- Эволюция
управленческой мысли.
Важнейшие
подходы, внесшие
существенный вклад
в развитие теории
и практики управления.
Школа
научного управления.
- Управленческие
революции.
Наиболее
длительным периодом в развитии теории
и практики управления был древний
этап – начиная с 9
– 7 тысячелетия до н.э.
Исследователи
выделяют пять управленческих
революций.
- Религиозно-коммерческая
– зарождение письменности в Древнем
Шумере, появление в древний период в Азии,
Африке и Европе рабовладельчества, государственности,
формирование бюрократических организаций;
введено кооперативное разделение труда,
командная иерархия, стандартизация, проектирование,
планирование, организация труда;
- 18
век до н.э. – царь Хаммурапи и его свод
законов управления государством для
регулирования всего разнообразия общественных
отношений между различными социальными
группами населения;
- 605
– 582 гг. до н.э. – Навуходоносор 2 и его
деятельность, направленная на соединение
государственных методов правления с
контролем за деятельностью в сфере производства
и строительства;
- 17
– 18 вв. – связана с зарождением капитализма
и началом индустриальной цивилизации;
главным революционным преобразованием
этого периода в области управления было
его отделение от собственности и зарождение
профессионального менеджмента;
- конец 19
– начало 20 века – бюрократическая
– так как теоретической платформой
преобразований в области управления
была концепция бюрократии, позволившая
сформировать крупные иерархические структуры
управления, осуществить разделение труда,
ввести нормы и стандарты, установить
должностные обязанности и ответственность
менеджеров.
Отсюда
ВЫВОД: первые
четыре управленческих
революции отражают понимание управления
как искусства, т.е. как способности руководителей
эффективно применять накопленный опыт
на практике; пятая же управленческая
революция символизирует собой начало
конституирования управления в самостоятельную
область человеческих знаний, науку.
Т.о.,
управление стало превращаться в
науку только в конце 19 века, хотя
уже в 18 веке начался процесс разграничения
управления как науки и искусства. В этот
период начали формироваться попытки
теоретических подходов к управлению.
Создатели
школы научного управления – Ф. Тейлор,
Ф. Гилбрет, Гантт,
Они полагали,
что, используя наблюдение, измерение,
логику и анализ, можно усовершенствовать
многие операции ручного труда и добиться
их эффективного выполнения. Основой
методологии научного управления стал
анализ содержания работы, выявление ее
основных компонентов и рационализация
ее выполнения.
Основные принципы школы научного
управления состоят в следующем:
- Использование
научного анализа для определения лучших
способов выполнения работы;
- Отбор работников
лучше всего подходящих физически интеллектуально
для выполнения конкретных работ и их
профессиональное обучение;
- Обеспечение
работников ресурсами, необходимыми для
эффективного выполнения их задач;
- Установление
реалистичных норм производства и использование
материального вознаграждения за их выполнение
и перевыполнение;
- Сотрудничество
между администрацией и работниками в
деле практического внедрения научной
системы организации труда;
- Отделение
управленческих функций планирования
работы от самой работы (руководители
должны думать, а работники работать).
ВЫВОД:
Благодаря разработке концепции научного
управления оно было признано самостоятельной
областью научных исследований и было
доказано, что методы, используемые в науке
и технике, могут быть эффективно использованы
в практике деятельности организаций
для достижения намеченных целей.
(А. Файоль,
Л. Урвик, М. Вебер) Ее цель – разработка
универсальных принципов управления организации
в целом, которые обязательно приведут
организацию к успеху. рассматривает подходы
к управлению организацией в целом.
Анри Файоль сформулировал 14 принципов:
- Разделение
труда. Целью разделения труда является
выполнение работы, большей по объему
и лучшей по качеству, при тех же усилиях.
Это достигается за счет специализации,
т.е. за счет сокращения числа целей, на
которые должны быть направлены внимания
и усилия.
- Полномочия
и ответственность.
Полномочия – право отдавать приказы.
Ответственность – обязанность отвечать
за из правильность.
- Дисциплина.
