курск 2015

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фирма как основной субъект конкуренции.

Фирма – организация, концентрирующая и использующая ресурсы для производства товаров и/или услуг с целью получения прибыли. Главным действующим лицом конкурентных отношений на рынке выступает фирма.

Функции фирмы:

1)Концентрация и использование ресурсов – фирма осуществляет соединение и использование основных факторов производства в рыночной Э. Фирме необходимо получить в свое распоряжение ресурсы, добившись при этом, чтоб по своим качественным и стоимостным характеристикам они были пригодны для производства конкурентоспособной продукции.

2)Организация производства – к этой функции относят выбор технологий, создание стимулов к труду, сам производственный процесс, контроль качества и т.д. тем или иным образом, организуя производство, фирма находит свой способ удовлетворения объективных требований рынка.

3)Сбытовая деятельность – готовая продукция должна быть доведена до потребителя. При этом необходимо также стимулировать реализацию продукции, для чего используется широкий спектр маркетинговых и рекламных приёмов. Кроме того, через сбытовую сеть фирма получает информацию о том, как ее продукцию принимает рынок.

4)Получение прибыли и несение рисков – прибыль - цель деятельности фирмы. При этом важно, что она служит источником финансирования И, без которых невозможно развитие ни фирмы, ни Э в целом. Риски – неотъемлемый элемент рыночной Э, где ни что не может быть запланировано с абсолютной точностью.

5)Накопление опыта – фирмы являются самообучающимися системами. Успехи и неудачи тщательно анализируются, чтобы наращивать преимущества и устранять недостатки.

Циклы жизни фирм:

Компания, выбрав правильную линию поведения, может достаточно быстро пройти путь от малого бизнеса до крупного. Отправной точкой развития практически любой фирмы служит состояние КОММУТАНТ(соединители).

Если компания окажется гибкой, она достаточно быстро увеличится в размерах и накопит К. Но здесь ее поджидает 1-я опасность. Механическое увеличение размера без соответствующего изменения стратегии ведет к краху, т.к. на рынке господствуют крупные корпорации, и они не потерпят конкурентов. Чтоб выжить и продолжить развитие малой фирме нужно вовремя превратиться в специализированную компанию (ПАТИЕНТА– уникальная спецификация – рынок приборов измерения глазного давления – либо концентрироваться на производстве очень качественной и дорогой косметики небольшими партиями). Если фирма научиться делать что-либо существенно лучше других, ей уже не будут страшны конкуренты.

Компания растет, укрепляется, занимает все большую часть рыночного сегмента. Здесь ее поджидает 2-я опасность – ограниченный размер избранной рыночной ниши. Чтобы продолжить развитие и перейти к массовому производству, необходимо вторгнуться в сферу крупного бизнеса (КОМПАНИИ ВИОЛЕНТ – массовое производство стандартных товаров среднего по качеству и цене – компания Bosh). Данный переход к массовому производству оканчивается благополучно, если избранная специализация оказалась перспективной.

Второй вариант перехода к ВИОЛЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ более рискованный, т.к. связан с прорывным НТП, но занятая такой деятельностью компания ЭКСПЛЕРЕНТ может достаточно быстро превратиться в крупную корпорацию на волне динамично растущего спроса на новый Т (компания IBM на волне спроса стали крупнейшей корпорацией, когда предложила предприятиям вычислительные машины, а не только военным объектам).

Итак, фирма является многофункциональной организацией. Эффективное выполнение каждой из основных функций жизненно необходимо как для отдельных фирм, так и для нормальной работы всей рыночной экономики в целом.

Критерий эффективности специализированного производства.

 

