Этапы жизненного цикла организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают.

Содержание работы

1. Введение.___________________________________________________3
2. Определение и этапы жизненного цикла организации.___________4
3. Стадии жизненного цикла организации.________________________6
3.1. Преднатальная стадия, стадия выживания, стадия накопления, стадия структурирования, стадия становления, стадия трансформации, стадия синтезирования, стадия обретения миссии.__________________6
3.2. Стадии: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.____________________________________________________
4. Заключение.________________________________________________15
Список литературы.______________________________________________16

Файлы: 1 файл

теория организации готовый.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

    Сибирский институт бизнеса  и информационных технологий

(г. Омск)

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Дисциплина  

Тема (или № билета)  

 

Выполнила  

(Ф.И.О.)

Группа  

Адрес (с почтовым индексом):  

 

 

 

Проверила  

(подпись) Ф.И.О. преподавателя

Оценка   

Дата   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

 

Оглавление.______________________________________________________2

1. Введение.___________________________________________________3

2.   Определение и этапы жизненного цикла организации.___________4

3. Стадии жизненного цикла организации.________________________6

3.1. Преднатальная стадия, стадия выживания, стадия накопления, стадия структурирования, стадия становления, стадия трансформации, стадия синтезирования, стадия обретения миссии.__________________6

3.2. Стадии: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.____________________________________________________12

4.   Заключение.________________________________________________15

Список литературы.______________________________________________16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

 

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают.

 

Рождение любой организации связано с необходимостью удовлетворения интересов нового покупателя, с поиском и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель организации на данной стадии - выживание, что требует от руководства организации таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, неистовая работоспособность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Определение и этапы жизненного цикла организаций.

 

Для того, чтобы занять какое-либо место среди давно  развившихся компаний, новая организация  должна пройти все стадии «жизни» организации, так называемый жизненный цикл организации.

Жизненный цикл организации - это совокупность стадий, которые  проходит организация в период своей  жизни: рождение, детство, юность, зрелость, старение и возрождение.

Методологическая основа цикла - теория обретения равновесия комплекса со средой.

Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт  проходит через этапы рождения или  формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые  исключительные характеристики, которые  требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы:

 

1. Этап предпринимательства.  Организация находится в стадии  становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

 

2. Этап коллективности. Развиваются  инновационные процессы предыдущего  этапа, формируется миссия организации. Коммуникации в рамках организации и ее структура остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.

 

3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает для нее серьезной опасности.

 

4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

 

5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на ее продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.

 

При создании организации, когда творческий процесс протекает свободно, проявляется стремление к стабильному и устойчивому развитию. При этом решаются две задачи - обеспечение доступа к необходимым ресурсам и овладение механизмом конкуренции. Ключевую роль здесь играет анализ ситуации, получение объективной информации.

Стадии жизненного цикла организаций  аналогичны стадиям жизни живых  организмов, в которых мы выделяем периоды молодости, расцвета и старости. Природа роста и старения организаций, как и других живых организмов, проявляется в соотношении двух факторов - гибкости и управляемости.

 

По мере их старения соотношение  изменяется - управляемость растет, а гибкость уменьшается. При этом важно подчеркнуть, что время  существования организации и  ее размер не являются непременными атрибутами ее возраста.

Фазы жизненного цикла  фирмы можно описывать и при  помощи динамики объемов производства. Достижение равновесия фирмы - того объема производства, когда прибыль становится максимальной, - прямой путь к переходу в новое качество. Не решение данной проблемы - движение в направлении умирания экономической организации, коей является фирма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Стадии жизненного цикла организации.

3.1. Преднатальная стадия, стадия выживания, стадия накопления, стадия структурирования, стадия  становления, стадия трансформации, стадия синтезирования, стадия обретения миссии.

 

 

1. ПРЕДНАТАЛЬНАЯ СТАДИЯ

 

Хотя организация еще  физически не существует, эта стадия очень важна для ее будущей  жизни. Организатор решает вопрос о  том, какой будет эта организация, чем будет заниматься, кто будет осуществлять идею, и другие. На этой стадии мотивирующей целью основателя должно быть удовлетворение определенных потребностей клиентов. Он должен быть воодушевлен возможностями, которые даст его продукт потребителям. Залогом успеха является вера основателя в то, что существует реальная потребность и живые клиенты, которые по достоинству оценят новый товар или услугу.

 

Проблемы преднатальной  стадии:

 

- Отсутствие у будущего основателя организации связи с реальностью или механизма сверки с ней;

 

- Ориентация исключительно на прибыль;

 

- Приверженность, несоизмеримая с предстоящим риском.

 

Все это может привести к рождению организации, которая  в силу утопичности идей вскоре погибнет, не справившись с реальностью  и принеся одни огорчения и разочарования всем действующим лицам.

 

2. СТАДИЯ ВЫЖИВАНИЯ

 

Организация рождается  тогда, когда основатель берет на себя определенный риск. Риск может  выражаться различным образом - увольнение с прежней работы, аренда нового офиса, привлечение энтузиастов для выполнения подготовительных работ. С этого момента ситуация меняется кардинально. Основной акцент перемещается с идеи и перспектив на достижение конкретного результата, удовлетворение потребностей клиентов, ради которых и создавалась компания. Организации на этом этапе ориентированы на личные отношения. Все, как правило, называют друг друга по имени и почти отсутствует иерархия. В организации отсутствует система найма персонала или оценки деятельности. Люди нанимаются тогда, когда в них возникает необходимость.