Предполагает четкое и ясное взаимопонимание
между работниками и руководителями, базирующееся
на уважении правил и договоренностей,
существующих в организации. Одной из
главных задач руководителя должна быть
фиксация соглашений, в которых написаны
все дисциплинарные формальности.
- Единоначалие.
Работник должен получать приказы только
от одного начальника.
- Единство
руководства. Каждая группа действующая
в рамках одной цели должна иметь единый
план действия и одного руководителя.
- Подчиненность
личных интересов общим.
Интересы одного работника или группы
работников, не должны превалировать над
интересами организации.
- Вознаграждение
персонала. Оплата должна отражать содержание
организации и стимулировать персонал
на работу с максимальной отдачей.
- Централизация.
Условие, при котором право принимать
наиболее важные решения остается за высшими
органами управления. Уровень централизации
и децентрализации должен зависеть от
конкретных условий и выбираться таким
образом, чтобы давать наивысшие результаты.
- Иерархичность.
Характеризуется многоуровневым управлением
в виде ступенчатой скалярной структуре
лиц, стоящих на руководящих должностях,
начиная от лица занимающего самое высокое
положение в этой цепочке и заканчивая
руководителем низового звена.
- Порядок.
Есть место для всего (для каждого) и все
(каждый) находится на своем месте.
- Справедливость.
Лояльность и преданность персонала должны
обеспечиваться уважительным и справедливым
отношением администрации к подчиненным.
- Стабильность
рабочего места для персонала.
Высокая текучесть кадров является и причиной
и следствием плохого управления.
- Инициативность.
Руководители должны поощрять подчиненных
за выдвижение новых идей и оказывать
им организационную поддержку.
- Корпоративный
дух. Руководителям следует мотивировать
принцип «В единстве сила». Единство является
результатом общих интересов персонала.
Линдалл
Урвик сформулировал следующие организационные
принципы, которым должны следовать руководители
организации:
- Соответствие
работников структуре.
В начале следует детально разработать
структуру организации, а затем подобрать
специалистов, в наибольшей мере соответствующих
требования структуры.
- Создание
общего и специализированных штабных
подразделений. Основной функцией специализированных
штабных подразделений, должна быть разработка
рекомендаций для руководителей организации.
Основной задачей общей штабной структуры
является подготовка приказов, контроль
текущей работы и оказание помощи руководителю
координации действий штабных специалистов.
- Сопоставимость
прав и ответственности.
Недостаточно возлагать на линейных руководителей
только ответственность за их деятельность.
Необходимо также делегировать и права
соответствующие их ответственности.
- Соблюдение
нормы управляемости (количество людей
непосредственно подчиненных руководителем).
Норма управления зависит от индивидуальных
качеств руководителя.
- Определенность.
Для каждой должности в организации должны
быть письменно определены права, обязанности,
ответственность, характер взаимосвязей
с другими сотрудниками.
Логическим
завершением административной
школы управления
стала концепция «рациональной бюрократии»
М. Вебера (немец. социолог и экономист).
Он считал, что организации должны управляться
на безличной, сугубо рациональной основе.
Вебер назвал эту организационную форму
управления бюрократией, и сформулировал
следующие принципы построения бюрократической
организации:
- Разделение
труда на базе функциональной специализации;
- Наличие четко
очерченной иерархической системы распределения
власти;
- Наличие системы
правил и норм, определяющих права и обязанности
работников;
- Наличие системы
правил, регламентирующих поведение работников
в каждой конкретной ситуации;
- Отсутствие
личностного начала в межличностных отношениях;
- Отбор сотрудников
и их продвижение по службе осуществляются
в соответствии с их квалификацией, уровень
которой определяется либо на экзамене,
либо по уровню образования и выслуге
лет;
- Стратегическая
направленность на пожизненный найм работника;
- Все административные
решения оформляются в письменном виде,
что обеспечивает их преемственность
во времени.
- Управление
административной деятельностью состоит
в разработке доскональных письменных
инструкций и контроля их неуклонного
выполнения
ВЫВОД:
вклад представителей административной
школы состоит в том, что они:
- рассмотрели
управление как универсальный процесс,
состоящий из нескольких взаимосвязанных
функций;
- дали анализ
функций управления;
- сформулировали
систематизированную теорию управления
организацией;
- выделили
управление как особый вид деятельности.