  Проблема  эффективности связана с потребностью товаропроизводителя в максимальной экономии производственных ресурсов. В условиях рыночной экономики, когда  предпринимательская  деятельность осуществляется на свой страх и риск, значение ее резко возросло.  
     Эффективность производства – экономическая категория, отражающая сущность расширенного воспроизводства; она характеризует степень достижения основных целей, присущих расширенному воспроизводству . 
     При рассмотрении эффективности агропромышленного  производства принято различать  следующие ее виды: производственно-технологическую, производственно-экономическую, социально-экономическую  и эколого-экономическую. 
     Производственно-технологическая  эффективность отражает эффективность  использования производственных ресурсов. Она характеризуется системой показателей, отражающих степень использования  земельных, материальных и трудовых ресурсов в процессе производства. Основными показателями в данном случае являются землеотдача, фондоотдача, материалоемкость, трудоемкость и др. 
     Производственно-экономическая  эффективность характеризует совокупное влияние производственно-технологической  эффективности и экономического механизма. Она измеряется стоимостными показателями, такими, как себестоимость  продукции, валовой и чистый доход, прибыль. 
     Социально-экономическая  эффективность, будучи производной  от производственно-экономической, отражает реализацию экономических интересов  и характеризует эффективность  работы предприятия в целом. С  этой целью используется следующая  система показателей: стоимость  продукции на единицу земельной площади, норма прибыли, уровень рентабельности, фонд потребления в расчете на одного работника. 
     Эколого-экономическая  эффективность характеризует совокупную экономическую результативность процесса производства сельскохозяйственной продукции  с учетом его влияния на окружающую природную среду. При этом обязательно  учитывают наряду с материальными  и трудовыми затратами издержки, связанные с ликвидацией или  предупреждением негативных последствий  для природной среды, вызванных  сельскохозяйственной деятельностью, а также потери продукции, возникающие  по той же причине . 
     Некоторые специалисты при определении  эффективности производства выделяют только два ее вида: экономическую  и социальную. 
     Социальная  эффективность развития АПК проявляется, прежде всего, в том, что создаются  лучшие условия для воспроизводства  рабочей силы и повышения благосостояния народа. Другими словами, эффективность  производства оценивается не только с экономических позиций, но с  учетом его социального результата (улучшение условий труда и  социально-культурного обслуживания на селе, повышение реальной заработной платы и т. д.). Такая оценка может  быть выявлена посредством экспертных оценок и  расчетным методом. 
     Экономическая эффективность определяется путем  сопоставления полученного эффекта (результата) с использованными для  его получения ресурсами или  затратами. Оценка только по затратам недостаточна, так как результат  производства во многом зависит от всего объема ресурсов, вовлеченных  в производственный процесс. 
     По  масштабам охвата производственных процессов различают следующие  виды экономической эффективности: народнохозяйственную; отраслевую (сельскохозяйственного  производства в целом); отдельных  отраслей сельского хозяйства; предприятий; внутрихозяйственных подразделений (звеньев, бригад и т. д.); производства отдельных видов продукции на предприятии (зерна, овощей, молока и т. д.); отдельных хозяйственных мероприятий — агротехнических, зоотехнических, ветеринарных, экономических, организационных. 
     Народнохозяйственная  эффективность сельскохозяйственного  производства оценивается с точки  зрения удовлетворения им потребностей населения в продуктах питания, промышленности — в сырье, а также  финансового вклада отрасли в  решение народнохозяйственных задач. Отраслевая эффективность отражает результативность использования ресурсного потенциала и потребленных ресурсов в сельском хозяйстве. Другие виды эффективности аналогичны отраслевой, но только характеризуют результативность различных форм организации производства, внутрихозяйственных подразделений, производства отдельных видов продукции и мероприятий, проводимых в сельском хозяйстве. 
     Сущность  экономической эффективности сельскохозяйственного  производства может быть выражена через  ее критерий и показатели. Критерий эффективности — это признак, на основании которого производится оценка эффективности. Он указывает  на наиболее эффективный способ достижения цели, средство, с помощью которого измеряются и выбираются альтернативные варианты развития производства. Главным (общим) критерием эффективности является всеобщий закон экономии времени. Наличие различных видов эффективности и экономических интересов в обществе предопределяет наличие и других критериев, которые подчинены главному и являются его модификацией. 
     Критерий  экономической эффективности общественного  производства может быть сформулирован  в общем виде как максимум эффекта  с каждой единицы затрат общественного  труда или минимум затрат общественного  труда на каждую единицу эффекта.Повышение экономической эффективности отраслей АПК позволяет увеличить производство конечного продукта при том же ресурсном потенциале, снизить трудовые и материальные затраты на единицу продукции.

Конкурентное вытеснение неэффективного крупного производства мелким бизнесом.

Мелкий бизнес  это совокупность малых и средних предприятий, ограниченная определенными правовыми нормами.

Мелкий бизнес обладает Комутантная (приспособительная) стратегия, в то время как крупные фирмы обладают Виолентная («силовая») стратегия Виолентная стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного, стандартного производства товаров и/или услуг. Три важнейших разновидности фирм-виолентов получили запоминающееся название «гордых львов», «могучих слонов» и «неповоротливых бегемотов».

Коммутантная стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила мелкого неспециализированного предприятия состоит в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента.

По своей природе спрос всегда имеет точечное, локальное происхождение: у данного потребителя в связи с такими-то обстоятельствами появилась надобность в том-то и том-то. Совпадение в общих чертах запросов больших групп или отдельных слоев потребителей плюс наличие технической возможности поставить их удовлетворение на поток создают основу для массового (виоленты) или специализированного (патиенты) производства. Но условия эти выполняются далеко не всегда. И тогда на сцену выступают коммутанты.

