Государственные и муниципальные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 10:12, реферат

Описание работы

Унита́рное предприя́тие в России (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие — ГУП, Муниципальное унитарное предприятие — МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП) — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие).

Содержание работы

Введение
1.Основные понятия
2. Учреждение государственных и муниципальных унитарных предприятий
3. Учредительные документы (устав)
4. Государственная регистрация
5.Характеристика имущества
6. Процедура ликвидации унитарного предприятия

Файлы: 1 файл

гос. и муниципальные предприятия.docx

— 40.58 Кб (Скачать файл)
  • согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного 
    предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

  • утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

  • дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение 
    иных сделок;

  • осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.

Помимо указанных правомочий, собственник имущества казенного предприятия вправе:

  • изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или 
    используемое не по назначению имущество;

  • доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения 
    заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

 

6. Процедура ликвидации  унитарного предприятия

унитарное казенное предприятие

В порядке, установленном в п. 1 постановления Правительства Российской Федерации № 96, решения о ликвидации унитарного предприятия принимаются Правительством Российской Федерации.

Органом, проводящим процедуру ликвидации унитарного предприятия в соответствии с общим порядком, предусмотренным ст. 62 ГК РФ, является ликвидационная комиссия, к которой переходят функции и права органов ликвидируемого предприятия. Ликвидационная комиссия создается учредителем или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом юстиции на основании распоряжения, в котором указываются порядок и сроки ликвидации предприятия.

В работе ликвидационной комиссии могут, принимать участие специалисты по антикризисному управлению, представители соответствующих министерств и ведомств, финансовых органов, органов исполнительной власти и другие специалисты. Полномочия ликвидационных комиссий прекращаются с момента исключения предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц.

Основная задача ликвидационной комиссии заключается в том, чтобы завершить деятельность унитарного предприятия в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов и собственника его имущества. Во исполнение этой задачи ликвидационная комиссия:

  • письменно сообщает в орган государственной регистрации и лицензирования о том, что государственное унитарное предприятие находится в процессе ликвидации;

  • помещает в средствах массовой информации сведения о ликвидации государственного унитарного предприятия, порядке и сроке  заявления требований кредиторами унитарного предприятия (этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации);

  • направляет извещения в налоговую инспекцию, в банк, во внебюджетные фонды, в соответствующий центр занятости с приложением списка работников, подлежащих увольнению в связи с  ликвидацией;

  • проводит работу по выявлению всех кредиторов и дебиторов юридического лица и персонально в письменном виде уведомляет их о ликвидации, принимает меры к получению дебиторской задолженности.

Очень важным этапом работы ликвидационной комиссии является составление промежуточного и ликвидационного балансов.

Промежуточный баланс отражает состояние дел и имущества ликвидируемого предприятия на момент принятия решения о ликвидации и консолидирует соответствующие данные, на базе которых ликвидационная комиссия проводит расчеты с кредиторами и заявляет претензии и иски к должникам. Окончательный ликвидационный баланс отражает актив, оставшийся после прекращения всех расчетов и дел данного юридического лица.

Имуществом ликвидированного федерального унитарного предприятия, оставшимся после удовлетворения требований кредиторов, распоряжается Минимущество России в соответствии с российским законодательством как имуществом казны, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или уставом унитарного предприятия. Имущество ликвидированного предприятия получает статус имущества казны. После этого оно по решению собственника может быть закреплено за другим унитарным предприятием или учреждением либо реализовано в порядке приватизации.

Ликвидация унитарного предприятия может быть также проведена по основаниям, предусмотренным ст. 65 «Несостоятельность (банкротство) юридического лица» ГК РФ.

Если унитарное предприятие не в состоянии удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнит обязанность по уплате обязательных платежей и при этом соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, то соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «несостоятельности (банкротстве)» такое предприятие может быть признано несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда. Признание государственного унитарного предприятия банкротом в судебном порядке влечет его ликвидацию. Однако положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

Указанным Федеральным законом предусмотрено, что в арбитражном процессе по делу о банкротстве обязательно должен участвовать представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия. В качестве такого представителя могут выступать ФСФО России, Минимущество России, иной уполномоченный Правительством Российской Федерации орган.

