Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 09:26, доклад
Организация является основной ячейкой в социальной структуре современного общества. Социальная жизнь людей протекает в составе тех или иных организаций (производственных, финансовых, коммерческих, научных, образовательных, общественных и т. д.). Сложная система отношений в организации таит в себе возможность возникновения самых различных конфликтов, которые специфичны как по содержанию и динамике, так и по способам разрешения. Любая организация характеризуется внутренней и внешней средой. Основу внутренней среды организации составляют ее функциональная структура, цели и задачи, ресурсы, технологии и коммуникации. Внешняя среда организации включает в себя факторы и социальные условия окружающей среды. Факторы внутренней и внешней среды организации могут становиться причиной конфликтов.
Конфликты в организации, причины, последствия, методы урегулирования.
Организация является основной ячейкой в социальной структуре современного общества. Социальная жизнь людей протекает в составе тех или иных организаций (производственных, финансовых, коммерческих, научных, образовательных, общественных и т. д.). Сложная система отношений в организации таит в себе возможность возникновения самых различных конфликтов, которые специфичны как по содержанию и динамике, так и по способам разрешения. Любая организация характеризуется внутренней и внешней средой. Основу внутренней среды организации составляют ее функциональная структура, цели и задачи, ресурсы, технологии и коммуникации. Внешняя среда организации включает в себя факторы и социальные условия окружающей среды. Факторы внутренней и внешней среды организации могут становиться причиной конфликтов.
Конфликты в организации – это конфликты, возникающие между субъектами социального взаимодействия внутри организации. Сегодняшние исследователи отмечают разнообразие конфликтов, их не только негативные, но и позитивные последствия. Во многих ситуациях управленческой деятельности конфликт помогает выяснить истину и позитивно решить проблему.
Во многих ситуациях конфликт
помогает выявить разнообразие точек
зрения, дает дополнительную информацию,
помогает озвучить большое число
альтернатив или проблем. Это
делает процесс принятия решений
группой более эффективным, дает
людям возможность выразить свои
мысли и тем самым
В то же время конфликты
могут иметь и
Любой конфликт, если его своевременно не разрешить, превращается в деструктивный. Сначала он разрушает отношения между людьми, а затем дезорганизует систему управления.
К позитивным функциям конфликтов следует отнести:
- определение и выявление
скрытых противников
- выявление позиций и сторон оппонентов;
- получение новой информации об оппонентах;
- выявление проблем,
- определение новых правил корпоративного поведения;
- стимулирование к развитию корпорации;
- сплочение коллектива
перед лицом проблем,
- снятие социальной
Негативные функции конфликтов:
- оттягивают большие силы и средства на их разрешение;
- снижают дисциплину;
- осложняют восстановление порядка в организации после конфликта;
- подрывают авторитет администрации;
- ухудшают социально-
- увольнение персонала.
Положительные функции укрепляют
и стимулируют социально-
1. Недостатки в организации
производственных процессов,
2. Неправильные действия
руководителя из-за отсутствия
у него опыта (неумение
3. Недостатки стиля работы
и неправильное поведение
4. Расхождение мнений работников в оценке явлений производственной жизни.
5. Нарушение внутригрупповых
норм поведения, распад
6. Противоречия интересов людей, их функций в трудовой деятельности.
7. Несовместимость в силу
личностных, социально-демографических
(пол, возраст, социальное
8. Личностные характеристики
отдельных людей - специфические
особенности поведения,
Также можно дополнить этот перечень еще двумя причинами: неправильные действия руководителей в субъективно восприятии подчиненных; несовместимость стиля управления и стиля подчинения.
Все эти причины можно разделить на организационные (проблемы менеджмента) и психологические (проблемы отношений между людьми).
Существует множество способов разрешения организационных конфликтов, но для каждого конфликта нужно подобрать подходящий. Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:
1) во время переговоров
приоритет должен отдаваться
обсуждению содержательных
2) стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности;
3) стороны должны
4) участники переговоров
должны стремиться превратить
значительную и скрытую часть
конфликтной ситуации в
5) все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу.
Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.
Так же корпоративная культура выступает как бы посредником при разрешении конфликта между администрацией и конфликтующей стороной. Процесс урегулирования включает в себя:
1. Анализ конфликтной ситуации.
2. Выбор способа урегулирования конфликта.
3. Реализацию выбранного решения.
4. Контроль качества выполнения решения.
5. Снятие послеконфликтного напряжения.
Корпоративная культура влияет также на эффективность процесса урегулирования конфликта, способа его разрешения.
В большинстве случаев, когда возник конфликт, в нем принимает участие руководитель предприятия. Его роль - в разрешении данного конфликта. Преодолеть конфликт руководитель может, только используя элементы корпоративной культуры:
- заинтересовать конфликтующую
сторону в решении конфликта,
используя сильные стороны
- аргументировать свои
требования с учетом норм
- уметь слушать подчиненных;
- вникать в заботы и нужды подчиненных;
- не идти без особой нужды на конфликт, пресечь его в начале;
- вести диалог тактично, культурно;
- разговаривать на "вы";
- использовать поддержку
общественных организаций и
- не злоупотреблять служебным положением;
- если руководитель не прав - лучше сразу признать это;
- не забывать, что конфликтный руководитель - это плохой руководитель;
- не забывать - конфликтный руководитель - это неудобный руководитель.
Основные этапы разрешения конфликтов с учетом корпоративной культуры можно определить следующим образом:
- создание атмосферы
- стремление к ясности отношений и общения;
- признание наличия конфликта;
- определение процедуры решения проблем;
- определение альтернативных путей решения;
- выработка соглашений;
- определение сроков выполнения решений;
- воплощение планируемых мероприятий в жизнь;
- оценка принятого решения.
Только урегулированный конфликт способствует улучшению деятельности организации. Он также способствует сплоченности коллектива, повышает уровень идентификации его членов с общими целями и удовлетворенности в группе. Поэтому на каждом предприятии, если его руководство желает добиться поставленных целей, необходимо постоянное внимание уделять управлению организационными конфликтами.
Информация о работе Конфликты в организации, причины, последствия, методы урегулирования