Государство и предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:04, реферат

Описание работы

В настоящее время степень вмешательства государства в хозяйственную жизнь в России определяется главным образом конкретными условиями переходного периода до тех пор, пока рыночные отношения не займут господствующего положения, управление предприятиями и роль в нем государства будут существенно отличаться, в частности, от западных прототипов

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 17.75 Кб (Скачать файл)

Заключение (выдержка)

 

Подведя итоги проделанной  работы, необходимо отметить следующее.

 

В настоящее время степень  вмешательства государства в  хозяйст-венную жизнь в России определяется главным образом конкретными условиями переходного периода до тех пор, пока рыночные отношения не займут господствующего положения, управление предприятиями и роль в нем государства будут существенно отличаться, в частности, от западных прототипов

 

Выделяют три формы  государственного регулирования экономиче-ской жизни: 1) утверждение единых для всех общих правил поведения субъектов хозяйствования; 2) установление различных правовых режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов (или отдельных субъектов); 3) использование индивидуальных административных актов управления. Соотношение и степень внедрения указанных форм определяют степень вмешательства государства в экономические от-ношения.

 

В условиях российской приватизации проблема роли государства в управлении производством в отношениях «государство—фирма»  при-обретает особую остроту. Объясняется это тем, что рыночный механизм в России только зарождается и рыночные рычаги из-за сохраняющейся высокой монополизации экономики и практически полного отсутствия конкуренции не могут заменить регулирующую роль государства.

 

В то же время чрезмерное вмешательство государства в  эконо-мическую жизнь подавляет частную инициативу, снижает эффективность частной собственности, лишает конкуренцию динамики, сводя к минимуму эффективность рыночной экономики.

 

Государственная поддержка  предпринимательства может включать в себя как прямое финансовое субсидирование, льготное кредитование и се-лективное гарантирование кредитов, так и предоставление льгот по налогообложению, участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий, формирование и регулирование рынка труда, предоставление выгодных государственных заказов. Важную роль играют содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики, обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, координация деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей.

 

Приоритетными направлениями  расширения практики частно-государственного взаимодействия являются: развитие производственной, социальной и инновационной инфраструктуры с учетом интересов и при активном участии бизнеса; повышение эффективности использования государственной собственности и бюджетных расходов; стимулирование частного сектора к развитию предпринимательской активности в областях, обладающих наибольшим потенциалом качественного экономического роста.

 

Государство формирует систему  правовых актов, регламентирующих воздействие  на кризисные предприятия. Воздействие  государства на кризисное предприятие  осуществляется в соответствии с  законодательством, в котором особо  важную роль играет Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятия от 8 января 1998 г.

 

Само воздействие государства  на кризисные предприятия уже  предполагает взаимосвязь макро- и микроуровней экономики, поэтому антикризисное управление, осуществляемое даже в отношении отдельно взятого предприятия, нельзя относить исключительно к микроуровню экономики. Кроме того, взаимодействие несостоятельного предприятия с его кредиторами относится к мезоуровню экономики.

 

Таким образом, поставленные перед началом выполнения работы задачи решены, а, следовательно, цель достигнута.

 

Хочется добавить, что вопросы  взаимодействия бизнеса и государства  сегодня приобретают особую остроту. Государство, если посчитает нужным, может оказать любое воздействие, в т.ч. и силовое на предприятие любых размеров и направлений. Еще не остыли страсти вокруг недавних арестов руководителей «Юкоса». Это говорит о том, что к власти пришли сильные личности и время, когда шла грабительская приватизация, как в начале 90-х годов ХХ века, ушло безвозвратно.

Введение (выдержка)

 

В условиях широкомасштабной приватизации собственности в России, перехода к использованию различных  ее форм весьма актуальна задача определения  роли и функций государства в  рыночной экономике, взаимодействия государства  и предприятий.

 

Приватизация и массовое акционирование российских предприятий  привели к созданию уже не государственных, но и не вполне рыночных, независимых  субъектов хозяйствования, которые, с одной стороны, стремятся максимизировать  прибыль, а с другой — все еще  не адаптировались к потребностям рынка. Если добавить к этому отсутствие рыночного менталитета, стремление ряда хозяйственных руководителей  и коллективов — владельцев акций  к сиюминутному обогащению, то становится совершенно очевидным, что государство  на современном этапе не должно терять управления «несущими конструкциями» экономического комплекса. В течение  всего переходного периода государство призвано играть существенную роль в регулировании экономических процессов.

 

Становлению рыночных отношений  в России в значительной степени  препятствует неразвитость рыночной инфраструктуры. Важнейшей обязанностью государства  является оказание решающего влияния  на процесс формирования инфраструктуры рынка. В связи с этим его экономическая политика должна предусматривать целый комплекс специальных мер, затрагивающих важнейшие элементы рыночной инфраструктуры: кредитную систему и коммерческие банки; эмиссионную систему и эмиссионные банки; организационно оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах; аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества; систему регулирования занятости и центры (государственные и негосударственные) содействия занятости (биржи труда); информационные технологии и средства деловой коммуникации; транспортные агентства по изучению рынка, рекламные и информационные агентства, консультационные и аудиторские компании.

 

Развитие эффективных  институтов взаимодействия государства  и биз-неса выступает одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической инфраструктуры. Такое взаимодействие позволяет повысить эффективность бюджетного сектора экономики, науки и образования, с точки соответствия запросам экономики, снизить издержки бюджетов всех уровней при реализации инфраструктурных проектов.

 

Таким образом, вопрос взаимодействия государства и предприятий в  условиях рыночной экономики для  России является актуальным.

 

Цель данной работы состоит  в исследовании различных аспектов взаимодействия государства и предприятий  в условиях рыночной экономики.

 

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следую-щих целей:

 

• определение роли государственной  экономики на современном этапе;

 

• анализ современных форм государственного регулирования, принципов  организации и функций государственных  органов регулирования экономики;

 

• определение направлений  взаимодействия государства и предприятий  на современном этапе;

 

• проанализировать рычаги государственного воздействия на кризисные  предприятия.

 

Объект исследования данной работы – отношения государственных  органов власти и бизнеса. Предмет  исследования – механизм взаимодейст-вия государства и организаций в условиях рыночной экономики.

 

При написании работы были использованы монографии российских авторов  по изучаемой проблеме, статьи и  аналитические материалы из периодических  изданий.


Информация о работе Государство и предприятие