Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:38, контрольная работа
Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.
Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат.
1.1. Характеристика общих функций управления, их взаимосвязь 3
1.2. Системный подход в управлении 5
1.3. Организационные формы и структуры управления 6
1.4. Коммуникации в процессе управления 8
1.5. Развитие теории управления 8
Список использованной литературы 11
Рис. 1. Функциональная структура производственной фирмы
Упорядоченная совокупность функций и их взаимосвязь для выполнения целей фирмы составляют функциональную структуру предприятия. Укрупненная функциональная структура производственного предприятия представлена на рис. 14.1.
Функциональная структура
На основе функциональной структуры строится производственная структура предприятия, то есть, конкретный состав цехов, подразделений и служб предприятия в зависимости от типа производства и выбранной организации производства (по технологическому или предметно-замкнутому принципу) и размеров предприятия. Производственная структура предприятия была подробна рассмотрена в теме 7, а структуры вспомогательных и обслуживающих подразделений — в теме 8.
Таким образом, функциональная структура предприятия является базой для разработки производственной структуры, на основе которой создается организационная структура управления с учетом выбранной системы:
- линейной;
- функциональной;
- линейно-функциональной;
- дивизиональной;
- матричной;
- тензорной (множественной).
Понятие коммуникации и информации. Значение и роль коммуникации в управлении. Типы и структура коммуникационных процессов. Внешние коммуникации.
Коммуникация рассматривается как средство сообщения людям в той или иной форме информации, которую им необходимо знать, или же как двусторонний поток информации. Коммуникации это составная часть процесса управления человеческими ресурсами в любой организации. Они имеют очень большое значение при введении в должность, при обучении, предоставлении обратной связи сотрудникам, которыми Вы управляете, при дисциплинарных процедурах, ведении переговоров с представителями сотрудников и т.д.
Для того чтобы сотрудники могли работать как можно лучше, они должны:
знать, что они должны делать и почему;
понимать цели выполняемой ими работы и конечный результат их усилий;
знать, как их личные усилия согласуются с деятельностью всей организации;
понимать, на что тратятся средства организации.
Это - одна из функций менеджера или руководителя - сообщать своим подчиненным всю информацию, которую они должны знать, чтобы выполнять свою работу наилучшим, исходя из их способностей, образом. И это является непрерывным, постоянным процессом, а не всего лишь одноразовым действием при введении в должность.
Все категории штатных сотрудников, а не только выпускники университетов, имеют растущие ожидания, касающиеся их права знать о том, что влияет на них, их работу и жизнь. Чтобы получать максимальный результат не только от выполняемой сотрудниками работы, но и от их общей приверженности целям организации, следует немедленно доводить до их сведения информацию о всех вопросах, которые касаются их непосредственно, и как можно скорее о том, что может повлиять на них косвенно.
При осуществлении коммуникаций менеджеру необходимо четко представлять их цель: что должно быть передано, кому и когда и каков самый лучший канал для этого.
Основные школы в теории управления: научного управления, административного управления, человеческих отношений, поведенческих наук, социальных систем и др.
Развитие теории управления и прежде всего управления людьми в процессе производственной деятельности описывается авторами с различных позиций. Например, Р. Скотт, рассматривая теорию управления в развитии с двух точек зрения: с точки зрения закрытой и открытой систем и с точки зрения рационального и социального факторов, выделил четыре этапа в развитии теории и практики управления. При этом под открытой системой он понимал систему, воспринимающую и реагирующую (в отличии от замкнутой) на внешние воздействия, будь то изменение цен на сырье, ужесточение конкурентной борьбы или другие факторы.
Рациональный же фактор управления, в противовес социальному, низводит роль человека в процессе производства до простого механизма, отдавая приоритет чисто техническим аспектам.
Выделенные Р. Скотом четыре этапа достаточно удачно конкретизируются и дополняются классификацией А. Силадьи, который характеризует теории управления на фоне эволюции среды (прежде всего науки и промышленности), а также управленческим континуумом Клода Ст. Ждоржа – младшего (таб..1).
Вклад в развитие науки |
Выдающиеся представители |
Внешняя среда |
Классическая школа | ||
Научное управление; система контроля; хронометраж; Изучение движений; функции управления; административная теория |
Гант (1908), Тейлор (1911), Гилберт (1914), Черч (1914), Файоль (1916), Муни и Рейли (!931), Девис (1935), Урвик (1943), Гьюлик (1943). |
Рост размеров организации; рост рынка товаров и услуг; первая мировая война; депрессия; постиндустриальная революция; снижение роли собственника в управлении; рост влияния профессиональных менеджеров. |
Поведенческая школа | ||
Партисипативный подход; прикладная мотивация; профессиональные менеджеры; хоторнские исследования; управление в целом. |
Ротлисбергер (1939), Барнард (1938), Мэйо (1945), Друкер (1945), Макгрегор (1960), Ликерт (1961). |
Вторая мировая война; рост профсоюзов; потребность в подготовленных менеджерах. |
Школа управленческой науки | ||
Исследование операций; моделирование; теория игр; теория решений; математические модели. |
Черчмен (1957), Марч и Саймон (1958), Форрестер (1961), Райфа (1968). |
Рост размеров корпораций,; конгломераты; «холодная война»; спад производства; военно-промышленный комплекс. |
Ситуационный подход в управлении | ||
Динамическое окружение; органикомеханистическая теория; матричные разработки; социальная ответственность; организационные изменения; информационная система. |
Бернс Сталкер (1961), Вудфорт (1965), Томпсон (1967), Лоуренц и Лорш (1967). |
Расширяющаяся экономика; космическое соперничество; высокотехнологичные продукты; война во Вьетнаме; борьба за гражданские права; рост числа профессий, требующих высокой квалификации. |
С начала века (т.е. момента зарождения теории управления) и до 60-х годов принципы управления были построены по закрытому типу. Иначе говоря, руководителей мало интересовали проблемы, возникающие за пределами предприятий, а именно: конкуренция, вопросы сбыта и другие внешние проблемы. Работа фирмы рассматривалась с точки зрения закрытой системы.
На таких предприятиях до настоящего времени базировалась управленческая деятельность и в нашей стране.
Лишь с развитием общества, усложнением выпускаемой продукции, ростом наукоемких производств управленческая наука стала подходить к решению возникающих проблем исходя из того обстоятельства, что работа фирмы во многом обусловлена внешней средой.
С другой стороны, как это видно
в таб. 1.1 имеет место эволюция
и в другом направлении – от
рационального фактора к
Однако в своем развитии управленческая мысль пришла к пониманию того, что получение максимальной прибыли возможно лишь при совпадении интересов и целей фирмы с интересами исполнителей, т.е. рабочих и служащих, что, в свою очередь, привело к смещению рационализма в сторону ориентации на человеческий фактор.
1. Менеджмент. П. А. Кохно. – М.:Финансы и статистика, 2003.
2. Профессионалы в управлении. Мартынов С. Д. – Л.: Лениздат, 1991.
3. Менеджмент – путь к успеху. Любимова Н. Г. – М.: Агропромиздат, 2002.
Информация о работе Характеристика общих функций управления, их взаимосвязь