Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:34, контрольная работа
Этническая социология изучает весьма сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко оказываются весьма запутанными и противоречивыми. В них выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей, или этносов.
Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы этнических обществ … 3
Национально-этнические отношения. Межэтнические конфликты: причины возникновения и способы разрешения…………………………………… 8
Практическое задание…………………………………………………….. 12
Заключение………………………………………………………………… 14
Литература………………………………………………………………….. 15
Содержание
Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы этнических обществ. ……………………………………………………… 3
Национально-этнические
отношения. Межэтнические конфликты:
причины возникновения и
Практическое задание…………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы этнических обществ.
Этническая социология изучает весьма сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко оказываются весьма запутанными и противоречивыми. В них выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей, или этносов.
Этническая общность – это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением или длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относят язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции.
К наиболее древним этническим общностям относят племена, жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. Оно обладало этнонимом (названием). Племена – это форма организации первобытно-общинного строя, который в различные исторические эпохи существовал на разных континентах земли. Существуют они и в настоящее время.
С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности, - народу. Все народы как этнические общности на стадии цивилизации всегда отличались и отличаются поныне своими особыми социально-этническими признаками, в том числе особенностями своего происхождения, языка, культуры и т.д. В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Племена сменились нациями, достигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи.
Процесс создания нации, как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического самосознания. Обо-собившиеся нации создают государства. В Европе этот процесс происходил в период перехода от феодализма к капитализму и окончательно завершился в период создания зрелой капиталистической экономики и создания национальной культуры, в основных странах европейского континента - Франции, Германии, Испании и др.. В России подобный процесс образования наций начался в дореволюционный период, но он не получил своего естественного завершения, был прерван Октябрьской революцией, после которой национальный вопрос стал решаться с позиций марксистско-ленинской идеологии, в рамках тоталитарной системы власти.
Все социально-этнические общности охватывает понятии «этнос»
Древнегреческое слово «этнос» имеет около 10 значений: народ, толпа, племя, масса и т.д.
В этнографической литературе под «этносом» принято понимать устойчивую общность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющих свою самобытную культуру, язык, обладающих самосознанием.
В советской социологии и этнографии традиционно считалось, что этническое деление есть разновидность социального и этносы представляют собой целостные системы, неразрывно связанные с социально-экономическими факторами. Следовательно, этнос - явление социальное.
Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этноса:
естественно-биологический,
социокультурный.
Истоки первого восходят к середине XIX века, и его представители относились к так называемой расово-антропологической школе в натуралистической социологии, о чем мы упоминали в наших предыдущих лекциях. Представители этого направления Ж.А. де Гобино, С. Аммон, Ж. Ляпуж считали, что этнокультурное разнообразие человечества обусловлено генетическими различиями.
Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается прежде всего в том, что в отличие от этнографии, имеющей четко выраженный исторический и описательный характер, в социологии этнические общности рассматриваются как элементы социальной структуры общества, в тесной взаимосвязи с другими социальными группами -классами, стратами, территориальными общностями и различными социальными институтами.
Из трех указанных выше разновидностей этноса, социологи первосте-пенное внимание уделяют изучению наций и национальных отношений, так как этот тип этноса преобладает в современном мире, в том числе и на территории нашей страны. Поэтому в социологической литературе термины «этнический» и «национальный» часто используются как синонимы или в словосочетании «национально-этнический».
В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество суждений о нациях как этнических общностях, сформировавшихся задолго до капитализма.
По мнению французского
ученого Э. Ренана нацию
Одним из признаков
нации Ренан называет общность
интересов входящих в нее
Французский социолог и социальный психолог Густав Лебон исходил из того, Что «каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические способности».Душа народа – это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Римляне, по его словам, имели очень сильный идеал. В этом была сила Рима. Впоследствии на первый план вышли стремление к роскоши, разврат, что ослабило нацию.
Идею «души народа» как «души нации» поддерживал и развивал немецкий философ Вильгельм Вундт. Он справедливо утверждал» чтобы понять душу народа, надо знать его истории. Полезными, по его словам, будут знания по этнологии, искусству, науке, религии, языку и обычаям.
Австрийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Главными отличительными признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. Национальное сознание трактуется им как осознание того факта, что люди сходятся между собой « в обладании известными культурными ценностями», а также в направлении их воли, что и составляет особенности их национального характера.
Развивая весьма
актуальную сегодня теорию
Обобщая сказанное,
можно утверждать, что нация –это
особая историческая общность
людей, характеризующаяся
Национальное в
любых своих проявлениях
Термины «этнос»,
«народ», «нация»можно
Что же касается понятия «национальность», то оно обозначает этнические признаки не только целых наций, компактно проживающих на определенных территориях, но и всех е представителей, где бы они не жили, в том числе на территориях других народов и государств.
Национально-этнические отношения. Межэтнические конфликты: причины возникновения и способы разрешения
Национальные
отношения всегда связаны с
решением определенных
Объективной предпосылкой
возникновения и развития
Национальные отношения носят, как правило, комплексный характер, ибо касаются регулирования многих сторон взаимоотношений между народами (этносами). Они заключают в себе более или менее богатое духовное содержание, поскольку вступающие в них субъекты неизбежно демонстрируют своё этническое сознание и самосознание, подчас довольно сильные страсти, присущий им настрой чувств, умов. При этом нередко проявляются разного рода иллюзии, заблуждения, предрассудки и мифы. В этом - одна из особенностей проявления национально-этнических отношений между народами.
Субъектами национальных отношений выступают большие и малые этносы (народы). Среди них такие великие народы, как русский, французский, китайский и т.д., и в то же время малые ( в смысле малочисленные) народы Кавказа, российского и американского Севера и др. Разного рода социальные группы и слои населения могут выступать в качестве субъектов национальных отношений именно как представители каких-то этносов (наций) и по поводу решения национально-этнических проблем.
В отношениях
между так называемыми
Межнациональные
отношения могут проявляться
в виде экономических,
Экономические
межнациональные отношения
Политические межнациональные отношения в многонациональном государстве касаются прежде всего участия всех народов (наций) в осуществлении политической власти и решении на государственном уровне важнейших проблем их жизни. Данные отношения направлены, кроме того, на осуществление гражданских прав и свобод представителей различных наций. Наконец, свою роль играют национальные политические отношения на уровне межгосударственных отношений народов.
Важнейшую роль
в жизни и развитии каждой
нации играют межнациональные
отношения в сфере их духовной
жизни. Они направлены на
Можно указать
на межнациональные
Информация о работе Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы этнических обществ