Суть
школы: признание чел фактора
основным элементом эффективности организации.
Представители считали, что по-настоящему
эффективный контроль над процессами
труда исходит от самого работника и что
производительность труда в основном
зависит от того, какие отношения существуют
между руководителем и работниками и между
самими работниками.
Представители
– Мэйо, Фолетт, Бернард.
Основные положения школы:
- производительность
труда зависит от морального климата в
коллективе
- удовлетворение
соц потребностей работников способствует
повышению эффективности организации
- адаптация
работников к изменениям во внешней и
внутренней среде облегчается, если они
работают в сплоченном коллективе
- руководители
должны информировать работников о планах
и деятельности организации
- привлечение
работников к управлению производством
повышает их заинтересованность в эффективном
труде.
Количественная
школа. Саймон
Отличается
от других школ управления широким применением
математических и статистических методов
в принятии управленческих решений.
Представители школы рассматривают
управление как логический процесс,
который может быть представлен в математическом
виде.
Основным методом количественной
школы является моделирование. Как
правило, модель упрощает реальность,
что позволяет сократить число переменных,
подлежащих рассмотрению. Кол-ые методы
применяются в таких сферах упр деятельности
как управление запасами, распределение
ресурсов, оптимизация транспортных потоков
и т.д.
Процессный
подход к управлению.
М.
Хаммер, Д. Чампи
Постулат о взаимосвязанности управленческих
функций является основой процессного
подхода к управлению. В соответствии
с этим постулатом управленческие функции
не могут рассматриваться в отрыве друг
от друга, т.к. управленческое воздействие
не бывает разовым, оно всегда является
серией взаимосвязанных управленческих
действий.
Процесс
управления – совокупность управленческих
действий, предпринимаемых при выполнении
управленческих функций планирования,
организации, мотивации и контроля.
Системный
подход в управлении.
Акофф,
Связан с применением общей теории систем
для решения управленческих задач. Он
предполагает, что руководители должны
рассматривать организацию как совокупность
взаимосвязанных элементов (люди, структура,
задачи, технологии), которые ориентированы
на достижение различных целей в условиях
меняющейся внешней среды. Каждое решение
имеет последствие для всей системы.
Ситуационный
подход.
Стогдилл,
Фоллет, Сторонники этого подхода утверждают,
что универсальных методов управления
не существует, т.к. результаты одних и
тех же управленческих действий в различных
ситуациях могут существенно отличаться
друг от друга. В этом подходе главным
фактором является ситуация, т.е. конкретный
набор обстоятельств, который оказывает
наибольшее влияние на организацию в данное
конкретное время. С точки зрения ситуационного
подхода управление – искусство руководителя
использовать собственный опыт и научные
рекомендации в каждой конкретной ситуации.
Проблемы
управления в условиях перехода к рыночным
отношениям.
Источником большинства проблем, возникающих
перед российской системой управления
при переходе к рыночным отношениям, стал
вопрос создания и распределения добавленной
стоимости. Любая коммерческая структура
должна создавать добавленную стоимость
и распределять ее между собственниками,
наемными работниками, гос-вом и обществом
вцелом. Из добавленной стоимости акционеры
получают прибыль, кредиторы % платежи,
сотрудники з/п, Правит-во налоги, общество
защиту экологии и прав чела. Основными
препятствиями на этом пути являются:
- неадекватное
отношение к нововведениям и творческой
деятельности в реализации новых возможностей
создания добавленной стоимости
- недостаточная
проработанность принципов перераспределения
добавленной стоимости
- запутанная
и противоречивая система законов, регулирующих
экономическую деятельность
Возрастание
роли человеческого фактора в управлении.
Управление – непрерывный процесс
воздействия на объект управления (личности,
коллектив, технологический процесс, предприятие,
государство) для достижения оптимальных
результатов при наименьших затратах
времени и ресурсов. Каждый специалист
в области управления должен владеть теорией,
практикой и искусством управления, уметь
четко определять цели своей деятельности,
определять стратегию и тактику, принимать
управленческие решения и нести персональную
ответственность за них.