 

Проблемы стадии выживания:

 

- Дефицит наличных средств

 

- Недостаточная приверженность руководителя

 

- Отсутствие практики последовательного управления организацией

 

- Сложности делегирования полномочий

 

3. СТАДИЯ НАКОПЛЕНИЯ

 

Преодолев проблемы этапа выживания, организация переходит на следующую стадию, когда деятельность и наличность как-то стабилизируются. Нехватка наличности перестает быть проблемой, клиенты начинают повторно обращаться за товарами/услугами, возникает определенная приверженность торговой марке, стабилизируются отношения с поставщиками, и проблемы управления перестают носить кризисный характер. Таким образом, организация постепенно начинает накапливать потенциал.

 

Чем больше успех организации, тем более самоуверенным, самонадеянным становится ее основатель. Для этой стадии развития характерен быстрый рост. При переходе от выживания к накоплению видение компании меняется от достаточно узкой перспективы к целой панораме бесконечных возможностей. Быстрый рост на этом этапе выливается в нехватку места в офисе.

Проблемы стадии накопления:

 

- Излишняя диверсификация

 

- Реактивная ориентация продаж

 

- Неопределенность задач и сфер ответственности

 

- Фирма организована вокруг людей, а не вокруг задач

 

- Делегирование полномочий - западня для основателя

 

4. СТАДИЯ СТРУКТУРИРОВАНИЯ

 

Эту стадию часто называют вторым рождением. Компания получает мощную (на своем уровне), управляемую систему, которая перестает зависеть от основателя, и роль личности в такой организации  уже не так заметна. В конце стадии структурирования мы можем наблюдать часовой механизм, где все связано друг с другом уже не приверженностью основателя, а системой управления. На предыдущих этапах сотрудники, скорее всего и не обладали всей необходимой информацией для принятия управленческих решений, поэтому концентрация власти в одних руках была вполне оправданна. Но теперь, когда масштабы и сложность организации увеличились, информации становится слишком много, чтобы с ней мог работать один человек. На этом этапе компании необходимо переключиться с установки «больше значит лучше» на установку «лучше значит больше». Это означает, что организации на этом этапе стоит переключиться с внешней ориентации на продажи внутрь, на организацию собственной деятельности. Такое изменение требует времени и размышлений сидя в офисе, что противоречит азартному стремлению персонала к увеличению продаж. В результате действия трех факторов (делегирования полномочий, изменения стиля руководства и смещения целей) в организации возникают конфликты в нескольких «измерениях». Это конфликты между:

 

I. «старожилами» и  новичками; 

 

II. основателем и профессиональным  менеджером;

 

III. основателем и компанией; 

 

IV. корпоративными и  индивидуальными целями.

 

Впервые в организации  происходит разделение власти и собственности, когда власть переходит к высокопоставленному чиновнику, а собственность остается в руках основателя (акционеров).

 

 Проблемы стадии  структурирования:

 

- Основатель теряет время. Чем дольше основатель не отдает ряд полномочий по принятию решений своим сотрудникам, тем больше им впоследствии понадобится времени на обучение тому, как принимать и воплощать в жизнь собственные решения.

 

- Синдром «вращающихся дверей». На этой стадии организации необходимо переключить основное приложение своих сил на новую структуру, внутреннюю политику, администрирование. В результате обычно приглашают профессионалов извне (приглашение нового лидера влечет за собой смену и на других постах).

 

- «Старожилы»

 

5. СТАДИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

 

На стадии становления организации предоставляется возможность попробовать себя в новой более значимой роли не только в сфере своей деятельности, но и выступить в качестве активного участника некоторых экономических и социальных процессов. Это связано, прежде всего, с ростом организации, развитием отношений внутри фирмы, изменением характера ожиданий персонала от организации, и наоборот. Этот этап посвящен также установлению тесных и дружественных связей с общественным мнением и поиску компанией своего неповторимого имиджа. Нередко компания становится менее доступной для клиентов. Специалисты по рекламе и связям с общественностью стараются привлечь как можно больше потребителей товаров и услуг.

Предыдущие этапы жизненного цикла способствовали постепенному росту влияния организации на рынок предлагаемых товаров и услуг. Но, несмотря на все трудности, по объемам продаж, рекламному бюджету, области распространения филиалов и партнеров фирмы, можно судить о выходе компании на новый уровень охвата рынка, что является одной из важнейших характеристик этапа становления.

 

6. СТАДИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ

 

Для того чтобы справиться с большинством из перечисленных проблем, компании необходимо сделать следующий шаг  в развитии - пройти стадию трансформации.   Чаще всего организация сначала выходит на новый уровень охвата рынка (коллектив, к сожалению, не сразу это понимает), и только спустя некоторое время постепенно привыкает к новому статусу и требованиям. Именно новые требования являются ключевыми словами для этапа трансформации, в течение которого организации предстоит решить очень непростую задачу, а именно, по возможности, полностью перейти на качественно новые стандарты. Вследствие чего внутренний и внешний маркетинг станут основными инструментами в конкурентной борьбе.

Информация о работе Этапы жизненного цикла организации