Согласно названному Федеральному закону в отношении унитарного предприятия-должника арбитражным судом может быть введено внешнее управление. Статьей 69 этого Закона установлено, что с момента введения внешнего управления:

руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соответствии с Федеральным законом к другим лицам (органам). Эти полномочия внешнего управляющего включают в себя и право распоряжаться имуществом должника без каких-либо ограничений.

Ограничения полномочий, установленные для руководителя организации-должника, на управляющего не распространяются.

Решением суда о ликвидации унитарного предприятия на его учредителей либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены  обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Руководитель должника — унитарного предприятия вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом в предвидении банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что оно будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате  обязательных платежей в установленный срок.

Руководитель унитарного предприятия обязан обратиться с заявлением о признании банкротом в арбитражный суд в случаях:

  • когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника — унитарного предприятия в полном объеме перед другими кредиторами;

  • когда федеральным органом по управлению имуществом принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением  о признании унитарного предприятия банкротом;

  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Унитарное предприятие может принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной внесудебной ликвидации только совместно с кредиторами (п. 2 ст. 65 ГК РФ). При этом руководитель должника — государственного унитарного предприятия может добровольно объявить о банкротстве должника только при условии получения письменного согласия всех его кредиторов.

В добровольном объявлении о банкротстве должника — унитарного предприятиям его ликвидации, которое публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», указывается срок для заявления требований кредиторов и возражений кредиторов против ликвидации должника, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации указанного объявления. Руководитель должника — унитарного предприятия обязан рассмотреть требования кредиторов и приступить к расчетам с кредиторами,  в порядке, предусмотренном законом.

Ликвидация унитарного предприятия считается завершенной, юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация государственного унитарного предприятия влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

 

Литература:

 

  1. Предпринимательское право Р.Ф. Под ред. Е.П. Губина, М: Юристь, 2007г.

  1. Комментарий к законодательству о федеральных государственных унитарных предприятиях. Под ред. Ю.П. Орловского, Н.А. Ушаковой, - М: Юстицинформ, 2001г.

  1. Гражданский кодекс Р.Ф.(ч.1)

  1. Елизаров Ю. Ф. Экономика организаций. -М.: - Экзамен,2006.-248 с.

  1.  Котельникова Е.А., Экономика фирмы. –М.: Эксмо, 2009. -160 с.

  1.  Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия.-М.: ИНФРА-М, 2006.-415с.

  1.  Градов А.П. Национальная экономика. - Градов А.П.,2005. -240с.

  1.  В.Я.Поздняков, С.В.Казаков Экономика отрасли. –М.: ИНФРА-М, 2010. – 309с.

  1.  Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы).-М.: ИНФРА-М, 2007. — 601 с.

  1.  Горфинкель В.Я. Экономика предприятия.- М.: Юнити-Дана, 2007 - 670 с.

  1.  Полный сборник кодексов Российской Федерации: — Москва, Эксмо, 2009 г.- 1344 с.

  1.  http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/unitarnoe-predpriyatie.html - энциклопедия экономиста

  1. http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/202842.html - Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит.

  1.  http://base.garant.ru/12128965/5/ - информационно-правовой портал

  1. Росстат. База данных показателей муниципальных образований. Характеристика субъектов Российской Федерации по типам муниципальных образований и видам муниципальных учреждений на 1 января 2010 года.

  1. Федеральный закон от 08.05.2010 года № 83 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

  1. А.Н. Кольев «Нация и государство. Теория консервативной реконструкции», Логос, 2005 год.

  1. Р.Т. Мухаев «Система государственного и муниципального управления», Юнити-Дана, 2008 год.

  1. А.В. Усягин «Политическое управление и его территориальные аспекты», Букинистическое издание, 2005 год.

  1. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин «Стратегическое управление», ОМЕГА – Л, 2004 год.

  1. Б.А. Райзберг, «Государственное управление экономическими и социальными процессами», Инфра – М, 2010 год.

  1. Н.А. Омельченко «История государственного управления в России», Проект, 2010 год.

  1. Экономика муниципального сектора, Юнити – Дата, 2008 год.

Размещено на http://w Размещено на http://www.allbest.ru/

 

 

 


Информация о работе Государственные и муниципальные предприятия