Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:04, реферат
В настоящее время степень вмешательства государства в хозяйственную жизнь в России определяется главным образом конкретными условиями переходного периода до тех пор, пока рыночные отношения не займут господствующего положения, управление предприятиями и роль в нем государства будут существенно отличаться, в частности, от западных прототипов
Заключение (выдержка)
Подведя итоги проделанной работы, необходимо отметить следующее.
В настоящее время степень вмешательства государства в хозяйст-венную жизнь в России определяется главным образом конкретными условиями переходного периода до тех пор, пока рыночные отношения не займут господствующего положения, управление предприятиями и роль в нем государства будут существенно отличаться, в частности, от западных прототипов
Выделяют три формы государственного регулирования экономиче-ской жизни: 1) утверждение единых для всех общих правил поведения субъектов хозяйствования; 2) установление различных правовых режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов (или отдельных субъектов); 3) использование индивидуальных административных актов управления. Соотношение и степень внедрения указанных форм определяют степень вмешательства государства в экономические от-ношения.
В условиях российской приватизации проблема роли государства в управлении производством в отношениях «государство—фирма» при-обретает особую остроту. Объясняется это тем, что рыночный механизм в России только зарождается и рыночные рычаги из-за сохраняющейся высокой монополизации экономики и практически полного отсутствия конкуренции не могут заменить регулирующую роль государства.
В то же время чрезмерное вмешательство государства в эконо-мическую жизнь подавляет частную инициативу, снижает эффективность частной собственности, лишает конкуренцию динамики, сводя к минимуму эффективность рыночной экономики.
Государственная поддержка
предпринимательства может
Приоритетными направлениями расширения практики частно-государственного взаимодействия являются: развитие производственной, социальной и инновационной инфраструктуры с учетом интересов и при активном участии бизнеса; повышение эффективности использования государственной собственности и бюджетных расходов; стимулирование частного сектора к развитию предпринимательской активности в областях, обладающих наибольшим потенциалом качественного экономического роста.
Государство формирует систему правовых актов, регламентирующих воздействие на кризисные предприятия. Воздействие государства на кризисное предприятие осуществляется в соответствии с законодательством, в котором особо важную роль играет Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятия от 8 января 1998 г.
Само воздействие государства на кризисные предприятия уже предполагает взаимосвязь макро- и микроуровней экономики, поэтому антикризисное управление, осуществляемое даже в отношении отдельно взятого предприятия, нельзя относить исключительно к микроуровню экономики. Кроме того, взаимодействие несостоятельного предприятия с его кредиторами относится к мезоуровню экономики.
Таким образом, поставленные перед началом выполнения работы задачи решены, а, следовательно, цель достигнута.
Хочется добавить, что вопросы взаимодействия бизнеса и государства сегодня приобретают особую остроту. Государство, если посчитает нужным, может оказать любое воздействие, в т.ч. и силовое на предприятие любых размеров и направлений. Еще не остыли страсти вокруг недавних арестов руководителей «Юкоса». Это говорит о том, что к власти пришли сильные личности и время, когда шла грабительская приватизация, как в начале 90-х годов ХХ века, ушло безвозвратно.
Введение (выдержка)
В условиях широкомасштабной приватизации собственности в России, перехода к использованию различных ее форм весьма актуальна задача определения роли и функций государства в рыночной экономике, взаимодействия государства и предприятий.
Приватизация и массовое акционирование российских предприятий привели к созданию уже не государственных, но и не вполне рыночных, независимых субъектов хозяйствования, которые, с одной стороны, стремятся максимизировать прибыль, а с другой — все еще не адаптировались к потребностям рынка. Если добавить к этому отсутствие рыночного менталитета, стремление ряда хозяйственных руководителей и коллективов — владельцев акций к сиюминутному обогащению, то становится совершенно очевидным, что государство на современном этапе не должно терять управления «несущими конструкциями» экономического комплекса. В течение всего переходного периода государство призвано играть существенную роль в регулировании экономических процессов.
Становлению рыночных отношений в России в значительной степени препятствует неразвитость рыночной инфраструктуры. Важнейшей обязанностью государства является оказание решающего влияния на процесс формирования инфраструктуры рынка. В связи с этим его экономическая политика должна предусматривать целый комплекс специальных мер, затрагивающих важнейшие элементы рыночной инфраструктуры: кредитную систему и коммерческие банки; эмиссионную систему и эмиссионные банки; организационно оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах; аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества; систему регулирования занятости и центры (государственные и негосударственные) содействия занятости (биржи труда); информационные технологии и средства деловой коммуникации; транспортные агентства по изучению рынка, рекламные и информационные агентства, консультационные и аудиторские компании.
Развитие эффективных институтов взаимодействия государства и биз-неса выступает одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической инфраструктуры. Такое взаимодействие позволяет повысить эффективность бюджетного сектора экономики, науки и образования, с точки соответствия запросам экономики, снизить издержки бюджетов всех уровней при реализации инфраструктурных проектов.
Таким образом, вопрос взаимодействия государства и предприятий в условиях рыночной экономики для России является актуальным.
Цель данной работы состоит в исследовании различных аспектов взаимодействия государства и предприятий в условиях рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следую-щих целей:
• определение роли государственной экономики на современном этапе;
• анализ современных форм
государственного регулирования, принципов
организации и функций
• определение направлений взаимодействия государства и предприятий на современном этапе;
• проанализировать рычаги государственного воздействия на кризисные предприятия.
Объект исследования данной работы – отношения государственных органов власти и бизнеса. Предмет исследования – механизм взаимодейст-вия государства и организаций в условиях рыночной экономики.
При написании работы были использованы монографии российских авторов по изучаемой проблеме, статьи и аналитические материалы из периодических изданий.