Создаваемые каждый раз для данного конкретного случая бесчисленные мелкие предприятия выполняют роль соединительной ткани экономики. Лишь коммутанты готовы использовать каждую возможность для бизнеса, тогда как прочие фирмы очень строго придерживаются своего производственногопрофиля. Дело в том, что отсутствие крупных производственных мощностей, особых познаний в узкой области или научно-технических заделов – словом, всего, чем сильны другие фирмы – приводит к тому, что коммутантам (в рамках разумного) почти все равно, чем заниматься. Такая незаметность и даже безликость послужила основой присвоения коммутантам названия «серые мыши». Фирмы-мыши, однако, имеют и свойственные только этому типу преимущества. Им легко идти на столь резкие изменения сферы коммерческой деятельности, на которые другие фирмы неспособны. В свою очередь, повышенная гибкость становится источником силы коммутантов в конкурентной борьбе. Дух свободного предпринимательства с его постоянной нацеленностью на получение прибыли и готовностью прибегнуть ради нее к любым средствам проявляется в деятельности коммутантов в наиболее чистой и законченной форме.

Именно коммутантная стратегия преобладает среди новых российских частных фирм. Старейшие из них начинали как производственные кооперативы, в своем развитии пережили бум компьютерной торговли, период «иномарок», поменяли еще целый ряд специализаций. Да и по сию пору любое изменение таможенных пошлин или сравнительной рентабельности работы с разными товарами порождает массовую смену рода деятельности частных предприятий.

С точки зрения интересов всей экономики роль фирм-коммутантов вполне почтенна (хотя, в здоровом хозяйстве в отличие от нынешнего российского они, в основном, концентрируются не в торговле импортными товарами, а в производстве и сфере услуг). Компании-коммутанты появляются там, где:

    1. другие предприятия неэффективны (как, например, во многих случаях крупное хозяйство на селе в сравнении с фермерским);

    1. тех просто физически нет (местная, «ближайшая» бензоколонка, кафе, магазин);

    1. прочие фирмы не обеспечивают достаточно индивидуализированного подхода к клиенту (парикмахерская, косметический салон, семейный врач).

Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.

Достоинства :гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей. Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость. Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах. Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции. Подведя итог, можно сказать, что мелкий бизнес со своими достоинствами может вытеснять крупные и старые фирмы.

 

 

 

 

 

 

Задача 5. Дискриминация третьего рода (П)

В тех случаях, когда фирма не может точно установить предельную ценность каждой единицы товара для каждого потребителя и, следовательно, она не может проводить дискриминационную политику первого типа, возможно разделение совокупного спроса на группы потребителей с одинаковой предельной ценностью товара. Тогда фирма при условии невозможности арбитража может назначать разные цены для разных групп потребителей.

Предположим, что концерн BMW может производить любое количество автомобилей при постоянных предельных издержках, равных 15 тыс. долл. и фиксированных издержках, равных 20 млн. долл. При каких объемах продаж и ценах BMW будет максимизировать прибыль, если спрос в Европе и США соответственно равен: ЕВРОПА А QD  ЕВРОПА =18'000-400*P;

США  QD США = 5'500-100*P ,  где индекс ЕВРОПА означает Европу, а индекс США – США, и все цены и затраты  приведены в тысячах долларов. Предположим, что концерн BMW может сделать так, что  продажи в США будут осуществляться только уполномоченными дилерами

А) Какое количество автомобилей следует продавать фирме BMW на каждом из рынков и каковы будут цены на них? Какова будет совокупная прибыль?

Б) Если бы BMW заставили установить одну и ту же цену на каждом из рынков и каковы будут цены на них? Какова будет совокупная прибыль.

Ответ .

  А) PЕВРОПА=30 тыс.долл;

QЕВРОПА=6000

PСША=35тыс.долл

QСША=2000

∑ П=(30-15)*6000+(30-15)*2000-20000=110 млн.тыс.

Б) Если 55 >P >45,

QD=5500-100*P;

Если P >45, QD=23500-500*P;

Q=8000, P=31,

∑П=108 млн. долл.

Задача 9 Поведение монополиста

Фирма-монополист, максимизирующая прибыль, сталкивается с функцией рыночного спроса:  QD = 100 – P. , где P – цена единицы продукции. Постоянные издержки  монополиста равны 10, а функция его переменных издержек: VC(Q) = Q2.

А) Какой объем продукции следует производить монополисту? Какую цену на свою продукцию он должен установить? Продемонстрируйте решение на графике. Какова при  этом будет величина прибыли монополиста?

Б) Предположим, что государство облагает монополиста аккордным налогом в размере 400. Определите параметры равновесия и прибыль монополиста после введения аккордного налога.

В) Предположим, что государство вместо аккордного налога вводит специфический косвенный налог на монополиста в размере 20 за единицу продукции. Определите параметры равновесия и прибыль монополиста после введения количественного налога.  Продемонстрируйте решение на графике.

Решение

Информация о работе Фирма как основной субъект конкуренции